Проектная работа "Оборона Москвы 1812 года, 1941 года. Две войны"

Разделы: Начальная школа


Проект «Оборона Москвы 1812 года, 1941 года. Две войны»

Рассматривая Лего конструирование, как предмет учебного процесса в начальной школе, подразумевается, что при работе с конструктором Лего дети получают не просто навык сборки игрушек по стандартным сборочным схемам, а приобретают большое количество дополнительных знаний и умений для воплощения своих творческих способностей. Наиболее удачно это происходит при создании проектов.
Проект, который я представляю, был создан по инициативе детей с целью наиболее полного, разностороннего и творческого развития каждого из них.

Задачи, поставленные перед учащимися:

- Найти общее между войнами 1812 года и 1941-1945 годов;
- Найти различия между событиями по защите Москвы в 1812 году и 1941 году;
- Научиться подбирать необходимую информацию в дополнительной литературе;
- Развивать свой собственный аналитический взгляд на информацию;
- Учиться работать в группе.
- Привлечь к своей работе родных.

Задачи, поставленные мной:

- Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в коллективе;
- Способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
- Расширять информационный кругозор детей;
- Развивать конструкторские навыки учащихся;
- Брать на себя и разделять ответственность за выбор;
- Развивать творческие способности учащихся.

1.Введение в тему

В рамках изучения программы по Москвоведению учащиеся 4 класса посетили музей «Панорама Бородинской битвы», затем музей «Оборона Москвы».
На уроках русского языка написали сочинение по впечатлениям об экскурсиях. Из сочинений учащихся возникла идея создать проект, т.к. захотелось узнать о событиях 1812 и 1941 годов больше. Учащиеся собирали информацию из энциклопедий, справочников, художественной литературы, Интернета.

2.Развитие темы

Проведено микроисследование, анализ полученных сведений.
В итоге было найдено много общего между войнами:

- Войска императора Наполеона Бонапарта перешли через реку Неман и вторглись на территорию России 12 июня 1812 года.
Войска Германской армии перешли границу СССР 22 июня 1941 года.
- Война с французами закончилась 18 марта 1813 года в Париже. Главную роль в этом сыграла русская армия. Особенный ужас на французов наводили казаки, которых Наполеон называл «лучшими лёгкими войсками в Европе».
Гитлеровская армия капитулировала 9 мая 1945 года в Берлине. Главную роль в победе над фашизмом сыграла советская армия.

- Наполеон мечтал взять Москву с триумфом.
Гитлер планировал взять Москву через короткое время после начала войны, проведя парад своих войск на Красной площади.
- Первое поражение потерпели французы от москвичей.
Битва за Москву, начавшаяся в декабре 1941 года положила начало поражению гитлеровской армии.
- Большую роль в победе над врагом в войне 1812 года и в войне 1941-1945 годов сыграла партизанская война.
- Война с французскими захватчиками 1812 года носит название Отечественная.
Война с фашистскими захватчиками 1941-45 годов называется Великая Отечественная.
- Все события войны 1812 года связаны с западным направлением: Смоленск, Бородино.
- Война в 1941 году тоже пришла с Запада.

Различия:

- Война 1812 года продолжалась лишь 9 месяцев.
Война 1941-1945 годов – почти четыре года.
- В 1812 году враг вошёл в Москву.
В 1941 году фашисты не прошли к Москве.
- Война 1812 года – это война «кавалерий».
Война 1941-1945 годов – это война «техники».

На уроках изобразительного искусства учащиеся нарисовали иллюстрации по представлению воинов русской армии.

 

На уроках конструирования собрали из деталей конструктора ЛЕГО оборонительные сооружения (флеши, редуты, окопы, ежи), модели военной техники (пушки, самоходки, танки, самолёты)

 

3.Обсуждение темы

На классном часе обсудили выбранную тему. Учащимся были заранее предложены вопросы для обсуждения. Вот что получилось:
Вопрос: Для чего государству нужно иметь мощную армию?

- Только для защиты безопасности своего государства.

Вопрос: Что сейчас находится на вооружении в нашей армии?

- На экскурсии в музее «Оборона Москвы» нам показывали вооружение нашей армии в годы войны 1941-1945 годов. Сегодня это вооружение усовершенствовано. Не просто «катюша», а ракеты разной дальности полёта. На танках появилось радиоуправление и компьютерная поддержка. Автомат Калашникова стал современным. А самолёты могут подняться на очень большую высоту и быть совсем невидимыми для средств слежения иностранной разведки.

Вопрос: Кто сейчас служит в армии?

- В связи с тем, что военное оборудование и техника оснащается всё больше электроникой, в армии нужны умные, знающие, умелые специалисты. В армии должны служить профессионалы, т.е. люди, которые посвятят свою жизнь защите Родины.

Вопрос: Где можно научиться военному искусству?

- Известно много вузов, дающих высшее образование и среднее. Например, Суворовское училище, недалеко от нас, на Западном направлении в Голицыно - Пограничное училище.
Есть Высшая военная Академия имени Фрунзе. Военные училища танковые, связи, химические, политические и другие.

Вопрос: Знаете ли вы о сегодняшних «горячих» точках?

- Много слышали о чеченской войне. Очень переживали за детей, погибших в Беслане. Многие участвовали в сборе средств для помощи пострадавшим.

На уроке технологии предлагается детям разделится на две группы и из деталей конструктора ЛЕГО сконструировать один из эпизодов битвы войны 1812 года (1 группа) и битвы 1941 года (2 группа)

 

4.Игра в настоящую жизнь

Ребятам предлагается поделиться впечатлениями о посещении музеев, о работе над проектом с друзьями, близкими. Расспросить своих родных, знакомых, соседей, не было ли среди них участников последней войны или «горячих точек», записать их рассказы – воспоминания. Передать эти материалы в школьный музей «Память минувших дней».
Найти материал и подготовить сообщения о героях, защищавших нашу Родину в годы Отечественных войн, именами которых названы улицы нашего города.

Улица Ращупкина.

Среди советских частей, сражавшихся под Тихвином,был и 46-й отдельный танковый полк, сформированный в Москве. В составе этого полка бил фашистов танковый экипаж, состоящий из москвичей-комсомольцев: командира танка Зайцева, башенного стрелка Кузьмина и радиста-пулеметчика Ращупкина.
Андрей Ращупкин жил, учился и работал в Кунцево. Когда началось фашистское наступление на Москву, этот невысокий рабочий паренёк с упрямо сжатыми губами стал особенно частым посетителем в райкоме комсомола, требуя направить его на фронт.
Под Тихвином на боевом счету экипажа Ращупкина было уже 3 вражеских противотанковых орудия, 20 пулемётных точек и несколько десятков уничтоженных гитлеровцев. Андрея знали в полку как меткого, храброго, находчивого стрелка и умелого радиста.
8 декабря 1941 года полк вёл трудный бой за деревню Лазаревичи под Тихвином. Танк Ращупкина подбит, лишён хода. Андрей передаёт по радио решение экипажа продолжать бой. Из своего пулемёта он ведёт огонь по врагу, отсекая фашистских автоматчиков. Он строчит по фашистам даже тогда, когда дым горящего танка застилает глаза и пламя обжигает руки. А когда кончились патроны, Ращупкин стал наблюдать за ходом боя и информировать командный пункт. Гитлеровцы окружили танк героев. Они предлагали сдаться, обещая жизнь. В ответ Андрей запел «Интернационал», и этот гимн слушали по радио в своих машинах боевые друзья Ращупкина.
Посмертно младшему сержанту Андрею Ивановичу Ращупкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Имя его носит улица в Кунцевском районе Москвы, на которой он жил и учился.

Улица, на которой я живу (ученик 4 класса), носит фамилию Клочкова.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов советские воины проявляли величайшую стойкость и массовый героизм. Яркой страницей тех дней является подвиг 28 воинов из дивизии генерала И.В. Панфилова, которых возглавлял политрук Клочков. 16 ноября 1941 года, прикрывая Волоколамское шоссе у деревни Дубосеково, горстка храбрецов вступила в неравную схватку с десятками танков врага. Слова коммуниста Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» - воодушевили отважных воинов. Почти все они погибли, но гитлеровцы не прорвались через их рубеж.

5.Изобретения

Много горя приносит война. Всему миру нужен МИР. Всё накопленное оружие должно служить миру. Давайте создадим музей МИРА.

Учащимся предлагается нарисовать, сконструировать, описать предполагаемый музей Мира.

Информации о конкретном Музее мира я не нашла (ученица 4 класса). Представляю себе, что это может быть такой музей, где собраны выдающиеся культурные и природные ценности всего мира. Экспозиции Музея нельзя собрать под одной крышей, поскольку они находятся по месту сооружения или природного возникновения. В Музее мира в основном могут находится перечни, фотографии, эскизы достопримечательностей. За основу может быть взят перечень ценностей, составленный в соответствии с Международным договором об охране всемирного культурного и природного наследия.
В начале 2002 года список всемирного наследия включал 721 объект из 124 стран мира. В него входили 554 памятника культуры, 144 природных объекта наследия и 23 смешанных (культурно-природных). К ним относятся Московский Кремль и Красная площадь, Церковь Вознесения в Коломенском, исторические центры Санкт-Петербурга и Варшавы, Венеция в Италии, архитектурные сооружения и ансамбли – Акрополь и другие.
С 1949 года Международным союзом охраны природы и природных ресурсов начаты сбор информации и составление списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. С начала 80-ых годов 19 века ежедневно исчезал один вид животных, а вид растений исчезал еженедельно. В настоящее время около тысячи видов птиц и животных, которые обитают в тропических лесах, находятся под угрозой вымирания.
Государства, на территории которых расположены объекты всемирного культурного и природного наследия, а также имеющие редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, сохраняют их.
Люди, посещая разные страны мира, могут познакомиться с культурными и природными достопримечательностями (всемирным наследием) по месту их происхождения в своеобразном Музее МИРА.
Таким я представляю себе Музей Мира.

Вывод: За время работы над проектом удалось сплотить детский коллектив в группу единомышленников: гордость за наших воинов-освободителей, благодарность ветеранам, интерес к истории страны, города, улицы.