Программа воспитания школьников "Игровые технологии в процессе воспитания"

Разделы: Внеклассная работа


Программа «Игровые технологии в процессе воспитания».

Пояснительная записка.

Сегодня, как никогда, широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Национальные проекты нацеливают нас на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания. К таким мало используемым средствам воспитания относится игра.
На сегодняшний день в педагогической практике игрой охвачены только дошкольники. Очень мало играют с младшими школьниками, с подростками, если и играют, то только в условиях летнего лагеря – и то в основном в подвижные игры. Ролевые игры используются значительно реже. Традиционно сложился стереотип: в лагерь дети едут отдыхать и получать удовольствие; школа же учреждение серьезное, игра здесь приемлема лишь в небольших дозах, в паузах между серьезными занятиями учения и труда.
Сущность игрового метода заключается не в противопоставлении игры труду, а в их синтезе. Поэтому игра может быть включена в любой вид деятельности.
Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.

Игра – это  то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Ролевую игру, как любой косвенный метод, использовать труднее, чем прямое воздействие. Гораздо легче просто указывать детям: «Делай так!», «Повторяй за мной!». Ролевая игра требует определенных педагогических усилий, педагогического мастерства. Возможно, еще и поэтому она весьма редко используется в школе.
Ролевая игра может быть организована как самостоятельная деятельность, например сценическая, когда спектакль является ее результатом.
Ролевая игра может выступать как игровое общение. Это сюжетные игры типа «Магазин», «Школа», «Больница» и т.д. Здесь главное - не результат, а сам процесс игрового взаимодействия участников.
Ролевая игра может быть использована и как способ организации неигровой деятельности. Например, школьный класс на какое-то время объявляется экипажем космического корабля, вырабатываются «инструкции» по выполнению ряда учебных и других задач.
Сегодня, когда ролевая игра широко применяется экономистами, социологами, социальными психологами в сугубо взрослых сферах, пора вернуть игру в школу.
Люди, прошедшие в школьном детстве через ролевые игры, более подготовлены к творческой деятельности.
Но, если взрослый в игре «пробует», «переживает» уже не использованные возможности жизни, то ребенок проигрывает «примеривает» еще не использованные, не выбранные возможности.

Психологические особенности детской игры.

В литературе игра рассматривается, как:

  1. особое отношение личности к окружающему миру;
  2. особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;
  3. социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;
  4. деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;
  5. социально-педагогическая форма организации детской жизни.

Прежде всего, игра – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Суть игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином своей деятельности.
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны.
Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, учитель может программировать определенные положительные чувства играющих детей.
Через ролевую игру взрослые «выводят» ребенка в мир отношений.  

В игре для ребенка все может быть всем. Так, верховой лошадью становится для ребенка палочка, потому что ее можно поместить между ног и применить тот жест, который будет указывать, что палочка в данном случае обозначает лошадь.

Игры с замещением предметов – хорошее средство развития детского мышления. Психологи при помощи тестов, в основе которых лежит игровое замещение, определяют особенности мышления ребенка. Дети, которые не видят границ в замещении предметов – у них все может быть всем, не затрудняются и при классификации предметов. Они могут объединить и бабочку, и самолет, и птицу, и даже листок по принципу: «Здесь все, что летает». Так игра с замещением предметов может лежать в основе теста на изучение детского мышления.

Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л.С. Выготского, «ребенок всегда выше свое среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».

Ролевая игра младших школьников.

Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Дети, поступающие в школу, всегда ориентированы на учителя, он для них непререкаемый авторитет. Сохранится ли такое отношение к учителю до конца начальной школы или нет – зависит от стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Отношение к учителю полностью определяет в начальной школе отношение к учению.
Главное, чтобы учитель постоянно подкреплял это отношение одобрительным оцениванием каждого ребенка и его деятельности.
С поступлением в школу связано и повышение для ребенка роли взаимоотношений со сверстниками. Стремление к сообществу сверстников, ориентация на нормы взрослых способствуют возникновению групповых игр с различными ритуалами, паролями.

Младшие школьники обожают обставлять игры секретами, но таким образом, чтобы окружающие знали, что у данной группы есть какая-то «военная тайна». Отношение младших школьников к своим ролям предельно серьезно.
Во время обучения в начальной школе куклы хорошо использовать для снятия напряжения от ситуаций оценивания (за умение читать, владеть ручкой, рассказывать, правильно сидеть, способность не отвлекаться и т.д.). 
Так для кукол можно завести маленькие тетрадки и за них писать буквы, слова. Главное – соблюдать чувство меры. Если ребенок устал или стал отвлекаться, игру надо прекращать. Нельзя, чтобы она вызывала отрицательные эмоции, они сразу же будут связываться с самой деятельностью – чтением, письмом и т.д.
Среди игр на воображение можно провести такую:

«Что на что похоже?». Например, тир – четыре человека, отгадчики, выходят за дверь, а остальные договариваются, какой предмет будут сравнивать. Когда отгадчики вернутся, ведущий говорит: «То, что мы загадали, похоже на…» - и дает слово тому, кто первым нашел сравнение и поднял руку.

  1. на цветок…
  2. на бабочку…
  3. на винт вертолета…
  4. на восьмерку, которая лежит на боку…

Отгадчики должны догадаться, что это бант.

Есть и более сложные игры творческого характера, которые требуют некоторой подготовки руководителей. Такой является игра «Допиши две строки».
Предлагается неизвестное участникам «неоконченное» четверостишие. Его заранее подбирает или сочиняет кто-нибудь из взрослых. Например,

«В зоопарке бегемот
Проглотил ежа. И вот…»

Надо добавить строчки, чтобы получилось смешно.
Если играют малыши, то игрой непременно должен руководить взрослый.
Стихи для дописывания подобрать очень трудно. Для начала можно воспользоваться готовыми двустишиями. Такие игры обеспечивают ребенку позицию творца. Они, как и ролевые игры, переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, что только и может обеспечить качество обучения и воспитания.
А вот пример другой игры, которая называется «Успех приносит каждый».

Примерный ход игры. В классе создается несколько команд. На стартовой линейке вручаются маршрутные листы. Вот содержание некоторых заданий.

1 .«Подумай! Расшифруй!»

Предлагаются карточки с ребусами и три варианта ответов к ним. Сложность ребусов зависит от возраста ребят.

2. «Сосчитай! Сколько?».

 Предложены рисунки разной сложности из цифр (для разных возрастов). Посмотрев внимательно 1 – 2 минуты, ребята должны сосчитать: «Сколько лет Хоттабычу?», «Сколько километров прошел слон?», «Сколько килограммов груза везет поезд?» и др. Затем надо подать свои ответы на листочке или шепотом сообщить их ведущему.

3. «Пройди - не задень!».

 Нужно с завязанными глазами пройти извилистой дорожкой и не задеть расставленные на полу кегли.

Приведем примеры некоторых игр.

1. Рассказ по кругу.

 Ведущий начинает рассказывать что-либо, например: «Коля и Миша, закадычные друзья, всегда после уроков шли вместе домой. Но однажды…». Дальше продолжает следующий и т.д. Заканчивает рассказ опять ведущий. Устанавливается минимум и максимум вклада каждого: минимум – одно предложение, то, что посильно каждому, кто страдает затруднением в речевом общении, максимум – полминуты или минута рассказа.

2. Проигрывание известных сказок.

Берется какая-либо из общеизвестных сказок. Каждому участнику дается определенная роль. Лучше всего, если руководитель разрешает отклонение в игре героев от известного сюжета. Импровизация обостряет интерес участников, требует большего внимания.
Проигрывание может идти несколькими путями:

  1. за столом, при помощи бумажных фигур;
  2. проигрывание на куклах.

3. Защита фантастических проектов.

 Учащимся предлагается придумать (самостоятельно или объединившись) проекты на определенные тексты: проект жилого дома под водой; проект космического города; проект вездехода, способного двигать в джунглях и т. д. Условия защиты проектов следующие:

    1. оформление проектов не играет роли (от чертежей на ватмане до рисунков мелом на доске);
    2. абсолютная доброжелательность слушателей(защищенным считается любой проект, с которым выступает желающий).

Эти условия помогают снимать тревожность у замкнутых, стеснительных детей, боязнь показаться смешным.

4.Сочинение сказок.

«Сказка для ребенка – такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться , чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» Д. Родари.

Российский ученый-фольклорист В.Я. Пропп выделил 31 элемент в строении сказки и определил их последовательность. Д.Родари свел количество элементов до 20 для упрощения процесса сочинения:

  1. Предписание или запрет.
  2. Нарушение.
  3. Вредительство или недостаток.
  4. Отъезд героя.
  5. Задача.
  6. Встреча с дарителем.
  7. Волшебные дары.
  8. Появление героя.
  9. Сверхъестественные свойства противника.
  10. Борьба.
  1. Победа.
  2. Возвращение.
  3. Прибытие домой.
  4. Ложный герой.
  5. Трудные испытания.
  6. Беда ликвидируется.
  7. Узнавание героя.
  8. Ложный герой изобличается.
  9. Наказание противника.
  10. Свадьба.

Ролевые игры подростков.

В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции «я – взрослый». Причем подросток стремится представлять себя не вообще взрослым, а взрослым-победителем. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости.
«В каждом нормальном подростке заключен огромный, поистине неисчерпаемый заряд энергии. Эта энергия, если не направить ее умело в нужную сторону, может найти самый неожиданный выход. Слава богу, если она исчерпывает себя в сравнительно безобидной игре», - пишет Б.Сарнов.
Это время бурного роста и одновременно обостренного внимания к внешности – своей и сверстников; время высокой энергичности и быстрой утомляемости; внешней бравады и глубокой ранимости, повышенной тревожности. Подростки осознают  социальные ожидания взрослых, но не могут им следовать вследствие повышенной ориентации на сверстников. Но в то же время им важно, чтобы «взрослыми» их признавали не только сверстники, но, прежде всего сами взрослые. В это время появляется потребность в информации о своей личности, о своем положении среди сверстников, острая тяга к групповому общению. Но в суждениях подростков преобладает прямолинейность, «черно-белая» логика, «шарахание» из одной крайности в другую.
Все это приводит к обостренной потребности в создании своего собственного мира. Хотя бы в воображении. Тем более, что подростковый период характеризуется взлетом фантазии.

Стихийные групповые игры подростков.

Общее количество игр в подростковом возрасте необычайно велико. В одном исследовании выявлено, что у одного подростка в течение года может быть от 372 до 818 различных игр и забав. В результате наблюдений более, чем за сотней подростков у них было зафиксировано более 1400 игр в течение года, из которых 120 были сюжетно-ролевыми. Так что существующее среди некоторых педагогов мнение о резком сокращении ролевых игр среди подростков не подтверждается.

В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству. Подростки способны в групповой игре не только продумать весь ее ход, но и без помощи взрослых (а иногда и в тайне от них) организовать достаточно сложную совместную деятельность.
Мальчики более чем девочки, стремятся держать свои игры в тайне от взрослых. Но могут и пользоваться ими как средством самоутверждения перед взрослыми. В этом так же проявляется противоречие возраста.

Среди спонтанных игр школьников хочется выделить игры-фантазирования, наедине с товарищами или в одиночестве, которые занимают особое место в жизни ребенка.
В реальных играх роли распределяют лидеры. Большинство играющих вынуждены удовлетвориться той ролью, которая достанется. В играх-фантазированиях автор игры не только обеспечивает себе желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми ролями.

Проанализировав такие игры можно выделить наиболее характерные их черты:

  1. Увлечение такими играми охватывает период от 8 до 15 лет. «Пиковый» возраст, когда один и тот же сюжет разыгрывается ежедневно, приходится на 11 – 13 лет.
  2. Игры в подавляющем большинстве проходят наедине, очень редко вдвоем.
  3. Игра может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.
  4. Играющие в большинстве своем играют втайне не только от взрослых, но и от сверстников, так как боятся, что сверстники подумают: «Вот дети, еще играют…».
  5. Игры обязательно обставляются предметным оформлением разного типа сложности. С возрастом подготовительный период игры (заготовка атрибутов и аксессуаров) увеличивается по сравнению с периодом самой игры.

Игра – норма для ребенка. Вернее, нормальная форма усвоения социальных взаимоотношений и ролей, независимо от того, перерабатываются они в процессе сложнейшей фантазии или проигрывании более конкретных сюжетов.

Если бы все взрослые мудро относились к играм-фантазированиям подростков, это уменьшило бы число внутренних и внешних конфликтов школьников. Игры-фантазирования – это часть сокровенного мира подростков, для них невыносима даже мысль о возможной иронии к этому миру со стороны взрослых и сверстников.

Игры-драматизации.

Сущность их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.
Игра должна отвечать следующим требованиям:

  1. игра должна содействовать сплочению коллектива;
  2. иметь познавательное значение;
  3. обеспечивать мыслительную активность участников игры;
  4. создавать условия для детского творчества;
  5. соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, очень велика роль взрослого. Очень важно вовремя повернуть сюжет, если игра затормозилась», и в то же время не подавлять учащихся своей инициативой.
Если желающих играть много, педагогу следует или ввести очередность «играющих» и «зрителей», или ввести «роли» декораций: кто изображает лес, кто горы, кто ворота и т.д.

Игровой тренинг.

Игровым тренингом условно называют систему игровых упражнений по обучению общению. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даст руководитель.
Ввиду того, что старшие подростки весьма заинтересованы в информации о своей личности, для них можно организовать «психологические игры». Цель тренинга следует сформулировать школьникам непосредственно: например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, преодолевать и раскрывать самого себя.
Цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры не стоит проводить более 30-40 минут. Число участников может быть 7-20 человек.

Игры могут быть такими:

1. «Интервью».

У каждого человека по очереди берут интервью. Задают вопросы такого характера: твой любимый цвет? Любишь ли ты видеть сны? Есть ли у тебя хобби? Чего ты больше всего боишься? И т.д.
Каждому следует задавать не более 5-7 вопросов. В одно занятие можно интервьюировать по 3-4 человека. В первые занятия следует дать участникам такую установку – отвечать в любой степени откровенности. Можно с полной откровенностью, можно с частичной, а можно вообще «в маске» - отвечать, «будто не про себя, а про другого». Это обязательное условие, которое поможет снять психологический барьер у ряда подростков. Если в процессе игровых занятий установится доверительная атмосфера, то стремление «маскироваться» отпадет само собой.

2. «Мнения».

В первые дни занятий для установления доброжелательной атмосферы можно проводить такое упражнение. У каждого человека все по очереди называют одно, лучшее качество. В сумме получается привлекательная характеристика.
В дальнейшем можно использовать другой вариант данной игры – «Метафоры». О каждом из участников мнение оформляют метафорично: «колючий ежик», «вечный двигатель» и т.д.

3. «Мимика и жесты».

Эти игры необходимы для развития внеязыковых средств общения, а также для выработки свободного общения.
Варианты:

  1. каждый при помощи рук показывает два противоположных состояния, например, гнев и спокойствие, печаль и радость и т.д.
  2. то же самое при помощи мимики (без жестов);
  3. то же самое при помощи мимики и жестов;
  4. все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестом и мимикой. Второй должен выполнить понятое перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполнением.

4. «Видение других»

. Игры на внимательность друг к другу:

  1. один садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих – детали костюма, прическу, обувь и т.д.
  2. называется один из участников. Все вместе должны восстановить его поведение, настроение, высказывания с самого начала занятий до данного момента (например, за последние полчаса).

5. «Стратегия в диалоге».

Эти игровые упражнения направлены на тренировку вербального общения – умения говорить и слушать другого. Например:

  1. двое вызываются ведущим. Каждый из них получает втайне от аудитории и друг от друга задание. У первого это – поддерживать диалог в своей привычной манере. У второго – во что бы то ни стало удерживать «лидерство» в процессе диалога. Тема задается ведущим, предлагается аудиторией, выбирается самими действующими лицами (например, обсуждение нового фильма или телепередачи).

Приложение 1