Увеличение двигательной активности является одной из наиболее важных проблем физического воспитания младших школьников.
Новейшие исследования показали, что в основе плохого самочувствия и даже нездоровья школьников лежат не только медицинские, но и педагогические причины. Элементарное утомление, головные боли, страх перед школой, отсутствие интереса ребёнка к тому, как и чему в школе учат, вырастают в трагедию нации.
Для укрепления здоровья младших школьников особую роль играет применение рациональных двигательных режимов и физических упражнений, которые не только бы удовлетворяли требования и соответствовала закономерностям развития физических качеств, но и отвечали мотивационным потребностям школьников.
Налицо противоречие между ухудшением здоровья школьников и возросшими требованиями к развитию двигательных качеств, которые необходимо развивать и стимулировать в данном возрасте.
В настоящее время существует много физкультурно-оздоровительных направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это музыкально-ритмическое воспитание. Музыкальное сопровождение, элементы танцев, образные упражнения, сюжетные композиции сегодня наиболее актуальны для младших школьников, как и программа музыкально-ритмического воспитания выступающая одним из основных средств здоровьесбережения школьников в условиях общеобразовательного учреждения.
Перед муниципальным образовательным учреждением “средней общеобразовательной школой № 33” встала проблема комплексной организации деятельности по физическому воспитанию младших школьников в общеобразовательном учреждении, тем более что в образовательном учреждении созданы для этого благоприятные условия:
- специализированный кабинет для занятий с зеркалами, станком, ковриками.
В ходе проблемно-ориентированного анализа были выявлены проблемы:
- снижение здоровья детей в период обучения в начальной школе;
- отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у младших школьников;
- недостаточная работа по формированию физической культуры младших школьников со стороны педагогов;
- отсутствие системы мероприятий по формированию мотивационной готовности к музыкально-ритмическому воспитанию;
- слабая материально-техническая база данного образовательного учреждения.
Выявленные проблемы и стали основным направлением при создании программы по физической культуре “Музыкально-ритмическое воспитание младших школьников с оздоровительной направленностью на уроках физической культуры”, рассчитанную на 34 часов, за счёт увеличения уроков физической культуры до трёх часов в неделю.
Реализуемая программа помогает сохранять и укреплять навыки правильной осанки, зрения в 3 раза эффективнее при помощи специальных оздоровительных упражнений.
Для каждой группы упражнений нами разработаны памятки: глазодвигательная гимнастика, упражнения для улучшения дыхания, формирования и коррекции навыков правильной осанки и индивидуальные программы здоровья в зависимости от показателей физического развития и физической подготовленности.
Способность согласовывать движения своего тела с музыкальным сопровождением вызывает у ребёнка радость, удовольствие, положительные эмоции. Формируются навыки пластичности, гибкости, грациозности, изящества. Через танец прививается умение выражать различные состояния, мысли, чувства, взаимоотношения с окружающим миром.
Работая по программе музыкально-ритмического воспитания, включены упражнения оздоровительной направленности в подготовительном периоде 1:2 (1 общеразвивающее и 2 специальных упражнения в соответствии с оздоровительными задачами урока), в основном периоде 2:2 (2 общеразвивающих и 2 специальных упражнения), то есть на каждом уроке данные упражнения применялись в подготовительной, основной и заключительной части урока в зависимости от задач урока.
Внедрение специальных упражнений, игр и игровых элементов позволило выявить положительную динамику уровня здоровья: весо-ростовые и антропометрические показатели, жизненную ёмкость лёгких, заболевания учащихся в данном возрасте.
В школе проводились исследования взаимосвязи между уровнем обученности учащихся 1-4 классов и показателями здоровья: группы здоровья и уровни сформированности индивидуальных программ здорового образа жизни. Для изучения второго показателя были разработаны индивидуальные карты занимающихся, в которых учитывалась самооценка учащимися наличия в их жизнедеятельности элементов здорового образа жизни (ЗОЖ), применения оздоровительных методик, самоконтроля показателей здоровья (дневники самоконтроля за состоянием здоровья), мотивации и целеполагания ЗОЖ, теоретических знаний по здоровью и здоровому образу жизни. Каждому ученику были выданы памятки с оздоровительными упражнениями, которые они применяли не только на уроках физической культуры, но и во внеурочной деятельности, в домашних условиях вместе с родителями.
В результате регулярных занятий при использовании данной программы мы наблюдали так называемый “лечебный эффект”: укрепление мышечного корсета, снижение количества учащихся, имеющих “вялую” осанку, плоскостопия, так как в результате активной работы мышц брюшного пресса и спины происходит своеобразный массаж внутренних органов.
Одним из направлений инновационной деятельности были признаны попытки средствами музыкально-ритмического воспитания с оздоровительной направленностью добиться максимального творческого двигательного самовыражения учащихся. Для этого разработана методическая система планирования занятий в условиях детского спортивно-танцевального коллектива “Вдохновение”, включающая элементы физической подготовки, музыкально-ритмического и хореографического воспитания, концертной деятельности. При внедрении музыкальных игр в образовательный процесс мы использовали танцы и танцевальные композиции: “Снежный ком”, “Пружинка”, “Выбери меня”, “Чунга-чанга”, “Фигурный вальс”, “Полька”, “Риллио”, где приёмы имитации, подражания, образные сравнения, позволяли определить уровень музыкальной подготовленности младших школьников. По завершению работы по данной программе (в 4 классе) проводились соревнования, где все родители могли видеть владение музыкальной грамотой и двигательной активностью.
Перед началом внедрения данной программы проводилось исследование, где нарушение осанки наблюдалось у 12, 3%, зрения 8,9% школьников младших класс.
Таблица.
Заболевания | Кол-во уч-ся % | До проведения занятий | После проведения занятий |
Нарушение осанки | 5,2 | 12,3 | 4,8 |
Нарушение зрения | 4,1 | 8,9 | 7,2 |
ОРЗ и ОРВИ | 3,9 | 7,8 | 5,2 |
К концу четвёртого года обучения по данной программе было установлено, что уровень работоспособности у учащихся увеличился на 3,4%, снизилось число ОРЗ и ОРВИ заболеваний на 2,6%. Учащиеся стали больше выступать и побеждать на районных соревнованиях по программе “Президентских состязаний”.
Показанные результаты позволяют сделать вывод, что программа по “Музыкально-ритмическому воспитанию младших школьников с оздоровительной направленностью на уроках физической культуры” может быть внедрена и для учащихся 5-7 классов с целью повышения интереса к уроку у физической культуры, повышению физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей, повышению духовно-нравственного и эстетического потенциала школьников.