Импрессионизм в музыке и живописи (урок музыки для 7 класса)
Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи
Вид урока: Углубление в тему «Стили в музыкальной искусстве»
Жанр урока: Музыкально-художественная экспозиция
Задачи урока:
- Углубляя представление о музыкально-историческом стиле дать начальные представления об импрессионизме, его истоках, развитии в различных видах искусства, авторах, работавших в данном направлении; проанализировать художественно-изобразительские особенности импрессионизма и взаимопроникновение живописи и музыки на примере данного стиля.
- Развивать музыкальные способности: вокальные данные, музыкальную память, музыкально-аналитическое мышление; совершенствовать умение понимания жизненно-образного содержания музыкальных произведений.
- Воспитывать любовь и уважение к музыке.
Оборудование:
карточки с названием темы урока, словарными словами, именами и фамилиями авторов, названиями произведений;
ритмическая таблица длительностей для импровизации;
нотная запись ноктюрна К.Дебюси «Шаги на снегу» на 2 голоса;
изображение видов Парижа (Эйфелева башня, Елисейские поля, Лувр и др.);
репродукции картин художников различных стилей в том числе и импрессионистов (например, Поль Сезанн «Гора Сент-Виктуар», Поль Сезанн «Пейзаж в Эксе», Пьер Огюст Ренуар «Мулен Де ла Галет», Клод Моне «Дикие маки», Шишкин И.И. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», Гюстав Курбе «Девушки на берегу Сены», К.Брюллов «Итальянский полдень»);
мольберт, акварельные краски, гуашь, материалы для импровизации «Волшебные краски.
Музыкальный материал и задачи:
Ф.Шопен «Ноктюрн» - слушание
К.Дебюси «Шаги на снегу» - исполнение
К.Дебюси «Лунный свет на террасе» - слушание
Ход урока
1. Начало урока:
Слушание «Ноктюрна» Ф. Шопена.
Здравствуйте, ребята!
Со слушания какого музыкального произведения мы начали наш сегодняшний урок?
В каком музыкально-историческом стиле писал этот композитор? (музыкальный романтизм, изучение этого стиля мы закончили на прошлом уроке)
С какими странами связано имя Ф.Шопена? (он родился и вырос в Польше, а вторую половину жизни прожил и умер во Франции)
2. Сообщение темы урока:
Сегодня я приглашаю вас именно во Францию.
Мы продолжаем с вами говорить о музыкально-исторических стилях.
И мне хочется, чтобы сегодня на уроке мы прониклись духом Франции конца 19 века. Духом страны, необычной, очень чувственной и поэтичной, страны, которая подарила миру большое количество деятелей культуры, открыла миру своё видение искусства и своё впечатление, или, как говорят французы, «Impression», от этого безумного-безумного мира.
3. Работа по теме урока:
- Подготовка к изучению новой темы, ритмическая импровизация
Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. Первые шаги по столице Франции. Шаг может быть разным.
<Рисунок 1>
- пошли на прогулку по парку (1 группа выполняет шаги, сидя на стульях четвертными длительностями);
- начался мелкий дождь (2 группа – шаги восьмыми длительностями);
- побежали, чтоб укрыться от дождя (3 группа – шаги шестнадцатыми длительностями).
(Выполняется с использованием таблиц записи ритма поочередно каждой группой – после одновременно под руководством учителя.)
Какое у вас впечатление, импрессия от такой прогулки? А какое настроение? Вы обратили внимание, что эти шаги звучали как музыка? Как бы вы её назвали?
- Рассказ о художниках-импрессионистах
Гуляя по Парижу, можно попасть в национальный художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох и стилей. Но я обращаю ваше внимание на две экспозиции.
<Рисунок 2>
Шишкин И.И. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» |
Гюстав Курбе «Девушки на берегу Сены» |
К.Брюллов «Итальянский полдень» <Рисунок 3> |
|
Поль Сезанн «Гора Сент-Виктуар» |
Поль Сезанн «Пейзаж в Эксе» |
Пьер Огюст Ренуар «Мулен Де ла Галет» |
Клод Моне «Дикие маки» |
Взгляните на эти картины и подумайте, почему они представлены в различных залах. Может быть, есть что-то, что объединяет каждую группу и отличает одну от другой.
- В какой группе картины проработаны более детально?
- На каких картинах вы увидели чувства художника?
- А на какой из них изображена импрессия, впечатление?
Во втором зале картины отличаются тем, что в на них художники стремились изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Они кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными, фантастичными. Художники, писавшие такие картины, стали называть себя импрессионистами. А стиль, в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм. От французского слова Impression – впечатление.
Ими были Клод Моне, Вансент Ван Гог, Пабло Пикассо, Эдуард Мане и другие. Их картины необычайно музыкальны. Ведь не зря часто живопись сравнивают с застывшей музыкой.
- Рассказ о музыкантах – импрессионистах.
Вслед за художниками импрессионизмом увлекаются и музыканты. Появляется, так называемая, музыкальная живопись, изображение картин с помощью звуков.
- Вокальная импровизация на тему «Шаги на снегу» К.Дебюси
Попробуем и мы изобразить нечто подобное.
- распевка по звукоряду в d-moll вокализом с закрытым ртом;
- распевка по звукоряду в d-moll на звук «О»;
- пропевание тоники нижней и верхней на 2 голоса;
<Рисунок 4>
2 голос – интонирование Ре 1 октавы на цепном дыхании вокализом на звук «О»;
1 голос – интонирование мелодии «Шаги на снегу» вокализом на звуке «О».
(Выполняется с использованием нотной записи мелодии на 2 голоса)
На что похоже звучание нашей импровизации?
Какие краски бы вы взяли, чтоб раскрасить эту музыку?
Каким цветом зальём фон?
Какой голос изображает фон? (второй голос)
Какие будут штрихи?
Каким цветом изобразим 1 голос?
Какие штрихи нужно выполнять для изображения 1 голоса?
Как бы вы назвали нашу картину и музыку?
(Учитель по ходу рассуждений ребят на мольберте акварельными красками в технике «по -сырому» создаёт «картину» в соответствии с предложенными учениками вариантами ответов)
Что напоминает получившаяся у меня картина?
Композитор дал своему творению название «Шаги на снегу».
- Выводы по итогам исполнения мелодии
Именно такую музыку писали композиторы-импрессионисты. Обратили ли вы внимание, что является основой изобразительности в такой музыке? (конкретно каждый звук) Импрессионисты стремились достичь выразительности, красочности и образности каждого звука.
- Рассказ о К.Дебюсси
Музыка, с которой мы сейчас импровизировали, написана французским композитором, человеком, которого считают одним из основоположников импрессионизма Клодом Дебюсси. <Рисунок 5>
Клод Дебюсси родился в 1862 году, был из семьи мелких буржуа. Хотя занятия музыкой начались не в столь раннем возрасте, но за несколько лет он достигает больших успехов в исполнительстве на фортепиано и поступает парижскую консерваторию. Уже там он отличался незаурядностью музыкальной мысли и даже имел из-за этого проблемы.
В течение всей своей жизни он очень интересовался музыкой разных народов. В особенности русской народной и композиторской. Несколько раз приезжал в Россию, по приглашению русской меценатки Надежды фон Мек, которая была близким другом П.И.Чайковского, лично общался со многими русскими композиторами.
В музыке Клода Дебюсси проявляется самобытность его таланта. Он стремился сблизиться с новыми направлениями в искусстве. Творчество Дебюсси может быть охарактеризовано как искусство ощущений, точнее – воспоминаний о пережитых ощущениях
(«Есть воспоминания, которые для меня гораздо дороже действительности», – писал он).
Основное место в его творчестве занимают романсы, ноктюрны, прелюдии, инструментальные и вокальные циклы, оперы, фортепианные сочинения.
Умер композитор в 1918 году во время бомбёжки немцами Парижа.
- Слушание «Лунный свет на террасе» К. Дебюси
Сейчас в нашем классе прозвучит ещё одно произведение К.Дебюсси, этого необычного композитора, который рисует картины, часто пейзажи, с помощью звуков. Останьтесь сейчас наедине со своими мыслями, эмоциями, импрессией, закройте глаза и постарайтесь понять, что за картину написал композитор.
Слушание и анализ «Лунный свет на террасе»
Каковы ваши впечатления?
Какие цвета использовал композитор? (неброские, приглушённые тона)
Какие были звуковедения? (скользящие, крадущиеся)
Какое настроение? (фантастическое, загадочное)
Какие ассоциации рождает музыка у вас?
Как бы вы назвали эту музыку?
Композитор назвал произведение «Лунный свет на террасе».
В каком художественном жанре написано данное произведение? (музыкальный пейзаж)
- Обобщение понятия «импрессионизм» в живописи и музыке
Сегодня на уроке мы встретились с картинами художников-импрессионистов, а так же музыкальными картинами композитора-импрессиониста. Как вы думаете, есть ли что-то, что объединяет эти картины?
В них важен те столько сюжет, сколько чувства, ощущение, возникшие от соприкосновения с этими произведениями искусства. А музыка и живопись очень дополняют друг-друга.
4. Итог урока:
Импровизация «Волшебные краски»
А мне сегодня так же важна ваша импрессия от урока и от услышанной музыки. Сейчас я ещё раз включу эту музыку, а вы выберите из всего многообразия цветов, находящихся перед вам, именно тот, который характеризует возникшее у вас настроение.
Технология приготовления раствора «Волшебные краски»
Для приготовления раствора необходимы мука – 1 стакан, подсолнечное масло – 2 ч. л., соль – 2 ч. л., клей ПВА – 2 ч. л., вода (столько, чтобы консистенция краски была как у сметаны). Данный раствор замешивается до начала урока, разливается в небольшие ёмкости и ставится на партах перед каждым учеником. Кроме этого, у каждого ученик должен иметься набор гуашевых красок и палочка для перемешивания краски.
Во время выполнения импровизации учитель предлагает ученикам в приготовленный ранее раствор добавить гуашевую краску любого цвета (который ему подсказывает музыка), учитывая, что от количества краски зависит интенсивность оттенка.
Второй этап работы – учитель подходит к каждому ученику с ёмкостью с низкими краями (например, коробка из-под конфет) и предлагает вылить получившийся раствор в любое место данной ёмкости. После полученный состав аккуратно перемешивается. После застывания получается очень красивая созданная коллективно картина.
Так как это наше общее настроение, мы смешаем все краски. Вот такая картина нашего общего настроения.
Я надеюсь, что наше сегодняшнее погружение в искусство Франции останется в вашем сердце и памяти.
5. Домашнее задание:
С композиторами-импрессионистами мы встретимся ещё и на следующих уроках. А вы подготовитесь к этой встрече и подготовите сообщения о других композиторах-импрессионистах.
6. Оценивание: