Тема урока: Кожа и её значение.
Цели:
- рассмотреть строение кожи, дать представление об органе осязания, определить значение и функции кожи;
- создать условия для развития у учащихся внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи, памяти;
- помочь осознать важность познания человеческого организма;
- воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование:
- учебник «Мы и окружающий мир» (авт. Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков; издательство «Учебная литература», 2005)
- С.И.Ожегов «Словарь русского языка»
- проектор, компьютер, диск с презентацией
- индивидуальные карточки
- лупа, зеркальце, карточки с цифрами
- 1 кв.см на листке
- мешочек с холодным, теплым и колючим предметами
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, мы с вами продолжаем изучать раздел
«Человек познает самого себя». (Приложение
1. Слайд №1) И сегодня на уроке мы
расширим и углубим наши знания об организме.
Каждый из вас хочет быть сильным, крепким и
энергичным. Так и будет, если вы изучите свой
организм и научитесь заботиться о нем.
– А что значит заботиться? (Выполнять все
гигиенические правила.)
II. Оздоровительная минутка
Дыхательная гимнастика. Эмоциональный настрой на урок.
– Ребята, давайте начнем урок с укрепления
здоровья. Мы живем, потому что мы дышим, а дышать
нужно правильно.
Подняться на носки – вдох носом, опуститься
выдох ртом. Это упражнение использовали ещё в
Древнем Китае. Выполняя его, следует настраивать
себя так: вдохнем все хорошее (радость, здоровье,
хорошее настроение), выдохнем все плохое (злость,
зависть, гнев).
На счет 1-4 – глубоко вдохнуть носом (рука на
диафрагме), на счет 5 – задержать дыхание, на счет
6-10 – плавно выдохнуть через рот. Это упражнение
поможет нам сосредоточиться и настроиться на
работу.
(Выполнение под музыку 3-4 раза)
– Итак, мы полны задора, энергии и оптимизма.
III. Актуализация знаний учащихся
– Начнем работу. Я задаю вопрос, вы находите
номер нужного ответа и показываете его с помощью
карточки. (Приложение 1.
Слайд №2)
– С помощью какого органа ты узнаешь о том, что
залаяла собака, зазвенел будильник? (3)
– С помощью какого органа ты видишь все, что тебя
окружает? (2)
– Какой орган нам помогает почувствовать запах
хлеба, аромат цветка, духов? (4)
– С помощью какого органа ты отличаешь сладкую
пищу от горькой, кислую от соленой? (1)
– Какое общее название подойдет к этим словам
Дети. Органы чувств
– Но каждому органу чувств соответствует свое
название. У вас на столах есть карточка под
номером 1. Соедините на ней стрелками слова в
правом и левом столбиках.
Карточка №1.
орган
зрения
язык
орган слуха
нос
орган обоняния
глаза
орган
вкуса
уши
– Проверим наши работы с помощью иллюстраций. (Приложение 1. Слайд №3) Назовите ответы, которые у вас получились.
IV. Постановка проблемы
– Ребята, подумайте, почему у нас осталось
пустое место на карточке?
Д. Наверное, что-то мы не написали.
– Давайте попробуем это место заполнить, а
поможет нам в этом мой волшебный мешочек.
V. Совместное «открытие» знаний
– Расскажите нам о своих ощущениях
(Прикладываю разным детям к руке, щеке сначала
тёплый предмет, потом холодный, затем слегка
укалываю еловыми иглами)
Д. Мне тепло.
– Мне холодно.
– Мне колко или больно.
– Какой орган нам помог ощутить все
прикосновения?
Д. Рука. Щека.
– А точнее.
Д. Кожа. (Приложение 1.
Слайд №4)
– Правильно. Мы ощущали, осязали. Эти слова
близкие по значению. Как называются в русском
языке такие слова?
Д. Синонимы.
– Как же называется это чувство?
Д. Осязание.
(На магнитную доску карточку «осязание»)
– Да, верно. Послушайте, как дает объяснение
«осязанию» Сергей Иванович Ожегов в толковом
«Словаре русского языка».
Осязание – ощущение давления, тепла,
холода, возникающее при прикосновении кожи к
чему-нибудь.
– Сегодня ваш словарный запас пополнился ещё
одним новым словом. Давайте научимся его
правильно говорить. (Приложение
1. Слайд №5)
– Теперь заполните в своих карточках
недостающий орган чувств с его названием. (Ребята
вписывают в карточку недостающие слова)
VI. Постановка целей и задач урока
– Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем
разговаривать о нашем «скафандре». Как вы
думаете, почему я сравнила кожу со скафандром?
Д. Кожа, как и скафандр, покрывает всё
тело.
VII. Практическая работа
– Возьмите лупы и рассмотрите внимательно свою
кожу на ладони, на кончике пальцев.
– Расскажите о своих наблюдениях.
Д. На коже видны маленькие отверстия.
Много мелких волосков. На коже есть рисунок.
– Вы сказали, что увидели под лупой множество
маленьких отверстий в коже. Кто скажет, как
называются эти отверстия?
Д. Поры.
– Совершенно верно. Но через лупу мы с вами
смогли рассмотреть только первый поверхностный
слой кожи. Я думаю, вам будет интересно увидеть
нашу кожу в разрезе.
VIII. Работа с учебником
– Откройте учебники на стр.70 и рассмотрите
рисунок.(Приложение 1.
Слайд №6)
– Из чего состоит наша кожа?
Д. Кожа состоит из эпидермиса, в ней есть
кровеносные сосуды, потовая железа, сальная
железа, внутренние слои, волосы.
(На магнитную доску прикрепляю карточки
«эпидермис, внутренние слои, сальная железа,
потовая железа, кровеносные сосуды, нервные
волокна»)
– Посмотрите на рисунок и догадайтесь, что
помогает коже чувствовать все прикосновения?
Д. Нервные волокна.
– Правильно. Эту работу выполняют нервные
волокна, которые пронизывают всю кожу.
– Но давайте начнем сначала. Как называется
верхний слой кожи?
Д. Эпидермис.
– Подумайте, какую функцию он выполняет.
Д. Защищает наше тело от холода, ударов.
– Верно. Можно сказать, что кожа является
защитным покровом. (Приложение 1.
Слайд №7)
IX. Практическая работа
– Возьмите зеркальце. Проведите указательным
пальцем по лбу и приложите его к зеркалу. Что вы
увидели?
Д. Жирное пятно.
– Какая железа выделила жир?
Д. Сальная железа.
– Для чего жир нужен коже?
Д. Жир смягчает кожу, делает её
эластичной.
(Работа в парах)
– А теперь сравните свой рисунок на зеркальце с
рисунком соседа. Что заметили?
Д. Рисунки разные.
– Верно. Кожа каждого человека имеет свой
собственный рисунок. Этот рисунок на ладонях,
подошвах, подушечках пальцев появляется у
ребёнка задолго до рождения и остается
неизменным на протяжении всей жизни.
– Где, как вы думаете, используют эту особенность
кожи?
Д. В милиции. В суде.
– А что может выделять потовая железа?
Д. Пот.
– А что такое пот?
Д. Соленая вода.
X. Работа с учебником
– Подробнее, что такое пот и зачем он
появляется на коже, мы узнаем из учебника. На
стр.70 после рисунка прочитаем первый абзац.
– Итак, для чего служит потовая железа?
Д. Охлаждает организм. Удаляет ненужные
вещества-отходы.(Приложение 1.
Слайд №8)
– Можно сказать, что кожа участвует в обмене
веществ.(Приложение 1.
Слайд №9)
– Какую ситуацию вы видите на экране?
Д. Мальчик поранил палец.
– Что произошло в результате ранения?
Д. На пальце появилась капелька крови.
– О чем это говорит?
Д. В коже есть кровеносные сосуды.
– Прочитаем о них на стр.70 последний абзац и
два абзаца на стр.71.
– Сделайте вывод.
Д. Кожа поддерживает нормальную
температуру тела. (Приложение 1.
Слайд №10)
– И ещё одну функцию кожи мы должны сегодня
выделить. Найдите её самостоятельно в учебнике.
Д. Кожа участвует в газообмене. (Приложение 1. Слайд №11)
XI. Первичное закрепление
– Итак, о каком органе чувств мы ведем сегодня
разговор?
Д. О коже.
– Сережа, ты не пожалел, что сегодня пришёл ко мне
на урок?
Сережа. Нет.
– Катя, тебе интересно было на уроке?
Катя. Да.
– Максим, ты узнал сегодня что-то новое?
Максим. Да.
– Школа – это большая книга знаний. Каждый день
несет нам что-то новое. Давайте мы с вами теперь
расскажем, что нового узнали о коже.
– Кожа это …
Д. Орган чувств.
– Это орган …(на магнитной доске висят
карточки-помощники)
Д. Осязания.
– Строение кожи таково…
Д. Эпидермис, внутренние слои, потовая
железа, сальная железа, кровеносные сосуды,
нервные волокна.
– Функции кожи … (Приложение
1. Слайд № 11)
XII. Оздоровительная минутка. Массаж пальцев рук
– Ещё я хочу научить вас простому упражнению,
которое тоже поможет укрепить ваш организм.
– Правой рукой помассируйте каждый палец на
левой руке. То же сделайте с правой рукой.
Старайтесь уделить внимание каждому суставчику,
тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с
мозгом и внутренними органами. Массаж большого
пальца повышает деятельность головного мозга,
указательного – улучшает работу желудка,
среднего – кишечника и позвоночника,
безымянного – печени, мизинец помогает работе
сердца. То же самое делайте дома со стопами.
XIII. Творческая работа
– Но все функции кожа сможет выполнять,
только если её содержать в чистоте.
– Что у меня в руке?
Д. Квадратик.
– Правильно. Это квадратный сантиметр. Знаете ли
вы, что на 1 кв.см кожи находится до 40.000 микробов.
Площадь кожи взрослого человека примерно 2 кв.м.
Можете представить себе сколько на ней находится
микробов.
– Что делать, как от них избавляться? (Приложение 1. Слайд №12)
Д. Соблюдать чистоту кожи.
– Правильно, надо соблюдать правила гигиены. А
правила эти вы сейчас сами составите. Группа из 4
человек получает свой рисунок и составляет
правило.
– Давайте послушаем, что у вас получилось.
– Итак, моясь каждый день водой и мылом, ты
смываешь пыль, грязь и пот, которые могут
закрывать поры кожи и мешать ей дышать. (Приложение 1. Слайд №13)
Ухаживай за кожей: содержи её в чистоте, а если
кожа пересыхает, смазывай её кремом. При
небольших повреждениях кожи нужно сразу оказать
пострадавшему первую помощь. Если повреждение
велико надо немедленно обратиться к врачу.(Приложение 1. Слайд №14)
Кожа является зеркалом состояния здоровья всего
организма — по состоянию кожи можно определить
заболевания, которыми человек страдает. Будьте
здоровы, ребята!
XIV.Домашнее задание
– Подробная информация о домашнем задании есть в ваших индивидуальных карточках. Напоминаю, вы можете выполнить то, что вам наиболее интересно.
Карточка №2.
Домашнее задание. (Приложение 1. Слайд №15)
1. Прочитай учебник на стр.69-75. Ответь на вопросы.
2. Подбери к следующему уроку интересный материал
по теме «Кожа и её значение».
3. «У него от страха волосы встали дыбом»,
«гусиная кожа». Найди другие выражения о коже и
объясни их.
4. Составь кроссворд на тему «Человек».
XV. Итог урока
– А теперь я хочу поблагодарить вас за урок, за вашу работу. Вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум, творчество. Спасибо.