Проект "Услышать друг друга"

Разделы: Иностранные языки


Задачи проекта:

  • Развитие коммуникативных компетенций современного школьника посредством иностранного языка через обогащение содержания школьного предмета;
  • Воспитание гуманного отношения подростков друг к другу через вовлечение в социально-значимую деятельность;
  • Развитие социального партнерства разных социальных групп через организацию и дальнейшее развитие “Клуба друзей зеленой планеты”
  • Разработать комплекс практических рекомендаций для учителя, направленный на формирование толерантности у учащихся старших классов средствами иностранного языка.

Краткое содержание проекта:

Настоящий проект имеет три уровня его реализации:

1. Уровень учебного предмета предполагает дальнейшее обогащение учебного предмета материалом социокультурного направления, которое я осуществляю в течение последних лет. Данный материал содержит краеведческие данные, которые не находят отражения в учебниках. Будут разработаны такие темы как “Природа и культура моего края”, “Голубое око планеты - Байкал”, “Буддизм и православие в республике”, “Новогодние традиции в Бурятии”, а также аналогичные темы по культуре и традициям англичан. Кроме того, будут проведены два диспута со старшеклассниками “Разный не значит плохой…”, “Western Democracies. Are they democratic?”

2. Уровень местного сообщества предполагает развитие партнерских отношений с коллегами двух школ в республике (Кижингинский лицей и Талецкая СШ) по обмену со школьниками и проведение совместного конкурса на лучшее знание английского языка, традиций и культуры стран изучаемого языка. Также предполагается сотрудничество с общественностью (организация встреч с родителями, выезжавших в другие страны и обмен впечатлениями со школьниками по поводу межкультурных затруднений в общении). Подобного рода работу со школами и родителями мы проводили в рамках района, и это вызывало большой интерес у ребят. Также предполагается реализация проектов социально-культурного назначения совместно с учениками и их родителями, такие как, например, “Новый год на “пятерку”” и др.

3. Уровень международного общения предполагает участие в международных конкурсах центра “Грань” по развитию межкультурной коммуникации школьников и развитию партнерских отношений между школами Германии и Бурятии. Мы принимали с учителем биологии участие в двух семинарах этого центра и планируем продолжить сотрудничество. Данное общение возможно в виртуальной сети на сайте www.baikal-osnabrueck.net. В рамках нашего проекта мы подготовим информацию о своей школе, переведем ее на английский язык и разместим на данном сайте для установления прямых связей с одной из школ немецкого города. Кроме того, мы планируем посещение нашими школьниками партнерской школы в г. Оснабрюкк в составе республиканской делегации.

Календарный план проекта

Содержание деятельности Сроки реализации Участники проекта Необходимые средства Ожидаемые результаты
1. Разработка и

презентация проекта

Ноябрь-

декабрь 2008 г.

Учащиеся,

коллеги, родитель-ская обществен-ность, представи-тель РУО, независимыеэксперты

Актовый зал,

компьютерная техника, диктофон

Презентация

и оценка проекта

2. Определение и разработка учебного содержания

(серия уроков социокультурного направления)

В течение

2009-2010 гг.

Учащиеся 10 “б” класса Дополнитель-ная литература социокультур-ного назначения Подготовка методических материалов

для распространения опыта

3. Разработка и внедрение диалоговых и полилоговых технологий в процессе обучения В течение 2009-2010 гг. Учащиеся школы Лингафонный кабинет, в том числе и компьютерные технологии Апробация и закрепление в практике работы современных технологий
4. Организация деятельности “Клуба друзей зеленой планеты” В течение 2009-2010 гг. Ученики, коллеги, родители, аналогичные объединения других школ, зарубежные партнеры   Деятельность клуба получает дальнейшее поступатель-ное развитие
5. Реализация социально-значимых проектов, как например, “Новый год - на “пятерку”” В течение 2009-2010 гг. Ученики

разных классов

Идеи, которые будут продуцировать сами ученики Овладение учащихся проектными технологиями
6. Мониторинг проекта 2009- 2010 г.г. Учащиеся 10 “б” класса Подготовка тестов, выявляющих уровень толерантности Отслежива-ние хода и результатов проекта
7. Анализ итогов проекта, проведение опроса среди участников 2009-2010 г.г. Учащиеся 10 “б” класса, члены клуба Компьютерная техника, компьютерные технологии Подготовка к публикации

методических материалов

8. Презентация итогов проекта декабрь 2010 года Учащиеся 11 “б” класса, члены клуба Актовый зал, компьютерная техника Обсуждение и оценка независимы-ми экспертами
9. Определение новых задач проекта 2010-2012 г.г. Учащиеся старших и средних классов, члены клуба Компьютерная техника и новые идеи, которые будут продуцировать сами ученики Новый виток проекта

Риски при реализации проекта:

Настоящий проект не имеет больших рисков, поскольку он зависит от конкретной деятельности меня, как автора проекта. Общественный интерес и поддержка других партнеров имеется. Единственный риск представляет третий уровень проекта, который предполагает выход на международный уровень, хотя участие в работе центра “Грань” показало, что работа по развитию сотрудничества российско-германских школ запланирована на несколько лет вперед.

Сроки проведения: 2008-2009 и 2009-2010 уч.гг.

Возможные партнеры проекта: Учащиеся разных классов, родители, общественность, коллеги и школьники других школ в республике (Кижингинский лицей, Талецкая СШ, зарубежные партнеры через сеть “Байкал - Оснабрюкк”, Центр “Грань”.

Результаты проекта:

На теоретическом уровне:

  • расширение моих теоретических знаний и навыков по проблеме формирования толерантности у старших школьников общеобразовательных школ в процессе изучения иностранного языка и расширение культуроведческой направленности обучения;
  • отбор речевого содержания обучения на основе материалов, обращенных к личному опыту учащихся, их чувствам и эмоциям и организация на их основе проблемно-диалогового общения, в большей степени краеведческого содержания;
  • выявление механизмов формирования толерантности у старших школьников в процессе изучения иностранного языка;
  • становление ученика как активного субъекта деятельности и организацию его межкультурного взаимодействия.

На практическом уровне:

  • разработана и практически апробирована серия уроков по английскому языку, учитывающая необходимость формирования толерантности у учащихся общеобразовательных школ средствами иностранного языка;
  • разработана и будет расширяться деятельность “Клуба друзей зеленой планеты”, способствующая формированию толерантности у старших школьников;
  • развитие международных связей школы через виртуальную сеть российско-германских школ.
  • результаты проекта могут быть использованы учителями общеобразовательных школ при организации образовательного процесса по иностранному языку.

Список литературы:

  1. Агапова С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации. Учебное пособие. М., “Феникс”, 2004.- 288с.
  2. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2002. – №2. – С.28-32.
  3. Бим И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе - 2002 - № 3 - С. 3 -
  4. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. М.,1980.
  5. Гальченко Н.А. Национально- региональный компонент в обучению английскому языку// Английский язык в школе, 2007, №1, С.38-49.
  6. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. – СПб.: “КАРО”, 2005.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
  8. Корниенко П.А. Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе // Иностранные языки в школе. – 2004. – №6. – С.18-21.
  9. Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка.// Иностранные языки в школе, 2004. - № 7. – С.30.
  10. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. М., 2000.
  11. Перминова Л.М., Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Махинько Л.Н. Опыт введения регионального компонента // Педагогика. – 1998. – №4. – С.35-40.
  12. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. – М.: Высшая школа, 1989.
  13. Хуторской А.В. Выход из капкана: звристическое обучение как реальность // Нар. образование. - 1999. - № 9. - С. 120-126.
  14. Хуторской А.В.Ключевые компетенции: технология конструирования // Нар. образование. - 2003. - № 5. -C.45-52