Методическая разработка урока чтения по рассказу Н.Н. Носова "Заплатка" во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • познакомить детей с произведением Н.Н. Носова “Заплатка”;
  • разобрать выражения: “любо взглянуть”, “от досады чуть не заплакал”, “защитного цвета”;
  • способствовать воспитанию самостоятельности детей;
  • способствовать развитию логического мышления, умению делать выводы.

Тип урока: урок-путешествие.

Формы работы на уроке: коллективное обсуждение.

Оборудование: предметные картинки с изображением героев путешествия воробья Любопыткина, зайчиков Пушистика и Ушастика, Мудрого филина, утёнка Кря-кря, попугая Ромы, лягушат; изображение паровозика; портрет писателя Н.Н. Носова, карточки с названиями станций, карточки с пословицами; учебник.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Работа по теме урока.

Урок у нас сегодня с вами будет не совсем обычным. Сейчас мы отправимся в путешествие. А путешествовать мы будем на поезде знаний по страницам некоторых произведений замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова, который очень любил детей и написал для них много весёлых и интересных рассказов.

Вот портрет Николая Николаевича Носова.

Итак, мы отправляемся в путь.

3. Проверка домашнего задания.

Первая наша станция называется “Проверка”. На ней нас встречает воробей Любопыткин, которому очень хочется послушать, как вы подготовили домашнее задание.

Вам было задано подготовить пересказ рассказа Носова “На горке”. Вы, конечно, обратили внимание, что к этому рассказу даны иллюстрации. Так вот, сейчас я попрошу вас пересказать текст, пользуясь этими иллюстрациями. Они будут вашими помощниками.

А вы, ребята, внимательно слушайте, будет продолжение.

(1-ый ученик – с самого начала до слов “подъехал к горке”; 2-ой ученик – до слов “и полез вниз на четвереньках”; 3-ий ученик – отвечает на вопрос.)

- Как же ребята отнеслись к поступку Котьки?

Думаю, воробью Любопыткину нравится наша работа. но это очень хитрый воробей, и, чтобы убедиться в том, что вы поняли рассказ, он приготовил для вас пословицу: “Сумел ошибиться, сумей и поправиться”. Ему хочется, чтобы вы объяснили эту пословицу, пользуясь рассказом “На горке”.

Задание Любопыткина мы выполнили, можем продолжать путешествие.

4. Беседа, подводящая к новой теме.

Следующая станция “Внимательный слушатель”, на которой нас встречают зайчики Пушистик и Ушастик.

Они ждут нас, чтобы сообщить печальную весть. Зайчики хотели нас познакомить ещё с одним рассказом Носова, но случилось несчастье: к ним прокрался жучок-буквоед и испортил название рассказа.

Пушистик и Ушастик очень расстроились и просят нас восстановить испорченные буквы.

Теперь мы узнали, какие буквы испортил жучок-буквоед, и можем прочитать название рассказа.

- Кто хочет прочитать это название?

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Николая Николаевича Носова, который называется “Заплатка”.

5. Объяснение новой темы.

Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно меня слушайте, так как зайчата приготовили для вас вопросы, на которые потом попросят вас ответить.

(Чтение рассказа учителем.)

- Какие герои встречались в рассказе?
- Кто главный герой рассказа?
- Почему вы так решили?

Я думаю, что зайчата остались довольны нашей работой, и мы смело можем отправляться на следующую станцию, а называется она “Словарная”. На ней нас ждёт Мудрый филин и удивляется, почему в нашем поезде зашторены все окна. Давайте откроем окошки в вагонах.

(Учитель вытаскивает лист, на котором нарисованы занавески из одного вагона.)

Оказывается, это не так-то просто сделать. Прежде чем открыть окошки этого вагона, нужно объяснить слова, которые здесь написаны.

(Дети объясняют выражения: “на заплатку было любо взглянуть”, “от досады он чуть не заплакал”.)

Ну вот, первое окошко мы с вами открыли. Давайте посмотрим, как обстоит дело с окошками второго вагона.

(Задание – прочитать слова: сморщилась, чернильным, солдатские.)

Окошки второго вагона тоже открылись. А мы прощаемся с Мудрым филином и отправляемся на станцию “Спортивная”.

На ней нас заждался весёлый утёнок Кря-кря, который хочет отдохнуть вместе с нами.

Приплыли тучки дождевые,
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые,
Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт…

Следующая наша остановка на станции “Юный читатель”. На этой станции мы встретимся с попугаем Ромой, который очень хочет послушать, как вы читаете.

Давайте ему покажем. Рассказ будем читать “цепочкой” по абзацам.

(Чтение рассказа детьми.)

6. Закрепление.

Следующая станция, на которую мы приехали, называется “Вопросы и ответы”. Здесь лягушата Почемучки уже давно ждут нас, чтобы задать свои вопросы и послушать наши ответы.

  • Название. Автор.
  • Почему Бобка очень любил свои штаны?
  • Какое настроение было у Бобки, когда он порвал свои штаны? Прочитайте.
  • Как встретила его мама? Почему?
  • а) Как вы думаете, автор просто так решил использовать слово “проворчал” в предложении: “Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошёл во двор”.
    б) Изменится ли смысл, если это слово заменить глаголом “сказал”.
  • Почему Бобке стало стыдно? Что ему сказали ребята во дворе?
  • Давайте сравним, как Бобка пришивал заплатку.
  • а) Как он пришивал заплатку в первый раз? Прочитайте. Как выглядела заплатка после такой работы? Прочитайте.
    б) Как Бобка стал пришивать заплатку во второй раз? Прочитайте. Как получилось на этот раз? Прочитайте.
    в) Итак, какой же мы с вами можем сделать вывод, сравнивая эти два момента?
  • Почему ребята похвалили мальчика?
  • Понравилось ли Бобке делать всё самому? Прочитайте, из каких слов это видно.

А теперь лягушата Почемучки просят вас объяснить пословицу: “Где труд, там и радость!”, используя только что прочитанный и разобранный нами рассказ.

Вот видите, как понравилось Бобке делать всё самому.

А что вы любите делать сами?

Я думаю, что лягушата довольны, что вы такие самостоятельные. А если кто-то не любит делать сам, то я надеюсь, что после этого урока ему обязательно захочется что-нибудь сделать самому.

7. Задание на дом.

Перед тем, как вернуться из путешествия в класс, поезд остановился у здания почты, где герои нашего урока оставили письмо. Давайте посмотрим, что в нём написано.

(Учитель читает письмо с домашним заданием.)

8. Подведение итогов.

Наш поезд знаний завершает своё путешествие по страницам произведений Николая Николаевича Носова и возвращается в класс.

Но все герои, с которыми встречались мы в пути, так же как и я надеются, что на этом не закончилось ваше знакомство с произведениями этого замечательного писателя. Путешествие окончено. Спасибо за урок.