Когда труд возвышается до творчества

Разделы: Технология


Когда труд возвышается до творчества

Почему такое значение придается воспитанию творческой личности. В литературе об этом говорится так: «Развитие творческих способностей необходимо для любого человека. Только творческий человек становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано ее отстаивать. У него более высокая работоспособность: но самое главное, у человека развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа». А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. Думающий и чувствующий человек – это и есть человек, способный к саморазвитию, самообразованию, самоопределению, самореализации социальной адаптации, которого должна выпускать в жизнь современная школа. Что же такое творчество: в философском словаре под редакцией Фролова говорится так: «Этим словом принято обозначать деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существующее». Например, творчески думающий человек изобрел колесо или закон всемирного тяготения, или человек искусства новое произведение, или рабочий – способ увеличить производительность труда, или крестьянин – новый прием повышения урожайности. Все это типичные примеры творческой деятельности.

Тогда что означает творческая деятельность применительно к учащемуся? В психолого-педагогическом плане творчество есть деятельность, способствующая созданию открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. То есть в данном случае характер творчества связан с открытием, имеющим значение только для конкретного ребенка, в то время как это «открытие» давно известно другим людям. Ребенок в буквальном смысле открывает для себя мир. Радуется, переживает, общается, ищет пути решения проблем или ухода от них. Поэтому родители и учителя должны сделать так, чтобы ощущение творческого восприятия мира осталось с ребенком как можно дольше. К тому же только от взрослых зависит, в какой степени творческие импульсы заложены в ребенке природой превратятся в творческий характер, так как психологи говорят, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. Только семья и школа способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка.
Но прежде всего какие же качества нужно развивать в ребенке, чтобы проявился его творческий потенциал:

  1. Необходимым компонентом творческой деятельности человека является фантазия. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть результат деятельности. Например, ученик решил изготовить изделие, но прежде он создает его в своем воображении, продумывает результаты возможных изменений, последовательность изготовления, способы обработки, отделки.
  2. Вторым важнейшим механизмом творчества является интуиция. Вообще говорят, человек живет осознанной жизнью, только на %. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так».
  3. Третьим можно было бы поставить вдохновение – это то состояние особого напряжения и подъема всех сил и способностей человека, которое позволяет осуществить творческий взлет и в результате творческого горения получить невиданный результат. Вдохновение – это состояние, наиболее благоприятное для творческой работы, но дело в том, что оно само приходит в результате работы большой, регулярной, систематической, изобретательной. По словам Чайковского, который может служить образцом подлинно творческой личности: «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Всякий творческий специалист постоянно занят собиранием фактических данных в области своей специальности и обдумыванием, осмыслением их, а результатом такой общей подготовки может быть творческое озарение.
  4. Отсюда четвертый компонент – труд только тот может творить, кто умеет работать, кто способен к усидчивому, неутолимому, подчас кропотливому труду. Трудовое воспитание на уроках технологии имеет приоритетное значение.

Самостоятельность и инициативность – вот показатели сформированности у человека умений творчески работать. Кроме этого и показателями могут служить:

  1. Беглость мысли, т.е. количество идей, возникающих в единицу времени.
  2. Гибкость мысли - это способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что одну и ту же информацию можно использовать в разных случаях, быть готовым к интеллектуальному риску и парадоксам.
  3. Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимости, незаметных при последовательном логическом анализе.
  4. Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
  5. Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
  6. Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Образовательная область «Технология» способствует развитию перечисленных выше качеств гораздо больше, чем другие дисциплины в силу своей практической направленности, что позволяет соединить теорию с практикой. Ученик, получивший знания тут же может реализовать на практике, развивая свои умения, доводя их до автоматизма. А из видов творческой деятельности художественно-прикладная деятельность привлекает детей чаще. Этот вид творчества имеет фиксированный результат. К его продуктам всегда можно обратиться, рассмотреть самому, показать другим, подарить друзьям, наконец, сделать центром внимания многих людей на выставке. В этом случае поднимается социальная значимость успеха ребенка, формируются его уважительное отношение и интерес к себе.
Решение учащимися изобретательных задач, поставленных на уроках декоративно-прикладного искусства, предлагает развитие тонкого восприятия, образного мышления, творческого воображения, внутреннего художественного видения, интуиции – тех психических процессов, которые способствуют проявлению познавательной и творческой активности.
Моментом, ведущим ребенка к успеху, является длительная творческая дружба с педагогом. Идет ли речь о группе или об индивидуальном обучении, в любом случае, дети должны привыкнуть к педагогу, желать встречи с ним и получать радость от совместной работы. Учитель должен помнить об индивидуальных особенностях детей. Дети разные и формы педагогической работы не могут быть одинаковыми для всех. Например, у одного ребенка в большей степени развита мыслительная функция, у другого активны эмоциональные проявления, у третьего доминирует сфера чувств. Для развития интереса и способностей детей большое значение имеет широкий спектр представляемых материалов. Научить ребенка видеть в жизни, то что может стать основой художественного образа, научить соответствующему обращению с материалами и должны уроки, на которых дети работают с самыми обычными предметами.
Чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире у них возможность проявить свои способности. Чтобы учащиеся начали у них возможность проявить свои способности. Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания, у них должна возникнуть потребность в этом, необходимо сформировать положительную мотивацию. Вообще трудно переоценить значение мотивации в учебной деятельности. Пожалуй, это и есть самое сложное в работе педагога. И здесь просто не обойтись без технологий развивающего обучения, когда учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве с учителем в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю и чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. Основная задача учителя в процессе развивающего обучения – ориентация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, творческой деятельности.

Создание благоприятной атмосферы:

  1. Доброжелательность со стороны педагога, отказ от критики способностей ребенка.
  2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него предметами, видами деятельности с целью развития его любознательности.
  3. Поощрение высказывания оригинальных идей.
  4. Обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование различных материалов и инструментов.
  5. Использование личного примера, творческого подхода к решению проблем.
  6. Представление детям возможности активно задавать вопросы и высказыванию собственных идей.

Развивающее обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды деятельности. По мнению психологов, основной деятельностью, в которой ребенок может максимально реализовать свой творческий потенциал, является игра.  В обучении, построенном в игровой форме, можно не только создавать все необходимые условия для реализации этого потенциала, но и непосредственно развивать творческие способности ребенка. В самой природе игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют, потому, что им нравится сам игровой процесс и взрослым остаётся лишь использовать эту естественную потребность  для постоянного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Множество дидактических игр, используемых учителем, способствуют активизации мыслительной деятельности обучающихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры учитель  может привить ученикам стремление пополнить недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для творческой активности.
Наряду с игровыми технологиями, средствами, активизирующими творческую деятельность учащихся, обладает технология проблемного обучения. При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а ориентирует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности. Процесс обучения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска. Достоинства проблемного обучения в том, что оно развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы. И если игровые технологии основаны на внутреннем характере мотивации, то проблемное обучение, как видим, на создании особого вида мотивации – проблемной. Но такое обучение требует адекватного конструирования дидактического содержания материала. Не слишком лёгкая, ни  слишком трудная познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя и может создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Методы создания проблемных ситуаций в следующем:

  1. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения.
  2. Сталкивает противоречия практической деятельности.
  3. Излагает различные точки зрения  на один и тот же вопрос.
  4. Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога).
  5. Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
  6. Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию).
  7. Определяет проблемные теоретические и практические задания.
  8. Ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюн и положено в основу метода проектов (проект – исследование с греч.). Метод проектов широко используется учителями в своей работе.

Проект по технологии имеет шесть ключевых пунктов:

  1. Ученики проектируют и изготавливают изделие, отвечающее реальной потребности и для определенного пользования.
  2. При проектировании они проводят специальное исследование.
  3. Они генерируют первоначальные идеи по возможному решению удовлетворения данной потребности.
  4. Разрабатывают одну из них (или комбинацию двух или большего числа идей) до стадии изготовления.
  5. Они изготавливают изделие (предварительно спланировав эту стадию).
  6. Испытывают изделие в реальной жизни и оценивают его по параметрам удовлетворения определенной потребности.

Выполняя задание по проектированию ученикам, пришлось провести исследовательскую работу, мыслить творчески и аналитически. Они учились принимать решения, планировать время. Проектная деятельность содержит в себе большие возможности для развития творческих способностей познавательного интереса, расширяется политехнический кругозор, формируется технологическая культура учащихся. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств творческой личности.
В системе урочных занятий учителями используются и другие виды работ развивающего характера.

Самыми распространенными и эффективными являются следующие:

  1. Работа с книгой – например поиск ответа на заранее поставленный вопрос.
  2. Упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
  3. Подготовка рефератов – творческая работа, выполненная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы.
  4. Лабораторные работы, которые в принципе должны быть исследовательским.

Развитие творческих способностей дает возможность воспитать жизнеспособную личность, человека, готового ко всякого рода труду – физическому и интеллектуальному, успешного в жизни, способного ориентироваться в современных условиях.

Список используемой литературы

  1. Хотунцев Ю. Л., Дубровская Л. И., Марченко А. В. Преподавание образовательной области «Технология». МНОО – М., 2004.
  2. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь – СПб, 1998.
  3. Атутов П. Р. Технология и современное производство. Педагогика. – М., 1996.
  4. Серебренников А. Н. Комплексная технология подготовки школьников. - Ярославль ЯГПУ 2004.
  5. Школа и производство. Научно- методический журнал №6, 2005.