"От древней Руси к единой России"

Разделы: Начальная школа


Ход урока.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый,
Начинается урок.

2. Психологический настрой.

«Улыбнитесь ребята, друг другу. Создайте хорошее настроение. Когда у человека хорошее настроение с ним всегда приятно разговаривать, путешествовать».
-   И так мы продолжаем свое путешествие по страницам истории.

3. Эпиграф к уроку. ( Подготовленный ученик читает стихотворение).

Как долго ты училась жить Россия
И даже в час, когда тебя рвала
по волчьи
на куски
орда Батыя.
Всяк князь звонил себе в колокола.
И. глядя на дорогу через щелки
Бойниц,
Шептал, крестясь на образа:
«Авось они проскачут мимо, волки
авось пройдет сторонкою гроза».

Учитель: - Ребята, на прошлом уроке мы с вами рассматривали нашествие Батыя на Русь. Много лет прошло с тех пор, Орды монголо-татар чуствовали себя на Руси как дома. А что значит как дома? (ответы детей). Правильно, что хотели, то и творили. Отдельные стычки случались постоянно, но нужна была победа - одна большая, общая. А Русь тогда была совсем не единая – на отдельные княжества разбитая, да и сами князья то и дело друг дружкой ссорились. А войско у врага сильное было – «тьмы, и тьмы, и тьмы» - как писал А.Блок.

- А что такое – тьма? (ответы детей).
- 10000 монгольских воинов назывались «тьмой».

- Сегодня на уроке мы познакомимся, как Русь сумела противостоять многочисленным монгольским воинам. Для освобождения от ордынского ига нужно было объединить все русские земли. Во главе объединения встали московские князья. Силой, хитростью, иногда и жестокостью они подчинили себе другие княжества. Москва из небольшой крепости превратилась в большой и богатый город.
- Московский князь Дмитрий Иванович, возглавляя русские войска. (Слайд 1)
( заранее подготовленный ученик читает доклад о князе).

Учитель:- Дмитрий Иванович понимал, что нужно объединять русских воинов. Он видел, что в одиночку Орду не одолеть. Кинул он клич к единению, и пошло  - много народу решилось на бой отчаянный, бой смертельный – Родину – то спасать надо было. Мужчины пошли воевать, а женам досталась горькая доля – оплакивать павших героев. Но хуже было бы, если б не встали они за честь Родины, стонать бы тогда России еще сотни лет под игом.
(читает подготовленный ученик) (Слайд 2).

На городском валу заплачу,
И ветром слезы осушу,
Мне вдовий жребий предназначен,
Но на судьбу не заропщу.
Он  спит на поле Куликовом.
Мой князь, мой муж, и Русь его
Качает на груди пуховой,
Возлюбленного моего.
А мне, как чайке, убиваться
Над озером, тоску тая…
Не может по Шексне подняться
Его узорная ладья.

Учитель: - Большую поддержку московскому ополчению оказала православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троице-Сергиев монастырь. (Слайд 3-6)
( рассказывает ученик).
- «Недалеко от Москвы, среди дремучих лесов, появился Троицкий монастырь. Его основал монах Сергий Радонежский. Среди царящих между людьми жестокости и ненависти он призывал забыть ссоры и обиды, смягчить свои сердца и проявить милость друг другу. Со всех концов Руси к Сергию шли за советом люди. Как гласит легенда, пришел к нему и московский князь Дмитрий Иванович. Он решил поднять Русь против Орды. Сергий благословил его на этот подвиг и отправил с князем двух монахов-богатырей – Пересвета и Ослябю».

Учитель: – Для чего Дмитрию нужно было благословление монаха? (ответы детей).
- Итак, год 1380, за рекой Дон, на Куликовом поле встретились ордынское и русское войска.

(Рассказывает заранее подготовленный ученик). Слайд 7

«Из рядов ордынцев выехал богатырь-великан. Это знаменитый ордынский воин Челубей. По обычаем того времени, он перед битвой вызывает на поединок смельчака. Навстречу ордынцу из русских рядов выехал воин в черной одежде. Это русский богатырь Пересвет. Богатыри, пришпорив коней, помчались навстречу друг другу. От их столкновения затряслась земля, зазвенели доспехи. Пронзив друг друга копьями, оба всадника погибли. Но ордынский воин упал на землю, а мертвого Пересвета продолжал нести вперед его конь. Началась битва».
Работу с картой учитель может проводить по своему усмотрению. (Слайд 8-9)

Учитель: - Как вы, думаете, закончилось иго на Руси? (ответы детей)
- Нет. Потребовалось еще сто лет, прежде чем правнук Дмитрия Донского – Иван III объединил русские земли и избавился от ордынской зависимости.

Итог урока: Много лет прошло с Куликовской битвы, но не забыть ее вовеки. Именно с этого поля Русь стала единой, родились русская государственность, наше национальное самосознание, тогда мы впервые объединились, чтобы и дальше вместе бить врагов, нападавших на  нашу Русь, а было их много во все времена.

Ученик: « Три ангела, склонив головы, вели тихую беседу. При внимательном взгляде на икону казалось, что начинаешь понимать глубокий смысл их неслышных слов.
Икона великого Андрея Рублева. (Слайд 10). Этот художник жил в то время, когда из множества слабых русских княжеств начинало собираться государство Московское. Она была написана с той целью, чтобы Русь объединялась»

(читают ученики)

«На русской земле поднималась глава золотая,
Крепла, ширилась первопрестольная наша Москва…
Дмитрий-князь, земли предков своих воедино сбирая,
Возвращал единства Руси славные времена…

Пробил час сбросить рабские цепи монгольского гнета,
Кинул клич по стране ты, сзывая героев на бой…
Рати витязей ради свободы родного народа
Воевать за отечество двинулись вместе с тобой…

Было свергнуто иго, и Родина стала свободной,
А начало империи положил подвиг воинский твой…
Но сегодня в восьмой день сентября лишь немногие вспомнят,
Как их предки в крови возвращались с победой домой…

Ты продолжил дело отца, возрождая мощь древней державы,
Души грел свободы огонь, возженный тобой…
И сегодня, вспоминая тебя, поднимаются воинов главы,
Ты всегда будешь с нами, великий Дмитрий Донской…»