Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения Н.А.Некрасова.
3. Введение в тему.
1. Загадка.
- О каком времени года будем читать стихотворение?
Золотистая косичка –
Это рыжая сестричка
Убирает, веет,
Косит,
Урожай в амбары носит.
(осень)
2. Речевая разминка.
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).
- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте,
какое слово надо добавить?
- Как образовалось слово “листопад”?
- Назовите имена существительные. (Подчеркнуть)
- Прочитайте с вопросительной интонацией на этих
словах.
- Прочитайте с утвердительной интонацией,
выделяя голосом имена существительные.
3. Слово учителя об И.А.Бунине.
- Мы начинаем знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.
Иван Андреевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Он рос среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начинает рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.
В 11лет Иван Бунин поступил в гимназию, но, проучившись меньше четырех классов, был вынужден ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета, проходил дома под руководством старшего брата Юлия.
Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.
В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.
В годы Второй мировой войны Бунин жил в городе Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме евреев, радовался победам советских войск.
В 1933 году, когда Ивану Андреевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).
Последние годы Бунин провел в бедности. Он очень тосковал по родине, но не вернулся – в возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище Сент-Женевтев-де-Буа.
Еще при жизни Бунина вышло одиннадцатитомное собрание его сочинений.
4. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина “Листопад”. Запишите тему урока в тетрадь.
5. Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем парке листопад.
6. Работа над стихотворением “Листопад”.
1. Творческая работа.
- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья. Обведите листочек в своей тетради. Напишите в нем, что вы представили, когда услышали слово листопад. (Чтение записей учащихся.)
2. Знакомство со стихотворением И.А.Бунина. Выразительное чтение учителем.
- А теперь послушайте, как Бунин описывает
листопад. (С закрытыми глазами.)
- Что вы представили, когда слушали
стихотворение?
3. Словарно – лексическая работа.
- Объясните значение слова завороженный –
очарованный, околдованный.
- Подберите синонимы к словам:
Лиловый – фиолетовый, сиреневый;
Золотой – желтый, изумительный;
Багряный – красный.
- Подберите антонимы к слову замирает –
возрождается, оживает.
- Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой//
вступает в пестрый терем свой”.
- Почему слово “Осень” поэт пишет с большой
буквы? Чего он достигает необычным изображением
осени?
4. Работа над содержанием стихотворения.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и
скажите, что напомнил осенний лес И.А.Бунину? (Терем
расписной).
- Выпишем сравнения, которые помогают нарисовать
образ леса – терема.
Лес – терем расписной.
Лес стоит стеной.
Елочки темнеют – как вышки.
Синеют просветы в небо, что оконца.
Пустая поляна – широкий двор.
Паутина – как сеть из серебра.
Мотылек – точно белый лепесток.
- Какие эпитеты использует автор? (Терем
расписной, сонная поляна.)
- Какие слова помогают автору показать, что в
осеннем лесу наступает тишина? (мертвое
молчанье, можно в этой тишине расслышать листика
шуршанье).
- Как образ шуршащего листика усиливает ощущение
наступающей тишины?
- Как можно догадаться, что красота осени
недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз
повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать
Бунин своим читателям?
5. Подготовка к выразительному чтению стихотворения учащимися.
- Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какое настроение передадите при чтении? Почему?
Чтение стихотворения учащимися вслух.
7. Итог урока.
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).
Домашнее задание: подготовиться выразительно читать стихотворение “Листопад”, нарисовать иллюстрацию к нему.