Урок русского языка по теме "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Познакомить с делением имен существительных на разряды (по вопросам); дать название разрядов, закрепить знания об имени прилагательном.
  2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память.
  3. Воспитывать любознательность, желание заниматься предметом.

Оборудование:

  1. Учебник А.В.Полякова “Русский язык”, 2-й класс.
  2. Индивидуальные карточки со словарными словами, словарь.
  3. Карточки со словами для работы у доски, зрительно-вестибулярный тренажер Базарного “Зевс”.

Ход урока

I. Организация класса.

(Дети проговаривают с движениями).

– Прозвенел опять звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем.

II. Минутка чистописания.

– Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание строчных букв. Но сначала подготовим пальчики к письму.

– На двери висит замок (пальчики “встретились”, сцепились в замок),
Кто его открыть бы смог? (Приподняли плечики.)
Потянули, покрутили, постучали
И… открыли. (Расцепили пальчики.)

Первая буква обозначает парный согласный, пара – ф.

– Назовите элементы буквы в.

– Напишем в воздухе.

– Напишите строчку буквы в в чередовании с ее элементами.

Какая буква, обозначающая парный согласный, имеет почти те же элементы? Ее пара – т.

– Напишем букву в воздухе.

– Напишите строчку буквы д сохраняя последовательность: буква, овал, воздушная петля, 2 буквы, овал, воздушная петля, 3 буквы и т.д.

– Запишите по 3 слова с буквами в и д. Постарайтесь подобрать такие слова, чтобы буквы были в начале слова, в середине и в конце.

– Скажите пожалуйста, это могут быть имена собственные?

III.. Словарная работа.

– Дети, вы выучили немало словарных слов. А вы сможете их узнать?

– Возьмите карточки. Какие буквы отсутствуют? Выполните самостоятельно задание.

Работа с карточкой.

Впишите пропущенные буквы, ударение.
Н. р. д, з .в. д, к. р. в. , д. ж. рн. й, к. п. ст., к. р т. ф. ль, м .дв. дь.
Подчеркните орфограмму, поставьте ударение

Взаимопроверка.

– Кто хочет высказать мнение о работе соседа? (3–4 ученика)

(Дети меняются местами).

IV. Активизация знаний.

– С какой частью речи мы работаем на уроке?

– А что вы о ней уже знаете?

– А хотите узнать больше?

V. Сообщение темы урока.

Из слов, записанных на карточках, выберите только имена существительные.

(Бежать, красный, снег, человек, вкусный, лиса, вода, думать, умная, творить, мальчик, город, снегирь, трава).

(Дети выходят к доске, составляют ряд существительных).

– На какие две группы можно разделить наши существительные?

– А кто знает, как назвать эти группы?

Сведения из истории.

– Слова – существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные.

– Почему одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО?

(Обозначают живых существ).

– Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? ведь из курса окружающего мира мы знаем, что это – живая природа?!

Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности.

Наши далекие предки считали живым только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигались, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии- науки о живом) оказался в языке неодушевленным.

– Запишите в тетрадь получившиеся группы, но сначала запишите вопросы.

VI. Физминутка.

Работа со зрительно-вестибулярным тренажером.

VII. Закрепление (работа с учебником).

– Откройте учебник стр. 115. Найдите и прочитайте сведения о языке. – Упражнение 215 (деление имен существительных на группы – одушевленные и неодушевленные).

(Дети меняются местами).

Упражнение 216 (выборочное списывание имен существительных по группам).

(Взаимопроверка).

Упражнение 217. (Ответы на вопросы.)

VIII. Итог урока.

– На какие два больших разряда делятся имена существительные?

– Приведите примеры одушевленных имен существительных.

– Неодушевленных.

IX. Самооценка деятельности на уроке.

– Дети, начертите в конце работы на полях вертикальную линию.

Поставьте знак “плюс”:

  • вверху, если вы хорошо поняли тему;
  • в середине линии, если есть вопросы по теме;
  • внизу, если вопросов по теме много.

– Я благодарю всех за работу на уроке.

X. Домашнее задание.

Стр. 115 – правило.