Задачи проекта:
- Развитие коммуникативных компетенций современного школьника посредством иностранного языка через обогащение содержания школьного предмета;
- Воспитание гуманного отношения подростков друг к другу через вовлечение в социально-значимую деятельность;
- Развитие социального партнерства разных социальных групп через организацию и дальнейшее развитие “Клуба друзей зеленой планеты”
- Разработать комплекс практических рекомендаций для учителя, направленный на формирование толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка.
Краткое содержание проекта:
Настоящий проект имеет три уровня его реализации:
1. Уровень учебного предмета предполагает дальнейшее обогащение учебного предмета материалом социокультурного направления, которое я осуществляю в течение последних лет. Данный материал содержит краеведческие данные, которые не находят отражения в учебниках. Будут разработаны такие темы как “Природа и культура моего края”, “Голубое око планеты - Байкал”, “Буддизм и православие в республике”, “Новогодние традиции в Бурятии”, а также аналогичные темы по культуре и традициям англичан. Кроме того, будут проведены два диспута со старшеклассниками “Разный не значит плохой…”, “Western Democracies. Are they democratic?”
2. Уровень местного сообщества предполагает развитие партнерских отношений с коллегами двух школ в республике (Кижингинский лицей и Талецкая СШ) по обмену со школьниками и проведение совместного конкурса на лучшее знание английского языка, традиций и культуры стран изучаемого языка. Также предполагается сотрудничество с общественностью (организация встреч с родителями, выезжавших в другие страны и обмен впечатлениями со школьниками по поводу межкультурных затруднений в общении). Подобного рода работу со школами и родителями мы проводили в рамках района, и это вызывало большой интерес у ребят. Также предполагается реализация проектов социально-культурного назначения совместно с учениками и их родителями, такие как, например, “Новый год на “пятерку”” и др.
3. Уровень международного общения предполагает участие в международных конкурсах центра “Грань” по развитию межкультурной коммуникации школьников и развитию партнерских отношений между школами Германии и Бурятии. Мы принимали с учителем биологии участие в двух семинарах этого центра и планируем продолжить сотрудничество. Данное общение возможно в виртуальной сети на сайте www.baikal-osnabrueck.net. В рамках нашего проекта мы подготовим информацию о своей школе, переведем ее на английский язык и разместим на данном сайте для установления прямых связей с одной из школ немецкого города. Кроме того, мы планируем посещение нашими школьниками партнерской школы в г. Оснабрюкк в составе республиканской делегации.
Календарный план проекта
№ | Содержание деятельности | Сроки реализации | Участники проекта | Необходимые средства | Ожидаемые результаты |
1. | Разработка и презентация проекта |
Ноябрь- декабрь 2008 г. |
Учащиеся, коллеги, родитель-ская обществен-ность, представи-тель РУО, независимыеэксперты |
Актовый зал, компьютерная техника, диктофон |
Презентация и оценка проекта |
2. | Определение и разработка учебного
содержания (серия уроков социокультурного направления) |
В течение 2009-2010 гг. |
Учащиеся 10 “б” класса | Дополнитель-ная литература социокультур-ного назначения | Подготовка методических материалов для распространения опыта |
3. | Разработка и внедрение диалоговых и полилоговых технологий в процессе обучения | В течение 2009-2010 гг. | Учащиеся школы | Лингафонный кабинет, в том числе и компьютерные технологии | Апробация и закрепление в практике работы современных технологий |
4. | Организация деятельности “Клуба друзей зеленой планеты” | В течение 2009-2010 гг. | Ученики, коллеги, родители, аналогичные объединения других школ, зарубежные партнеры | Деятельность клуба получает дальнейшее поступатель-ное развитие | |
5. | Реализация социально-значимых проектов, как например, “Новый год - на “пятерку”” | В течение 2009-2010 гг. | Ученики разных классов |
Идеи, которые будут продуцировать сами ученики | Овладение учащихся проектными технологиями |
6. | Мониторинг проекта | 2009- 2010 г.г. | Учащиеся 10 “б” класса | Подготовка тестов, выявляющих уровень толерантности | Отслежива-ние хода и результатов проекта |
7. | Анализ итогов проекта, проведение опроса среди участников | 2009-2010 г.г. | Учащиеся 10 “б” класса, члены клуба | Компьютерная техника, компьютерные технологии | Подготовка к публикации методических материалов |
8. | Презентация итогов проекта | декабрь 2010 года | Учащиеся 11 “б” класса, члены клуба | Актовый зал, компьютерная техника | Обсуждение и оценка независимы-ми экспертами |
9. | Определение новых задач проекта | 2010-2012 г.г. | Учащиеся старших и средних классов, члены клуба | Компьютерная техника и новые идеи, которые будут продуцировать сами ученики | Новый виток проекта |
Риски при реализации проекта:
Настоящий проект не имеет больших рисков, поскольку он зависит от конкретной деятельности меня, как автора проекта. Общественный интерес и поддержка других партнеров имеется. Единственный риск представляет третий уровень проекта, который предполагает выход на международный уровень, хотя участие в работе центра “Грань” показало, что работа по развитию сотрудничества российско-германских школ запланирована на несколько лет вперед.
Сроки проведения: 2008-2009 и 2009-2010 уч.гг.
Возможные партнеры проекта: Учащиеся разных классов, родители, общественность, коллеги и школьники других школ в республике (Кижингинский лицей, Талецкая СШ, зарубежные партнеры через сеть “Байкал - Оснабрюкк”, Центр “Грань”.
Результаты проекта:
На теоретическом уровне:
- расширение моих теоретических знаний и навыков по проблеме формирования толерантности у старших школьников общеобразовательных школ в процессе изучения иностранного языка и расширение культуроведческой направленности обучения;
- отбор речевого содержания обучения на основе материалов, обращенных к личному опыту учащихся, их чувствам и эмоциям и организация на их основе проблемно-диалогового общения, в большей степени краеведческого содержания;
- выявление механизмов формирования толерантности у старших школьников в процессе изучения иностранного языка;
- становление ученика как активного субъекта деятельности и организацию его межкультурного взаимодействия.
На практическом уровне:
- разработана и практически апробирована серия уроков по английскому языку, учитывающая необходимость формирования толерантности у учащихся общеобразовательных школ средствами иностранного языка;
- разработана и будет расширяться деятельность “Клуба друзей зеленой планеты”, способствующая формированию толерантности у старших школьников;
- развитие международных связей школы через виртуальную сеть российско-германских школ.
- результаты проекта могут быть использованы учителями общеобразовательных школ при организации образовательного процесса по иностранному языку.
Список литературы:
- Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. Учебное пособие. М., “Феникс”, 2004.- 288с.
- Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2002. – №2. – С.28-32.
- Бим И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе - 2002 - № 3 - С. 3 -
- Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. М.,1980.
- Гальченко Н.А. Национально- региональный компонент в обучению английскому языку// Английский язык в школе, 2007, №1, С.38-49.
- Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПб.: “КАРО”, 2005.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
- Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2004. – №6. – С.18-21.
- Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка.// Иностранные языки в школе, 2004. - № 7. – С.30.
- Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. М., 2000.
- Перминова Л.М., Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Махинько Л.Н. Опыт введения регионального компонента // Педагогика. – 1998. – №4. – С.35-40.
- Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М.: Высшая школа, 1989.
- Хуторской А.В. Выход из капкана: звристическое обучение как реальность // Нар. образование. - 1999. - № 9. - С. 120-126.
- Хуторской А.В.Ключевые компетенции: технология конструирования // Нар. образование. - 2003. - № 5. -C.45-52