(Использование оборудования «Лего» и «Спектра» на логопедических занятиях.)
Логопедическая работа в начальной школе требует творческого подхода, умения заинтересовать детей, сделать процесс обучения занимательным и в результате успешным. Важным фактором создания таких условий стало появление дидактического развивающего материала «Спектра».
Приятная фактура настоящего дерева, яркая окраска пособия сразу привлекают к себе внимание не только детей, но и взрослых. Всем захотелось рассмотреть, познакомиться поближе, поиграть с материалом. Стало понятным, что данное пособие поможет разнообразить деятельность на занятиях, сделает процесс живым, увлекательным. С помощью пособия у учащихся формируется навык самоконтроля. Вокруг ребёнка создаётся творческая атмосфера, которая помогает создать внутреннюю мотивацию успешности и постоянного движения вперёд. Пособие позволяет легко осваивать материал, без особого напряжения, утомления. Это очень важно для детей с речевыми нарушениями, так как они быстро утомляются, им сложнее, чем обычным школьникам концентрировать своё внимание, овладевать учебным материалом.
Детям очень нравиться на логопедических занятиях работать с конструктором «Лего». Ребята увлечённо собирают заданные конструкции, они овладевают знаниями в процессе игровой деятельности. У них развивается мелкая моторика, ориентировка в пространстве, пополняется и активизируется словарный запас. Помимо этого у детей в процессе работы с конструктором развиваются внимание и память, формируется умение творчески мыслить, развивается фантазия.
Тема: Дифференциация звуков «с» - «з».
Цели:
Научить детей сравнивать артикуляцию звуков «с» и «з», соотносить звуки с буквами и символами; развивать навыки звукового анализа и синтеза, пространственного восприятия и пространственной ориентировки; развивать мелкую моторику, а также продолжить работу над лексико-грамматическим значением слова.
Оборудование:
на 1 рабочее место 1 зеркало индивидуального пользования, кораблики-2 шт., конструктор «Лего»: 2 платы, 26 кубиков 1х2 синего цвета, 2 кубика 2х2 чёрного цвета 7 кубиков зелёного цвета произвольной величины, 5 красных кубиков. На доске предметные картинки: сова, слон, заяц, зубы, замок, сом, солнце, зонт.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика.
- Здравствуйте. Садитесь.
- Приготовьте зеркала, будем выполнять артикуляционную гимнастику.
Дети под счёт логопеда выполняют упражнения:
«Качели», «Часики», «Маляр», «Грибок», «Гармошка», «Лошадки», «Чашечка», «Горка».
2. Выделение звуков «с» «з» в начальной позиции.
- Посмотрите на доску и назовите картинки.
Дети называют предметные картинки и определяют 1-й звук в слове.
3. Описание артикуляции звуков «с» и «з», их сравнительная характеристика.
– Как вы думаете о каких звуках мы сегодня будем говорить на занятии?
- Кто из вас вспомнит что делает язычок, когда мы произносим звук «с».
- Язык лежит за нижними зубами. Боковые края подняты, в центре языка желобок. Если руку поднести к подбородку мы можем ощущать холодную, тонкую струю воздуха.
- Голосовые связки дрожат?
- Нет.
- А теперь расскажите, что делает язычок, когда мы произносим звук «з»?
- Язык также лежит за нижними резцами, боковые края его подняты. В центре языка желобок. Если к подбородку поднести руку то можно ощутить холодную, тонкую струйку воздуха.
- А что происходит с голосовыми связками?
- Они дрожат.
- Проверим.
Дети прикладывают руку к области голосовых связок и ощущают вибрацию.
- Так чем же отличается произношение звука «с» от звука «з»?
- Когда мы произносим звуки «с» и «з» язык лежит за нижними зубами, боковые края языка подняты, в центре языка желобок. Отличие этих звуков в том, что при произнесении звука «c» голосовые связки не дрожат, а при произнесении звука «з» они дрожат.
- А теперь все покажите с помощью рук, как лежит язычок, когда мы произносим звуки «с» и «з.»
4.Определение количества гласных и согласных звуков в слове.
- А теперь приготовьте кораблики.
Каждый ребенок ставит перед собой по 2 кораблика. Синим кружочком мы обозначаем согласные звуки. Красным кружочком мы обозначаем гласные звуки.
- Я буду называть слово, а вы должны выложить его схему.
Зонт, глаза, закат, ласка, коса, паста, коза, роза, сосна, маска.
5. Физминутка.
Дети декламируют стихотворение и выполняют движения (импровизация).
Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту ёж:
-Ты мне спинку не потрёшь?
6. Дифференциация звуков «с» и «з» в словах.
- А теперь возьмите голубые корзиночки с конструктором.
У вас в них 2 платы и много кубиков. На одной плате вы должны собрать букву «С» из 10 кубиков, а на другой букву «З» из 11 кубиков. Вот образцы. Смотрите и делайте.
Дети самостоятельно выполняют задание, затем работают с собранными буквами:
- Я буду читать слова в составе, которых есть звуки «с» и «з». Вы должны поднять ту букву, которую услышите в слове.
Заявление, событие, самовар, слагаемое, разность, отрезок, действие, признак, слоги, звуки, мимоза, озорник, растение, незабудка..
7. Образование новых слов при помощи приставок от глагола «летать».
Учитель показывает детям птичку, собранную из конструктора Лего. И предлагает собрать такую же самостоятельно.
- Возьмите жёлтые корзиночки, там лежат разные кубики. Чёрные и зелёные, чтобы собрать дерево. А вот из остальных кубиков соберите таких же птичек как у меня.
Дети выполняют задание.
- Отлично, а вот теперь придумайте новые слова от слова «летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку. Например: вылетела, слетела, залетела.
Логопед демонстрирует действия, используя изготовленные из конструктора дерево и птицу.
Дети по очереди показывают и называют свои примеры глаголов:
Прилетела. Улетела. Подлетела. Облетела.
- А теперь придумайте предложения с этими словами и продемонстрируйте действия.
8. Организация окончания занятия.
- Молодцы. Работали очень хорошо. Уберите конструктор в корзиночки.
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
- О каких звуках мы говорили на занятии?
- Где находится язык, когда мы произносим звуки «с» и «з»?
- Назовите несколько слов с изученными звуками.
- Молодцы. Все работали очень хорошо.
- Занятие окончено.