Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание- потеря времени», «Пусть скажут: сколько денег надо; сам не пойду», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.
В связи с этим считаю, что первым шагом к успеху в работе с родителями является открытие в образовательных учреждениях Школы классных руководителей, где основными формами работы станут: мастер-классы, психологические тренинги, творческие мастерские… Заместители директоров должны «зажечь» своих коллег желанием учиться: в 21 веке нельзя работать по-старому, надо искать новые формы сотрудничества с родителями.
Второй шаг. Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны. Каждый год задаю родителям один и тот же вопрос: «Чего вы ждёте от школы?» Ответы, как правило, повторяются:
- Высокий уровень образования – 89 %
- Сохранение психологического и физического здоровья детей - 76%
- Повышение культуры – 43%
Мои задачи, как классного руководителя, совпадают с желаниями родителей, поэтому жду от них готовности к сотрудничеству. А перед собой ставлю цель:
объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-школа».
Направления в работе:
- Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся
- Пропаганда здорового образа жизни
- Организация работы Академии любящих родителей
Шаг 3. Реализация поставленной цели и задач.
Сегодня дети стали мало читать. Падает интерес к чтению как среди младших школьников, так и среди подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна. И родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению. Семейное чтение очень важный аспект культурного воспитания. Семейное чтение... от этих слов веет домашним уютом конца 19 - начала 20 веков. Веранды, качели, чай для всех домочадцев одновременно… Очень жаль, что в современной России эта замечательная традиция практически утрачена. Но всё в наших руках, никогда не поздно возрождать
Формы работы:
Устный журнал «Моя домашняя библиотека» Странички: Самая старая книга в нашей семье (готовят родители) |
Образованным всегда считался человек начитанный. Домашние библиотеки собирают всей семьёй, старшие члены семьи обращают внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детстве. Задача: рассказать об истории появления в семейной библиотеке раритетных экземпляров книг Задача: Необходимо в роли родителя, как можно более убедительно, используя любой понравившийся способ, убедить одноклассников начать много читать
|
Праздник «Посвящение в читатели» |
Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Посвящаем не только учащихся, но и мам и пап. В ходе праздника мастерим сказочные домики, в течение года в них вписываем прочитанные книги. В мае подводим итоги и награждаем орденом «Читающая семья» лучших из лучших. |
Поэтическая мастерская |
Каждый ученик получает задание:
Записываем диск, который получает каждый участник, проводим тайное голосование среди учащихся, родителей, учителей и называем победителей. В ходе работы ребята и родители проявляют творчество, инициативу, учатся работать в группе, знакомятся с творчеством поэтов и писателей. С каждым годом мастерство участников растёт, темы мастерских меняются. |
«Семейное чтение: прошлое, настоящее, будущее» |
Задача: Изготовить коллаж на тему «Читающая семья». |
«Моя любимая книга» |
Задача: создать такую рекламу, чтобы у каждого ученика возникло желание прочитать книгу от корки до корки. |
Театральные вечера |
Каждый раз меняем форму проведения: театр-экспромт, конкурс актёрского мастерства, игра-путешествие , конкурс этюдов и т.д.Но всегда рядом с нами мамы и папы, бабушки и дедушки. |
Экскурсии |
«Знакомьтесь: Городская библиотека» |
Игра-путешествие |
В этот день классные комнаты превращаются в творческие гостиные газет и журналов, с которыми обязательно должны познакомиться девчонки и мальчишки, а также их родители. Согласитесь, сегодня мало в семьях выписывают и читают периодическую литературу. А этот рынок стремительно развивается, и очень много интересной информации можно оттуда почерпнуть. |
Познавательную и воспитательную роль также выполняют телевидение и Интернет. Но телеэфир и глобальная сеть заполнены не только полезной информацией. Возникает потребность в повышении информационной культуры как детей, так и родителей. Мы не можем сегодня забрать у ребёнка возможность пользоваться техническими достижениями человечества, но можем научить правильно их использовать.
Основные формы работы
Творческая лаборатория «Учимся читать телепрограмму » | На сегодняшний день существует много познавательных, обучающих программ. Дети и родители приносят программу, и мы учимся выбирать те, которые соответствуют возрасту и интересам детей. |
Суд « Обвиняются компьютерные игры…» |
Родители выступают в роли обвинителей, дети – адвокатов. Задача: Дать ответы на вопросы: Как отвоевать у родителей право играть в компьютерные игры? Стоит ли родителям запрещать своим детям играть в компьютерные игры? Как и в какие игры можно играть, сидя за компьютером, извлекая из этого пользу и не нанося себе и окружающим вреда? |
Путешествие по Глобальной сети |
Приходит время и наши детки становятся пользователями Интернета. Как сделать это общение позитивным и полезным? Ни для кого не секрет, что в Сети представлены далеко не только развивающие и педагогически верные материалы. Учимся ограждать детей от негативного воздействия сетевого общения. |
Практическое занятие «Как правильно смотреть телевизор и работать за компьютером» |
Задача: дать практические рекомендации по данной теме, опираясь на медицинские исследования . Помните: Это не лекция! От лекций устали и родители и дети. Надо превратить встречу в увлекательную игру. |
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне , и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Китайская пословица
Академия любящих родителей - это форма психолого-педагогического просвещенияродителей. Она помогает вооружить их необходимымизнаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом.
Программа составляется с учётом интересов родителей. Формы организации занятий разнообразны, но, я считаю, самыми удачными – творческие мастерские и игровые тренинги.
Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и классного руководителя.
Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:
- Отношение педагога к родителям как союзникам в воспитании детей (общение на равных)
- Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации
- Самостоятельность решения творческих задач
- Плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других
- Умение работать в команде
Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.
Предлагаемые темы занятий:
Карманные деньги как средство воспитания
Рабочее место не только успех, но и здоровье
День рождения ребёнка. Как организовать запоминающийся праздник?
Игра в жизни ребёнка
Режим дня : за и против
Искусство быть родителями: услышьте своего ребёнка
Умеете ли вы наказывать детей?
Семейные традиции
Роль отца в воспитании детей
Стоит ли баловать детей? Теория баловства
Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.
Технология проведения тренингов
I. Сбор и анализ предварительной информации
Определение стратегических целей и конкретных задач
Согласование времени, места и продолжительности тренинга.
II. Подготовка тренинга
Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений.
Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев.
Составление поминутного расписания программы тренинга.
III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.
IV. Оценка эффективности: Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.
Тренинги вызывают большой интерес со стороны родителей. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем , психологом и родителями.
Тематика тренингов:
Я и группа: толерантность к себе и другим
Пойми и помоги ребёнку
Кто виноват?
Возрастные кризисы
Родительская любовь
Удачи! Буду рада, если мой опыт работы кого-нибудь заинтересует.