I. Концепция воспитательной системы школы.
1. Введение.
Мера всех вещей – человек.
Протагор.
Воспитательная система общеобразовательного учреждения – организационно функциональная структура, возникающая в ходе успешной деятельности единого воспитательного коллектива учреждения по реализации общих целей воспитания на базе освоенной учреждением среды. С целью усиления эффективности воспитания ребенка современная школа стремится приобрести “свое лицо” - создать воспитательную систему (с индивидуальной системообразующей деятельноcтью), когда ребенок не просто учится, а развивается в этом учреждении, когда ему там комфортно, когда он имеет возможности для самостроительства или, иными словами, когда школа успешно решает главную, на мой взгляд, задачу педагогики – воспитание. Ведь в конечном итоге, именно воспитание может стать одним из ведущих механизмов общественного развития, формирования региональной культуры, реализующих весь спектр личностных и отраслевых интересов и потребностей. Непрерывно развивающийся человек – главный ресурс общества. Школа ставит перед собой цель – развитие личных способностей у учащихся, раскрытие природного дара растущего человека. Процесс воспитания можно рассматривать с разных позиций. Каждая школа, так или иначе, влияет на процесс воспитания своих учащихся, но далеко не каждая является воспитательной системой. Наша школа пытается создать гуманистическую воспитательную систему, субъектом которой выступает ребенок. Поэтому проблема, над которой работает школа – личностно ориентированный подход в обучении школьников. ВСШ ориентирована на признание самоценности каждого ребенка, т.е. его индивидуальности самобытности. Воспитательная система школы – система сложная, открытая и не может развиваться изолированно. Создавая воспитательное пространство, школа делает упор на налаживание культурных связей между различными службами, занимающимися с детьми в пределах поселка и района. Так происходит освоение социальной среды, где каждый ученик может самореализоваться в соответствии со своими способностями.
2. Структура воспитательной системы.
3. Содержание воспитательной системы.
Принципы построения:
1) природо - и культуросообразность;
2) гуманизация;
3) личностно ориентированное обучение;
4) педагогика сотрудничества;
5) дифференциация и интеграция;
6) системность.
Цели:
1) обеспечение условий многогранного развития
личности с учетом индивидуальных,
психологических и возрастных особенностей
обучающихся;
2) раскрытие творческого потенциала обучающихся
путем создания воспитательного пространства,
направленного на формирование здорового образа
жизни.
Задачи:
1) дальнейшее сплочение и развитие единого
воспитательного комплекса;
2) совершенствование системы организации
внеурочной жизнедеятельности обучающихся;
3) совершенствование системы самоуправления
школы.
Направления:
1) экологическое;
2) психологическое;
3) социокультурное.
Концепция воспитания (деятельность служб):
1) организация работы с кадрами: педсовет, МО,
проблемные творческие группы педагогов;
2) организация работы с обучающимися, родителями,
общественностью: школьное самоуправление,
детская организация;
3) система аналитико-диагностического
обеспечения, контроля и регулирования.
Субьекты деятельности:
- активные (участвуют в деятельности):
обучающиеся, педагоги, органы самоуправления
(ученического, родительского), общественность;
- пассивные (организуют деятельность):
классные руководители, организатор, психолог,
соцпедагог, библиотекарь, педагог
дополнительного образования.
Результат (модель выпускника): свободная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации.
II. Направления воспитательной системы.
Социокультурное направление – вводит ребенка в мир культуры, актуализируя и выделяя приоритетные ценности для каждого возрастного периода. Социокультурное направление и формирует воспитательное пространство.
Экологическое направление – структурный элемент социокультурного направления, который формирует субъективное отношение обучающихся к природе.
Психологическое направление – структурный элемент социокультурного направления, назначение которого – способствовать самопознанию, самоактуализации, самореализации личности.
Разработка экологического направления:
Задачи:
1. Формирование целей и задач данного
направления по возрастным категориям.
2. Отработка содержания и форм деятельности
учителей и обучающихся в рамках данного
направления.
3. Создание научно-методической базы.
Среда: обучающиеся школы, педколлектив школы, школьное лесничество, детская организация “Русичи”, лесхоз.
Деятельность:
1. Разработка и внедрение системы непрерывного
экологического воспитания (через детскую
организацию " Русичи", урочные и внеурочные
мероприятия).
2. Освоение форм природоохранной деятельности (через
создание школьного лесничества “Ёлочка”,
деятельность которого заключается в
благоустройстве соснового бора: лесопосадки,
уборка территорий бора, построение кормушек для
птиц в бору).
Результаты:
1. Модель ВСШ с экологическим содержанием.
2. Документация организации "Русичи" с
экологическим уклоном и школьного лесничества
“Ёлочка”.
3. Активное участие в природоохранной
деятельности (изучение и охрана природы
родного села).
Разработка психологического направления ВСШ.
Работа школьных психологов построена в двух направлениях:
1. Теоретическое (научное).
Рекомендации учителям-предметникам с целью:
1. Улучшить восприятие учебной программы.
2. Профориентационная работа с обучающимися.
Среда: обучающиеся 10-11 кл., педколлектив
Деятельность – изучение психофизических особенностей обучающихся 10-11 кл.:
1) Определить соционический тип (логико-сенсорные
типы, интуитивно-этические, сенсорно-этические);
2) Модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики).
2. Практическое.
Задачи:
1. Помощь учителю в формировании мотивации
обучения учащихся.
2. Систематизация работы по
психолого-диагностическому изучению
обучающихся и школьных коллективов.
3. Выработка четкой схемы работы школьного
психолога в данной школе.
Среда: обучающиеся, учителя, родители.
Деятельность:
1. Диагностика школьного коллектива.
2. Консультативная работа.
3. Коррекционная работа.
4. Организационно-методическая работа.
Разработка социокультурного направления.
Задачи:
1. Формирование целей социокультурного
направления по возрастным категориям.
2. Выделение приоритетных ценностей культуры с
учетом возрастных особенностей ребенка.
3. Отработка содержания и форм деятельности
учителей и учащихся в рамках данного
направления.
Среда: школа, библиотека, Дом школьник, Дом культуры, музыкальная школа и другие учреждения.
Деятельность:
Становление ценностно-ориентированной системообразующей деятельности: проведение совместных мероприятий (праздников, выставок, концертов, спортивных состязаний).
III. Воспитательное пространство.
Воспитательное пространство организуется как необходимое условие формирования здорового образа жизни, что способствует созданию в школе атмосферы, основанной на доброжелательности, внимании друг к другу, уюте и комфортности, то есть благоприятно развивающей среды.
Школа находится в связи с другими социальными структурами:
Актуальным на сегодняшний день становится создание воспитательного пространства школы, в центре которого личность ребенка, семья. Школа сотрудничает с учреждениями дополнительного образования и культуры: Домом детского творчества, Домом культуры, музыкальной школой, поселковой библиотекой. Осуществляется тесная связь с учреждениями образования поселка: детским садом, коррекционной школой. Воспитательное пространство, созданное как необходимое условие функционирования воспитательной системы школы, постоянно расширяется. Так как в школе обучаются дети из неблагополучных семей, некоторые состоят на учете в КДН, то организована совместная работа с администрацией поссовета (соц. защита и комиссия по делам несовершеннолетних). В целях оздоровления и профилактики заболеваний осуществляется тесная связь с участковой больницей, центральной районной больницей, оздоровительным центром школы (зубной кабинет, кабинет психологической разгрузки, физиотерапевтический кабинет, кабинет школьного медицинского работника). Через систему факультативов, кружков, спортивных секций, сети учреждений дополнительного образования и культуры школа целенаправленно приобщает учащихся к культурной деятельности, стимулирует духовный рост ребят. Важнейшим результатом этой работы является формирование активной и сознательной гражданской позиции.
Школьное лесничество “Ёлочка” действует под руководством Новокузнецкого лесхоза и сотрудничает с Кузедеевским лесхозом.
IV. Этапы развития ВСШ:
I. Становление системы.
II. Стабильное развитие.
III. Завершение.
IV. Обновление и перестройка системы.
Задачи I этапа развития воспитательной системы школы:
Формирование концептуальных основ:
а) определение ведущих идей и принципов
воспитания;
б) отработка критериев эффективности ВСШ;
в) определение приоритетных направлений в
деятельности.
Задачи II этапа развития воспитательной системы школы:
1. Создание условий для развития интегративной
модели школьного самоуправления.
2. Расширение воспитательного пространства.
3. Развитие творческих способностей обучающихся
на основе сотрудничества семьи и школы.
4. Формирование экологических знаний.
Задачи III этапа развития воспитательной системы школы:
1. Дальнейшее расширение воспитательного
пространства.
2. Создание условий для самопознания,
саморазвития и самоактуализации движущих сил,
способностей и талантов ребенка.
3. Формирование субъективное отношение
обучающихся к природе.
Задачи IV этапа развития воспитательной системы школы:
Обновление концептуальных основ и моделирование новой воспитательной системы.
V. Критерии эффективности ВСШ:
- План воспитательной работы школы (мониторинг развития).
- Участие школы в семинарах, конференциях различного уровня.
- Участие педагогов в конкурсах различного уровня.
- Участие школьников в олимпиадах, конкурсах, смотрах различного уровня.
- Снижение показателей по правонарушениям.
- Общественно полезный труд.
- Участие в благоустройстве поселка и района.
VI. Выводы:
Деятельность по моделированию воспитательной системы способствует укреплению существующих традиций и созданию новых. На сегодняшний день одни компоненты системы отработаны, некоторые будут видоизменяться в ходе ее развития. Но уже одно очевидно - наличие воспитательной системы позволяет более эффективно работать всей школе для достижения целей воспитания.