Урок окружающего мира "Кожа и ее значение"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Кожа и её значение.

Цели:

  • рассмотреть строение кожи, дать представление об органе осязания,  определить значение и функции кожи;
  • создать условия для развития у учащихся внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи, памяти;
  • помочь осознать важность познания человеческого организма;
  • воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование:

  • учебник «Мы и окружающий мир» (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; издательство «Учебная литература», 2005)
  • С.И.Ожегов «Словарь русского языка»
  • проектор, компьютер, диск с презентацией
  • индивидуальные карточки
  • лупа, зеркальце, карточки с цифрами
  • 1 кв.см на листке
  • мешочек с холодным, теплым и колючим предметами

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, мы с вами продолжаем изучать раздел «Человек познает самого себя». (Приложение 1. Слайд №1) И сегодня на уроке мы расширим и углубим наши знания об организме. Каждый из вас хочет быть сильным, крепким и энергичным. Так и будет, если вы изучите свой организм и научитесь заботиться о нем.
– А что значит заботиться? (Выполнять все гигиенические правила.)

II. Оздоровительная минутка

Дыхательная гимнастика. Эмоциональный настрой на урок.

– Ребята, давайте начнем урок с укрепления здоровья. Мы живем, потому что мы дышим, а дышать нужно правильно.
Подняться на носки – вдох носом, опуститься выдох ртом. Это упражнение использовали ещё в Древнем Китае. Выполняя его, следует настраивать себя так: вдохнем все хорошее (радость, здоровье, хорошее настроение), выдохнем все плохое (злость, зависть, гнев).
На счет 1-4 – глубоко вдохнуть носом (рука на диафрагме), на счет 5 – задержать дыхание, на счет 6-10 – плавно выдохнуть через рот. Это упражнение поможет нам сосредоточиться и настроиться на работу.
(Выполнение под музыку 3-4 раза)
– Итак, мы полны задора, энергии и оптимизма.

III. Актуализация знаний учащихся

– Начнем работу. Я задаю вопрос, вы находите номер нужного ответа и показываете его с помощью карточки. (Приложение 1. Слайд №2)
– С помощью какого органа ты узнаешь о том, что залаяла собака, зазвенел будильник? (3)
– С помощью какого органа ты видишь все, что тебя окружает? (2)
– Какой орган нам помогает почувствовать запах хлеба, аромат  цветка, духов? (4)
– С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от соленой? (1)
– Какое общее название подойдет к этим словам
Дети. Органы чувств
– Но каждому органу чувств соответствует свое название. У вас на столах есть карточка под номером 1. Соедините  на ней стрелками слова в правом и левом столбиках.

Карточка №1.

 орган зрения               язык
 орган слуха                 нос
 орган обоняния          глаза
 орган вкуса                 уши
img1.gif (279 bytes)

– Проверим наши работы с помощью иллюстраций. (Приложение 1. Слайд №3) Назовите ответы, которые у вас получились.

IV. Постановка проблемы

– Ребята, подумайте, почему у нас осталось пустое место на карточке?
Д. Наверное, что-то мы не написали.
– Давайте попробуем это место заполнить, а поможет нам в этом мой волшебный мешочек.

V. Совместное «открытие» знаний

– Расскажите нам о своих ощущениях
(Прикладываю разным детям к руке, щеке сначала тёплый предмет, потом холодный, затем слегка укалываю  еловыми иглами)
Д. Мне тепло.
– Мне холодно.
– Мне колко или больно.
– Какой орган нам помог ощутить все прикосновения?
Д. Рука. Щека.
– А точнее.
Д. Кожа. (Приложение 1. Слайд №4)
–  Правильно. Мы ощущали, осязали. Эти слова близкие по значению. Как называются в русском языке такие слова?
Д. Синонимы.
– Как же называется это чувство?
Д. Осязание.
(На магнитную доску карточку «осязание»)
– Да, верно. Послушайте, как дает объяснение  «осязанию» Сергей Иванович Ожегов в толковом «Словаре русского языка».
Осязание – ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь.
– Сегодня ваш словарный запас пополнился ещё одним новым словом. Давайте научимся его правильно говорить. (Приложение 1. Слайд №5)
– Теперь заполните в своих карточках недостающий орган чувств с его названием. (Ребята вписывают в карточку недостающие слова)

VI. Постановка целей и задач урока

– Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем разговаривать о нашем «скафандре». Как вы думаете, почему я сравнила кожу со скафандром?
Д. Кожа, как и скафандр, покрывает всё тело.

VII. Практическая работа

– Возьмите лупы и рассмотрите внимательно свою кожу на ладони, на кончике пальцев.
– Расскажите о своих наблюдениях.
Д. На коже видны маленькие отверстия. Много мелких волосков. На коже есть рисунок.
– Вы сказали, что увидели под лупой множество маленьких отверстий в коже. Кто скажет, как называются эти отверстия?
Д.  Поры.
– Совершенно верно. Но через лупу мы с вами смогли рассмотреть только первый поверхностный слой кожи. Я думаю, вам будет интересно увидеть нашу кожу в разрезе.

VIII. Работа с учебником

– Откройте учебники на стр.70 и рассмотрите рисунок.(Приложение 1. Слайд №6)
– Из чего состоит наша кожа?
Д. Кожа состоит из эпидермиса, в ней есть кровеносные сосуды, потовая железа, сальная железа, внутренние слои, волосы.
(На магнитную доску прикрепляю  карточки «эпидермис, внутренние слои, сальная железа, потовая железа, кровеносные сосуды, нервные волокна»)
– Посмотрите на рисунок и догадайтесь, что помогает коже чувствовать все прикосновения?
Д. Нервные волокна.
– Правильно. Эту работу выполняют нервные волокна, которые пронизывают всю кожу.
–  Но давайте начнем сначала. Как называется верхний слой кожи?
Д. Эпидермис.
– Подумайте, какую функцию он выполняет.
Д. Защищает наше тело от холода, ударов.
– Верно. Можно сказать, что кожа является защитным покровом. (Приложение 1. Слайд №7)

IX. Практическая работа

– Возьмите зеркальце. Проведите указательным пальцем по лбу и приложите его к зеркалу. Что вы увидели?
Д. Жирное пятно.
– Какая железа выделила жир?
Д. Сальная железа.
– Для чего жир нужен коже?
Д. Жир смягчает кожу, делает её эластичной.
 (Работа в парах)
– А теперь сравните свой рисунок на зеркальце с рисунком соседа. Что заметили?
Д. Рисунки разные.
– Верно. Кожа каждого человека имеет свой собственный рисунок. Этот рисунок на ладонях, подошвах, подушечках пальцев появляется у ребёнка задолго до рождения и остается неизменным на протяжении всей жизни.
– Где, как вы думаете, используют эту особенность кожи?
Д. В милиции. В суде.
– А что может выделять потовая железа?
Д. Пот.
– А что такое пот?
Д. Соленая вода.

X. Работа с учебником

– Подробнее, что такое пот и зачем он появляется на коже, мы узнаем из учебника. На стр.70 после рисунка прочитаем первый абзац.
– Итак, для чего служит  потовая железа?
Д. Охлаждает организм. Удаляет ненужные вещества-отходы.(Приложение 1. Слайд №8)
– Можно сказать, что кожа участвует в обмене веществ.(Приложение 1. Слайд №9)
– Какую ситуацию вы видите на экране?
Д. Мальчик поранил палец.
– Что произошло в результате ранения?
Д. На пальце появилась капелька крови.
– О чем это говорит?
Д. В коже есть кровеносные сосуды.
– Прочитаем о них на стр.70  последний абзац и два абзаца на стр.71.
– Сделайте вывод.
Д. Кожа поддерживает нормальную температуру тела. (Приложение 1. Слайд №10)
– И ещё одну функцию кожи мы должны сегодня выделить. Найдите её самостоятельно в учебнике.
Д. Кожа участвует в газообмене. (Приложение 1. Слайд №11)

XI. Первичное закрепление

– Итак, о каком органе чувств мы ведем сегодня разговор?
Д. О коже.
– Сережа, ты не пожалел, что сегодня пришёл ко мне на урок?
Сережа.  Нет.
– Катя, тебе интересно было на уроке?
Катя. Да.
– Максим, ты узнал сегодня что-то новое?
Максим. Да.
– Школа – это большая книга знаний. Каждый день несет нам что-то новое. Давайте мы с вами теперь расскажем, что нового узнали о коже.
– Кожа это …
Д. Орган чувств.
– Это орган …(на магнитной доске висят карточки-помощники)
Д. Осязания.
– Строение кожи таково…
Д. Эпидермис, внутренние слои, потовая железа, сальная железа, кровеносные сосуды, нервные волокна.
– Функции кожи …  (Приложение 1. Слайд № 11)

XII. Оздоровительная минутка. Массаж пальцев рук

– Ещё я хочу научить вас простому упражнению, которое тоже поможет укрепить ваш организм.
– Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. То же сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами.

XIII. Творческая работа

– Но все  функции кожа сможет выполнять, только если её содержать в чистоте.
– Что у меня в руке?
Д. Квадратик.
– Правильно. Это квадратный сантиметр. Знаете ли вы, что на 1 кв.см кожи находится до 40.000 микробов. Площадь кожи взрослого человека примерно 2 кв.м. Можете представить себе сколько на ней находится микробов.
– Что делать, как от них избавляться? (Приложение 1. Слайд №12)
Д. Соблюдать чистоту кожи.
– Правильно, надо соблюдать правила гигиены. А правила эти вы сейчас сами составите. Группа из 4 человек получает свой рисунок и составляет правило.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

– Давайте послушаем, что у вас получилось.
– Итак,  моясь каждый день водой и мылом, ты смываешь пыль, грязь и пот, которые могут закрывать поры кожи и мешать ей дышать. (Приложение 1. Слайд №13)
Ухаживай за кожей: содержи её в чистоте, а если кожа пересыхает, смазывай её кремом. При небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать пострадавшему первую помощь. Если повреждение велико надо немедленно обратиться к врачу.(Приложение 1. Слайд №14)
Кожа является зеркалом состояния здоровья всего организма — по состоянию кожи можно определить заболевания, которыми человек страдает. Будьте здоровы, ребята!

XIV.Домашнее задание

– Подробная информация о домашнем задании есть в ваших индивидуальных карточках. Напоминаю, вы можете выполнить то, что вам наиболее интересно.

Карточка №2.

Домашнее задание. (Приложение 1. Слайд №15)

1. Прочитай учебник на стр.69-75. Ответь на вопросы.
2. Подбери к следующему уроку интересный материал по теме «Кожа и её значение».
3. «У него от страха волосы встали дыбом», «гусиная кожа». Найди другие выражения о коже и объясни их.
4. Составь кроссворд на тему «Человек».

XV. Итог урока

– А теперь я хочу поблагодарить вас за урок, за вашу работу. Вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум, творчество. Спасибо.