Цель урока: познакомить с личностью А.В. Суворова и значением его деятельности в истории России.
Задачи урока:
Воспитывающие:
- воспитывать чувство патриотизма;
- способствовать формированию чувства гордости за свою страну и благодарность великим людям, служившим России;
- прививать интерес и любовь к истории и историческим личностям;
- способствовать выявлению творческих способностей.
Обучающие:
- познакомить с краткой биографией великого полководца А.В. Суворова;
- обобщить и закрепить знания учащихся о Петре1 и М.В. Ломоносове;
- сформировать представление о военном искусстве 18 века;
- объяснить значение воинским званиям (капрал, генераллисимус);
- формировать историческое мировоззрение;
- познакомить с памятными местами Петербурга, связанные с именем полководца;
Развивающие:
- развивать устную речь;
- способствовать формированию творческих способностей учащихся;
- развивать внимание, наблюдательность, память;
- развивать у учащихся навыки анализа документов;
- совершенствовать умения выделять самое главное, делать выводы.
Оборудование к уроку.
1. Карточки.
- с индивидуальными заданиями;
- для игры “историческое лото”.
2. Слайды.
3. Раздаточный материал.
- план (на каждого ученика)
- иллюстрации солдат (для каждой группы)
- иллюстрации одежды и оружия (для каждой группы)
4. Толковый словарь Ожегова (для каждой
группы)
5. Листы с заповедями А.В.Суворова (для каждой
команды)
6. Заготовленные листы для самостоятельной
работы.
7. Учебник.
8. Книги о Суворове.
9. Экран и мультимед. оборудование.
План урока
1. Орг. Момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, и
Интересное узнать.
2. Повторение изученного материала.
- О жизнедеятельности каких великих людей мы узнали на уроках окружающего мира?
- Давайте вспомним, какую роль сыграли и чем прославились эти великие исторические личности в истории России.
- Для этого вы должны выбрать одного человека из команды, который подготовит ответ на вопрос.
а) Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1. Какие реформы провел Петр1?
Карточка №2. Чем знаменит М.В.Ломоносов?
Карточка №3. Какие человеческие качества
объединяют двух великих людей Петра 1 и М.В.
Ломоносова?
б) Игра “историческое домино”.
Пока ребята готовят ответы, мы с вами поиграем в игру “историческое домино”. У каждой команды на столах лежат карточки. Ваша задача составить верную цепочку из карточек и составить небольшой рассказ по данным опорным словам. Работайте дружно, помогая, друг другу.
Набор карточек №1
Набор карточек №2
Набор карточек №3
Проверка выполнения задания.
- Теперь каждая команда выйдет с расставленными верно карточками и расскажет, как они связаны между собой.
Проверка индивидуальной работы учащихся.
3. Изучение нового материала.
а) Сообщение темы и задач урока.
- Сейчас мы с вами вспомнили о деятельности Петра1, сделавшего Россию великой русской державой; М.В. Ломоносова, который внес огромный вклад в развитие науки.
- А сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной выдающейся личностью в истории России, прославившего русское военное искусство – с великим полководцем Александром Васильевичем Суворовым.
- Тема нашего урока “Русское военное искусство. Ни разу не побежденный А.В. Суворов”
- Главная задача нашего урока – познакомится с личностью А.В.Суворова, его заслугами и значением в истории.
- Работать будем по плану.
б) Знакомство с планом.
План.
- Биографические сведения.
- Оружие и обмундирование суворовского времени.
- Книга “Наука побеждать”.
- Взятие крепости Измаил.
- Награды.
- Память о Суворове.
- У вас на столах лежат планы, которые помогут нам в работе на уроке.
в) Рассказ учителя.
- Прочитай первый пункт плана.
- О чем будем говорить?
- О краткой биографии великого русского
полководца расскажет ученик, который подготовил
небольшое сообщение.
г) Работа с учебником.
- Откройте учебник, страница 103, найдите и прочитайте 2 абзац.
- Каким ребенком был А.В.Суворов?
- Что он делал для того, чтобы быть здоровым, сильным, выносливым?
- Сколько лет было Суворову, когда он начал службу?
- Сколько прослужил Суворов?
- С какого воинского звания начал службу А.В.Суворов, и какого звания был удостоен за свои победы?
д) Работа с толковым словарем
- Какие звания встретились вам в тексте? (капрал, генералиссимус)
- Давайте найдем в словаре Ожегова значение этих слов.
- Запишите краткое определение данных слов в тетради.
- Какой вывод можете сделать о воинском пути Суворова?
Запишите в план главные сведения о биографии Суворова.
е) Работа по плану.
- Переходим к следующему пункту плана. Прочитайте его.
- А кто знает, во что одевались солдаты суворовского времени?
- От чего зависел цвет мундира?
- Какой головной убор носили солдаты?
- Сейчас мы узнаем, каким оружием пользовались солдаты, офицеры и сам Александр Васильевич Суворов. Будьте внимательны.
Просмотр отрывка об оружие суворовского времени.
- Назовите основное оружие русской пехоты.
- Для чего был нужен штык на ружье? Что говорил об этом А.В.Суворов?
- Какое оружие было самым мощным?
- Какое оружие Суворова вы увидели во фрагменте?
Практическая работа игра “Одень и снаряди солдата”
- Сейчас вы попробуете одеть и снарядить солдата суворовского времени. Для выполнения этого задания на столах вы найдете иллюстрацию солдата. Оружие и одежду.
1 команда будет снаряжать офицера;
2 команда пехотинца;
3 команда артиллериста.
- Работаем дружно, каждый член команды будет прикреплять по одному предмету.
- Начали работу.
- Теперь один из команды выйдет к доске и расскажет кого они снаряжали какую одежду и оружие подобрали. (Иллюстрации вывешиваются на доску)
- Запишите в план основное оружие суворовского времени и оружие, которым пользовался сам Суворов.
Физкультминутка
- Теперь солдаты могут пойти в бой, а мы с вами отдохнуть.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись
Выше, выше потянись
Руки в стороны, вперед
Раз наклон и два наклон
Пошагаем дружно…Стоп!
Работа с дополнительной литературой
- Переходим к следующему пункту плана. Прочитайте его. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
- Суворов много размышлял о военной службе. Он считал: раз воюешь, должен побеждать, и ценил солдата умного, находчивого. Суворов создал свою систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Его главной стратегией было наступление. Он не проиграл ни одного сражения. Он оставил нам книгу, которая называется “Наука побеждать”
- Сейчас вы прочитаете отрывок из этой книги, где записаны 10 заповедей А.В. Суворова, обращенную к солдатам.
- Назовите основные заповеди.
- Какие крылатые выражения Александра Васильевича Суворова используются в нашей речи?
Тяжело в учении, легко в бою.
Ученье свет, а неученье – тьма.
- Как вы понимаете смысл слов полководца?
Работа над картиной В. Сурикова “Переход Суворова через Альпы”
- Солдаты боготворили Суворова, очень его любили и уважали. Обращаясь к солдатам, он называл их русскими богатырями, а они его отцом-батюшкой. Суворов делил со своими солдатами и офицерами все тяготы походов и сражений. Это особенно проявилось в знаменитом переходе через Альпы.
- Давайте рассмотрим картину В.Сурикова “Переход Суворова через Альпы”
- Что мы видим на картине?
- Кто возглавляет переход?
- Легко ли совершить такой переход? В чем сложность?
- Почему солдаты улыбаются?
- За что, как вы думаете, солдаты любят и уважают полководца?
Запишите в плане крылатые выражения А.В.Суворова .
- Назовите следующий пункт плана.
- Много побед было в жизни великого полководца и ни одного поражения. Особенно яркой победой стало взятие неприступной крепости Измаил. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент о взятии этой крепости А.В.Суворовым.
Просмотр видеофрагмента.
- Кто стал комендантом крепости?
- Что произошло с защитниками крепости?
- Кто выжил по преданию?
- Какое новаторство при штурме крепости Измаил применил Суворов?
Переходим к следующему пункту плана.
- Как вы считаете, за что дают награды?
- За что мог бы получить награды А.В.Суворов?
- Мы с вами побывали в музее А.В.Суворова, где мы видели в главном зале все награды великого полководца. Посмотрим небольшой фрагмент, и вспомним, какими наградами и за что был награжден Суворов.
Просмотр видеофрагмента.
- Сколько лет было Суворову, когда он получил свою первую награду?
- Какая награда является самой значимой?
Запишите в своем плане самые важные награды А.В.Суворова.
Суворов прожил 70 лет не прославляя себя, а защищая и прославляя Россию. Он один из великих людей, и память о нем застыла в камне, на холстах художника и устах поэтов.
- Какие памятники нашего города хранят память о великом полководце?
Рассказ учителя и показ слайдов
- О памятнике великому полководцу Всеволодом Рождественским было написано стихотворение. Давайте послушаем его.
(чтение стихотворения заранее подготовленным ребенком)
Памятник А.В. Суворову.
Скульптор М.И. Козловский, Ф.Г.Гордеев.
Архитектор Воронихин.
- Памятник находится у Троицкого моста, А.В.
Суворов изображен в образе бога войны.
- Почему?
Памятник Екатерине 2.
Скульптор М.А.Чижов, А.М. Опекушин.
Надгробие А.В.Суворова в благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры (установлен внуком полковника в 19 веке)
Музей А.В. Суворова.
- Мы побывали с вами в музее.
- Что вам больше всего запомнилось в музее?
- Что вы рассказали своим родителям о музее?
Запишите памятные места Петербурга, которые связаны с именем полководца.
4. Закрепление изученного.
- А теперь давайте подведем итог. Сейчас вы попробуете составить рассказ о Александре Васильевиче Суворове, используя учебник и план, который мы добавляли опорными словами.
- Чтение нескольких получившихся рассказов.
5. Домашнее задание.
Задание по выбору.
- Подготовить рассказ по плану составленному на уроке.
- Представь себя участником перехода через Альпы. Составь рассказ от лица участника этого похода, опираясь на картину В. Сурикова “Переход Суворова через Альпы”
- Творческое задание. Написать стихотворение о Суворове.
6. Подведение итогов урока.
- О А.В. Суворове – великом русском полководце можно говорить очень много, и вы впоследствии продолжите знакомство в старших классах. А сегодняшний урок мы закончим стихотворением великого князя Константина Романовича , написанного в 1900 году, которое так и называется “Суворов”.
- Стихотворение читает ученик, заранее его подготовивший.