Введение
Информационные технологии с большой скоростью проникли в сферу среднего профессионального образования. Это не случайное явление, а отражение деятельности государства в образовательной сфере. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает существенное обновление содержания и структуры профессионального образования в широком смысле слова. На уровне педагога – предметника были первые восторги от того, что в учреждениях профессионального образования появились учебные классы и выход в Интернет. Воспринимается владение обучающимися и педагогами набора приемов общения с компьютером, включая , в редких случаях, языки программирования. Для предметных областей, как бы отдаленных от компьютеров, постепенно становится обычным использовать информацию, полученную из Интернет и из все более доступных электронных пособий.
Следующим этапом является переход от использования сторонних материалов к созданию силами преподавателей и обучающихся собственных учебно-методических пособий как в среде подготовки электронных презентаций, так и в среде - мощном удобном интегрированном инструменте, позволяющем создавать привлекательные и информативные сайты. При этом изменяется характер взаимоотношений между преподавателем и обучающимися, которые становятся полноправными организаторами занятий.
Основная часть
При изучении новой темы по химии важно как и посредством кого передается сообщение.Следует заметить, что любое получаемое сообщение преломляется через призму опыта, знаний, склонностей, эмоционального состояния на момент передачи информации. Излагая новую тему, преподаватель демонстрирует презентацию, а обучающимся предлагается подобрать любой материал, соответствующий изучаемой теме. Объем, вид и способ представления не регламентируется. Это может быть устное сообщение, доклад, компьютерная презентация, публикация и т. д. Это создает атмосферу заинтересованности каждого студента, стимулирует обучающихся к использованию различных способов выполнения заданий, позволяет обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму работы, проявлять инициативу, самостоятельность, т. е. получить возможность для естественного самовыражения. Это стимулирует интерес к предмету и делает учебу осмысленной и эффективной. Результаты бывают, порой, весьма неожиданные.
Так, при изучении темы: «Химия в строительстве» один из учащихся принес на урок кусок водопроводной трубы из органического вещества и попросил всех учащихся определить материал из которого была изготовлена водопроводная труба. Первоначальные ответы были слишком неточные. Преподавателем было предложено студентам химическим путем определить материал. Для этого часть куска водопроводной трубы нагрели без доступа воздуха до плавления, образовавшийся при этом газ, пропустили через бромную воду, которую он обесцветил. Впоследствии составили соответствующие химические уравнения и определили материал из которого была изготовлена водопроводная труба. Этим материалом оказался полиэтилен. Естественно, что такое определение материала водопроводной трубы привлекло внимание даже тех обучающихся, которым изучаемая тема была совсем неинтересна. Подобный творческий характер сводит форму профессионального образования к форме вопроса и ответа, что в конечном счете ведет к устойчивому знанию обучающихся.
Важным является личностно ориентированный подход к обучению, развитие индивидуальности и субъектности обучающегося, проектирование и становление его профессиональных знаний. Нравственное и воспитательное значение такой работы трудно переоценить. Обучающиеся обсуждают что понравилось (не понравилось) и почему, выделяют то, что больше всего их привлекает, и представляют материал в близкой для себя манере. Практика показывает, что во время урока, в зависимости от его построения, нет необходимости сообщать перегруженные знания. Даже однотипный материал необходимо представлять с разных точек зрения. Слайды, компьютерная графика усиливают запоминание. Неоднократное повторение помогает обучающимся лучше усвоить материал, а разные акценты позволяют по разному преподносить его в зависимости от особенностей восприятия и мышления обучающегося.
Наибольшую активность проявляют обучающиеся на 2-ом курсе, к этому времени они уже обладают необходимым запасом знаний и умений. Не секрет, что учащиеся, поступающие в колледж после основной школы, имеют слабые знания по химии. В этом учебном году наибольший интерес из пособий, подготовленных студентами колледжа под руководством преподавателя химии, представляют презентации «Химия в строительстве», «Растворы. Дисперсные системы», «Классы неорганических веществ и экологические процессы».
Заметим, что совместное создание автономных, зачастую не связанных между собой материалов это только начало. В перспективе мы стремимся к созданию единого информационного пространства колледжа. Сегодня электронные материалы анализируются, отбираются лучшие, группируются и помещаются в медиатеку.
Таким образом, особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента, Но многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует масса причин:
- отсутствие необходимых реактивов;
- чрезмерная опасность проведения некоторых опытов;
- большие затраты времени на проведение некоторых опытов и т.д. Поэтому на уроках химии необходимо использование цифровых образовательных ресурсов различных коллекций, которые можно найти на отдельных сайтах.
Вот почему, так важно в каждом кабинете химии, любого колледжа иметь ИКТ и ВДТ и конечно свободный доступ в Интернет.
На различных сайтах коллекции пополняются практически каждый день, поэтому химические опыты легко можно найти и вставить в отдельные слайды презентаций и затем использовать их на уроках. Не лишним будет еще раз отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента.
В Городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы одной из основных задач ее реализации является оснащение учреждений среднего профессионального образования современным высокотехнологичным оборудованием и информационными технологиями. На развитие единой информационной среды учреждений среднего профессионального образования будет выделено в 2009 году – 235 млн. рублей, в 2010 году – 365 млн. рублей.
Следует отметить, что мы подошли к такому этапу развития профессионального образования, когда практически ни один современный урок химии уже не может быть таковым без использования разнообразных форм, методов и приемов использования ИКТ.