Нетрадиционные формы работы с родителями

Разделы: Работа с родителями


Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья - та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:

  • регулирование физического и эмоционального развития;
  • влияние на развитие психологического пола;
  • влияние на умственное развитие;
  • ознакомление ребенка с социальными нормами;
  • формирование ценностных ориентаций;
  • социальная поддержка.

В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Взаимодействие педагогов и родителей

Повышение психолого-педагогических знаний Университет педагогических знаний

Лекции, семинары, практикумы

Конференции

Открытые уроки и классные мероприятия

Индивидуальные тематические консультации

Творческие группы, группы по интересам

Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс Родительские собрания

Организация кружков, секций, клубов

Совместные творческие дела

Помощь в укреплении материально-технической базы

Родительский патруль

Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками

Вовлечение родителей и общественности в управление школой Совет школы

Комитет общественного контроля

Классные советы, классные родительские комитеты

Совет содействия семье и школе

Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенности в своих силах.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая прежде всего предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Цель данной работы показать, что совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности, изучение ребенка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Цель семейного воспитания - помочь детям естественно расти и развиваться, так, чтобы они могли подготовиться к супружеству и родительству. Нас заботит нравственное и духовное развитие личности. Важным измерением личностного развития являются отношения, которые мы устанавливаем с другими людьми, особенно членами наших семей. большинство эмоциональных и психологических проблем, возникающих у людей, возникают в семье из-за плохих отношений между родителями и детьми. Эти проблемы могут быть перенесены ими на общество. Самые главные отношения в семье - это:

  • родители и дети;
  • братья и сестры;
  • муж и жена.

Основными формами работы с семьей являются групповые и индивидуальные.

Выбор форм и методов работы с родителями определяется, как правило, самим классным руководителем, с учетом особенностей своей личности, опыта, специфики сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, указанных выше из ошибок и затруднений в воспитании детей, особенностей характера, атмосферы в педагогическом коллективе школы, сложившихся традиций в работе с родителями и т.д. Как показывает практика, наибольшая эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем рационального сочетания массовой, групповой и индивидуальной форм работы, соблюдения при этом преемственности в ее содержании.

С годами, переступая порог школы, невольно вслушиваешься, всматриваешься в себя, задаешь вечные внутренние вопросы: "А любишь ли ты тех к кому идешь? Готова распахнуться перед своими учениками? Кто вы, ребята? О чем мечтаете? Из какой вы семьи? О чем говорите с родителями?

Для меня важно, чтобы ребята после уроков не разбегались, не прятались друг от друга. Вот почему мне нужен диалог с детьми и родителями.

Как и когда он начинается? Только в деле, которое увлечет всех.

Праздник "Моя семья".

До праздника ребятам были даны задания:

  • изобразить свое генеалогическое дерево. Выигрывает тот, у кого самое "ветвистое" древо, т.е. тот, кто лучше знает своих предков.
  • придумать, каким мог быть герб семьи (представление эскиз и его защита).
  • юмористический конкурс. Написать рассказ о приключении, пережитом одним из членов семьи.
  • наша любимая песня. Исполнение песни всей семьей.
  1. "Умелые руки" против скуки". Организуется импровизированная выставка семейного творчества.
  2. "Пальчики оближешь". Дочки и мамы готовят свое фирменное блюдо. Оценивают все.
  3. "Умелые руки". Мальчики, папы, дедушки что-то делают своими руками. Оценивают все.
  4. "Семейный альбом" - самая смешная фотография и подпись к ней.

Этот праздник сплотил не только семьи, но и весь класс. Благодаря этому празднику мы стали немножечко добрее, чище.

Игра "Домосед".

Цель: научить "секретам" хозяина дома. Класс делится на группы, которые выбирают тему своих "секретов" (например, как сделать полки, как починить кран, как вывести пятно и т.д.). В каждую группу входят родители, которые вместе с детьми готовят "секрет". Когда все группы готовы, проводится игра в форме: обучение Незнайки, обучение инопланетян, экзамен старого мастера и т.д. с организацией практического показа.

"Музей оживших фотографий".

Каждый ученик класса вместе с родителями выбирает самые значимые фотографии для их семьи. Сами определяют кто из них будет экскурсоводом. После рассказа экскурсоводов делаются фотографии.

Операция "Школьные годы моих родителей".

Ребятам раздаются анкеты с вопросами о школьной жизни их родителей. Каждая семья оформляет фотогазету "Школьные годы моих родителей". Затем проводится классный час с приглашением родителей, на котором ученики или их родители ведут рассказ по данной теме.

Ролевая игра "Мы ждем гостей" (совместно с родителями).

Игровая задача: установить и поддержать общение гостей, мажорный микроклимат.

Педагогические задачи: разнообразие коммуникативных способностей ребят, культуры общения, формирование знаний этикета. Разнообразие умений создать праздничную атмосферу в доме; сплочение коллектива.

Набор ролей: хозяин, хозяйка, дети, гости, зрители.

Школьники выбирают какую-либо роль и готовятся к приему гостей: намечают тему общения (день рождения, Новый год, юбилей и т.д.), игровую развлекательную программу для установления атмосферы отдыха, готовят помещение, реквизиты.

Хозяева принимают гостей, проводят игровую программу, награждают победителей, утешают проигравших. Зрители и участники по окончании приема анализируют ролевую игру. Советы. Секретность выполнения домашнего задания обеспечивает неожиданность и интерес учащихся и их родителей. Вся программа должна быть короткой, разнообразной, динамичной.

Классный час или вечер "Заочное путешествие".

Цель: заочное знакомство с достопримечательностями городов, мест нашей Родины.

Каждая семья готовит материал о местах, где побывали летом (фотографии, видеофильмы, открытки, значки и т.д.).Время подготовки 1-2 недели. Затем на классном часу или вечере на карте показывают те места (отмечают флажком), где побывали и рассказывают о них.

Праздник "Мир наших увлечений"

На подготовку праздника отводится 2 недели. Родители вместе с детьми готовят фотографии, различные предметы своих увлечений. Оформляется выставка.

Например. Папа-рыбак показывает рыбацкие снасти (как ими пользоваться), фотографию с самым большим уловом. Папы, увлекающиеся спортом, нумизматы и т.д., мамы-рукодельницы показывают свои достижения, изделия и др.

Праздник заканчивается чаепитием.

Бал эпохи декабристов.

На подготовку отводится 2 месяца. Тщательно готовились: разучивали менуэт, польку, вальс, делали альбомчики для мадригалов, разучивали стихи. В драмтеатре на прокат были взяты костюмы той эпохи для учащихся, родителей, учителей. Студенты колледжа были приглашены для выполнения причесок ХIX века. Предварительно научились играть в старинные игры: бирюльки, фанты, живые картины. Распорядитель открывает бал. Зажигаются свечи. В зал торжественно входят гости, которых представляет мажодорм. А дальше музыка, игры, стихи.

Деловая игра "Дочки - матери" (совместно с родителями).

Цель: подготовка к семейной жизни. Класс делится на группы. Каждая группа определяет легенду "семьи". Совет дела готовит конкурсы, ситуации. В конце игры каждый ученик получает карточку, которую оставляет на память понравившейся "семье", наиболее удачно выступавшей.

  • Деловая игра "Какой я сын, какая я дочь?"
  • Операция "Трудовая биография родителей"
  • Газета-аппликация "Это мы"
  • Турнир будущих семей