Цели:
- Познакомить с делением имен существительных на разряды (по вопросам); дать название разрядов, закрепить знания об имени прилагательном.
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, память.
- Воспитывать любознательность, желание заниматься предметом.
Оборудование:
- Учебник А.В.Полякова “Русский язык”, 2-й класс.
- Индивидуальные карточки со словарными словами, словарь.
- Карточки со словами для работы у доски, зрительно-вестибулярный тренажер Базарного “Зевс”.
Ход урока
I. Организация класса.
(Дети проговаривают с движениями).
– Прозвенел опять звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем.
II. Минутка чистописания.
– Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание строчных букв. Но сначала подготовим пальчики к письму.
– На двери висит замок (пальчики “встретились”, сцепились в замок),
Кто его открыть бы смог? (Приподняли плечики.)
Потянули, покрутили, постучали
И… открыли. (Расцепили пальчики.)
Первая буква обозначает парный согласный, пара – ф.
– Назовите элементы буквы в.
– Напишем в воздухе.
– Напишите строчку буквы в в чередовании с ее элементами.
Какая буква, обозначающая парный согласный, имеет почти те же элементы? Ее пара – т.
– Напишем букву в воздухе.
– Напишите строчку буквы д сохраняя последовательность: буква, овал, воздушная петля, 2 буквы, овал, воздушная петля, 3 буквы и т.д.
– Запишите по 3 слова с буквами в и д. Постарайтесь подобрать такие слова, чтобы буквы были в начале слова, в середине и в конце.
– Скажите пожалуйста, это могут быть имена собственные?
III.. Словарная работа.
– Дети, вы выучили немало словарных слов. А вы сможете их узнать?
– Возьмите карточки. Какие буквы отсутствуют? Выполните самостоятельно задание.
Работа с карточкой.
Впишите пропущенные буквы, ударение. Н. р. д, з .в. д, к. р. в. , д. ж. рн. й, к. п. ст., к. р т. ф. ль, м .дв. дь. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение |
Взаимопроверка.
– Кто хочет высказать мнение о работе соседа? (3–4 ученика)
(Дети меняются местами).
IV. Активизация знаний.
– С какой частью речи мы работаем на уроке?
– А что вы о ней уже знаете?
– А хотите узнать больше?
V. Сообщение темы урока.
– Из слов, записанных на карточках, выберите только имена существительные.
(Бежать, красный, снег, человек, вкусный, лиса, вода, думать, умная, творить, мальчик, город, снегирь, трава).
(Дети выходят к доске, составляют ряд существительных).
– На какие две группы можно разделить наши существительные?
– А кто знает, как назвать эти группы?
Сведения из истории.
– Слова – существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные.
– Почему одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО?
(Обозначают живых существ).
– Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? ведь из курса окружающего мира мы знаем, что это – живая природа?!
Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности.
Наши далекие предки считали живым только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигались, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии- науки о живом) оказался в языке неодушевленным.
– Запишите в тетрадь получившиеся группы, но сначала запишите вопросы.
VI. Физминутка.
Работа со зрительно-вестибулярным тренажером.
VII. Закрепление (работа с учебником).
– Откройте учебник стр. 115. Найдите и прочитайте сведения о языке. – Упражнение 215 (деление имен существительных на группы – одушевленные и неодушевленные).
(Дети меняются местами).
Упражнение 216 (выборочное списывание имен существительных по группам).
(Взаимопроверка).
Упражнение 217. (Ответы на вопросы.)
VIII. Итог урока.
– На какие два больших разряда делятся имена существительные?
– Приведите примеры одушевленных имен существительных.
– Неодушевленных.
IX. Самооценка деятельности на уроке.
– Дети, начертите в конце работы на полях вертикальную линию.
Поставьте знак “плюс”:
- вверху, если вы хорошо поняли тему;
- в середине линии, если есть вопросы по теме;
- внизу, если вопросов по теме много.
– Я благодарю всех за работу на уроке.
X. Домашнее задание.
Стр. 115 – правило.