Цель занятия: познакомить детей с малыми формами русского фольклора.
Пособия: книга «Литература и фантазия»\ Сост.Л.Е.Стрельцова.-М.: Просвещение, 1992.-256 с.. Детские книги по фольклору, карточки с названием видов произведения (загадки, пословицы, скороговорки, поговорки, сказки, былины, песни, стихи-шутки, потешки, кричалки, тараторки, перевертыши, считалки, дразнилки, заклички) в виде солнца и его лучей.
I. Название на доске.
- Как вы думаете, почему так называется наше занятие?
(Игрушки – детское, словесные – говорим и слышим.)
II. Я хочу предложить вашему вниманию не совсем обычные литературные произведения, созданные народом. Эти произведения вы знаете, но не думаете, что это тоже литература. А встречаем мы их в устном народном творчестве . Некоторые жанры вам знакомы. Давайте мы их вспомним. Я читаю вам произведения, а вы их называете.
1.
Летит – молчит,
Лежит – молчит,
Когда умрет, тогда заревет (снег)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (дерево)
- Что это за произведения? (Загадки)
2.
«Нет друга – ищи, а нашел – береги» «Не спеши языком, торопись делом» (Пословицы)
3.
«Нет худа без добра», «Лес рубят – щепки летят», «У кольца нет конца» (Поговорки)
4.
«Бай – бай, бай – бай!
Спи ко Костя, в зыбке новой
На периночке пуховой,
Бай – бай, люли бай,
На периночке пуховой» (Колыбельная песня)
5.
«Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна под попом,
Поп под колпаком» (Скороговорки)
6.
«Жил был царь Берендей, у него было 3 сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный, росла в том саду яблоня с золотыми яблоками» (Сказка)
7.
«В славном Новограде как был Садко – купец, богатый гость. А прежде у Садко имущества не было: одни были гусельки яровчаты, по пирам ходил – играл Садко» (Сказания и былины)
III. Вот и вспомнили мы то, что вы хорошо знаете. А теперь мы поговорим о «словесных игрушках». И почему они так называются, вы мне скажите в конце занятия.
1. Заклички – это небольшие песенки, которые распевает группа детей. Заклички самая старая форма устного народного творчества. Происходят от слов: закликать, звать, приглашать, обращаться. Все явления природы и ее силы: солнце, радуга, а также времена года – весна, зима, лето, осень – живут в закличке как живые. Я сейчас прочту, а вы сразу узнаете и может кто-то вспомнит свою закличку.
Солнышко, высвети!
Красное, выблесни!
Мы на нивку идем,
Мы серпочки несем.
Будем жито жать,
Тебя в гости ждать!
Радуга – дуга,
Перебей дождя –
Опять в ночь
Льет во всю мочь:
Перебей гром,
Не попал бы в дом.
2. Кричалки, тараторки, шумелки, ворчалки, звенелки, веселки. Что это такое? Да это настроение, заключенное в слова! Только их не нужно читать выразительно. А как? Их нужно петь, выпрыгивать, вытанцовывать, тараторить или ворчать. Вот послушайте, что это?
Лейся, лейся,
Дождик, дождик!
Я хочу расти, расти!
Я не сахар!
Яне коржик!
Не боюсь я сырости! (Кричалка)
Иду вперед\ Тирлим\бом\бом\-
И снег идет \Тирлим\бом\бом\,
Хоть нам совсем,
Совсем не по дороге!
Но только вот \Тирлим\бом\бом\
Скажите от - \Тирлим\бом\бом\
Скажите от – чего так зябнут ноги?! (Шумелка)
Куда мой мед деваться мог?
Ведь был полнехонький горшок?
Он убежать никак не мог –
Ведь у него же нету ног!
Не мог уплыть он по реке
(Он без хвоста и плавников!)
Не мог зарыться он в песке.
Не мог а все же был таков!
Не мог уйти он в темный лес.
Не мог взлететь под небеса.
Не мог, а все-таки исчез!
Ну это прямо чудеса! (Ворчалка)
3.Считалки
– Стих, предназначенный для расчета играющих, например в прятки. Вот дети в старину и придумали способ разделиться по справедливости. Как бы кто-то, а не играющие распоряжаются распределением ролей. Еще считалка воспитывает честность, т.к. в ритм стиха заложен расчет. И если считающий будет обманывать, это будет сразу слышно по ритму. Считалки, как и другие детские стихи пишут и народ и писатели.
Народные считалки
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты такой?
Говори поскорей.
Не задерживай
Добрых и честных людей!
В.Берестов
Раз-два-три-четыре-пять!
Шесть-семь-восемь-девять-десять!
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон.
Кто уснул, увидит сон.
4. Дразнилки – это от слова «дразнить». Эти стихи уникальны, необычны тем, что с одной стороны это смех, веселье, а с другой обида, стыд, негодование. Дразнилка нужна, чтобы поставить на место обидчика, показать свое отношение к плохому поведению, дурным привычкам, к неряшливому виду и ко всему тому, что не нравится детям.
Иногда, высмеивая и осуждая дурные наклонности и поступки, дети в дразнилке так и называют «вором», «трусом», «лентяем», но в смешной форме, без злобы. Осмеянию с помощью дразнилки может подвергнуться каждый. У нас у всех есть недостатки. Но нужно помнить, что когда сочиняешь или повторяешь дразнилку, то в ней не должно быть издевательства, а только добрая насмешка или предупреждение. Дразнилки создавались детьми, но есть дразнилки, которые писали детские писатели.
С.Я.Маршак
Ходит, ходит
Попрошайка
Просит, просит:
Дай-ка, дай-ка,
Дай кусочек пирожка,
Дай глоточек молока,
Полкотлетки,
Полсосиски,
Полконфетки,
Полредиски,
Полрезинки,
Поллинейки,
Полкартинки,
Полкопейки.
Народные дразнилки
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
Антошка-картошка,
Соломенная ножка
Сам с ноготок,
Голова с локоток.
5. Шутки – прибаутки – небольшие стихотворения, красочные словесные картинки, обо всем, что окружает нас. Прибаутка помогает увидеть смешное и смешно об этом сказать. И напоминает маленькую сказочку в стихах, шуточную, веселую.
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
-То-то хорошенький,
-То-то пригоженький;
Ходит бочком,
Ушки торчком,
Хвостик крючком,
Нос пятачком!
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Не идет.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
6. Перевертыши – как вы думаете, что это за стихи? Это просто чепуха, нелепость, ерунда. Путается все! Большое и маленькое, легкое и тяжелое, холодное и горячее, путаются части тела, явления природы. Это смешно, весело, радостно, потому что мы ведь знаем, что это не так, что это просто веселая шутка. Перевертыши помогают понять человеку, что он не глупец. Очень интересные стихи-перевертыши есть у русского народа и у современных писателей.
О.Григорьев. «Повар»
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И отпускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье,
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет!
Э.Успенский «Память»
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
«Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мы старушку на окне…
-Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на коне…
Знаю я, что повторю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок
А чего хвалиться зрю?
Народные перевертыши
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На Булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
- Вот мы, ребята и добавили нашему солнышку новые лучи. Давайте вспомним их.
- А теперь подумайте и скажите, почему наше занятие называлось «Словесные игрушки»?
- Словесные – т.к. эти произведения мы слышим, говорим, знаем наизусть и используем в играх.
- Игрушки – т.к. эти произведения используются детьми в их жизни, в играх, повторяя их между собой дети играют, развивают свою речь.