I. Методические рекомендации.
Та мера ответственности, которую берет на себя человек в отношениях с окружающей средой, та степень его экологической грамотности, с которой он строит эти отношения, уже давно стали в цивилизованном мире мерилом общей культуры как отдельного человека, так и социума в целом.
С детства человека учат быть этичным и чутким в межличностных отношениях, но опыт двадцатого века показал нам, что не менее важно научить его быть внимательным и чутким в своих отношениях с окружающей средой. Для того чтобы привлечь внимание юного человека к этой проблеме, чтобы она, проблема эта, не превратилась для него в ряды безликих цифр и сложных слов, представляется целесообразным проведение ролевых игр, театрализованных представлений, в которых бы участвовали сами дети. Участие в таких мероприятиях может помочь им в доступной, игровой форме усвоить основы грамотного и бережного отношения к окружающей среде, а главное, прочувствовать, насколько важно такое отношение.
Предлагаемая театрализованная лекция (так ее назвали наши дети) несложна в постановке, участвовать в ней могут дети разного возраста. В каждой из ролей могут выступать как мальчики, так и девочки. Количество участников также вариабельно. Если желающих играть “воздушных пиратов” – вредные примеси в воздухе – больше, чем предложено ролей, можно легко ввести в эту компанию новых персонажей: к сожалению, вредных примесей в атмосфере для этого более чем достаточно. Реплики девочек, соответственно, могут быть разделены не на трех, а на двух или четырех человек, и т.д.
Для оформления спектакля нужен телеэкран в рост детей (бумага, картон, в начале спектакля стекло экрана закрыто тканью), у нас экран находился справа на сцене. Тогда слева – диванчик, собранный из двух или трех стульев. Между диванчиком и экраном чуть дальше – лавочка (на двух или трех человек). На стенах зрительного зала висят яркие иллюстрированные плакаты (№ 1–5: см. Приложение 6), на которые крупным шрифтом вынесена справочная информация. По ходу спектакля участники читают их вместе со зрителями. Над авансценой висит плакат № 6: см. Приложение 6.
II. Сценарий.
[Приложение 1: Музыкальная заставка, трек № 1]
(Из-за экрана появляются три девочки; переговариваясь, устало бредут к диванчику.)
1-я девочка (кашляет). Фух, чего-то у меня так в горле першит и в носу щиплет…
2-я девочка. Ага, и у меня… и голова побаливает! А еще говорят, что оздоровительный бег – полезная штука.
3-я девочка. Давайте хоть дух переведем перед уроками…
1-я девочка. Давайте! И телевизор посмотрим…
2-я девочка. Ага! Ну, включайте!
[Приложение 2: Аккорд, трек №2]
(Включают. Ткань, закрывающая проем экрана, падает. Зрители видят “на экране” двух ученых экологов в оксфордских шапочках и мантиях.)
1-й ученый. Здравствуйте, дорогие телезрители! Начинаем передачу “Экология города и здоровье человека”.
1-я девочка (зевает). О-о! Скукота.
2-я девочка (с усмешкой). Да к нам это вообще отношения не имеет…
3-я девочка (решительно). Переключай!
1-й ученый. Стоп, стоп, стоп! (девочки вздрагивают) Это к вам - то не имеет?! (выходит из экрана) Да вы сейчас – настоящие жертвы экологического неблагополучия города!
2-й ученый (выходит из экрана). Верно!
Девочки (растерянно). Это почему?
1-й ученый. Вот вы сейчас оздоровительным бегом занимались?
Девочки. Да…
2-й ученый. И где, позвольте спросить?
1-я девочка (пожимая плечами). Ну-у-у, бежали по тротуару вдоль большой автомагистрали…
2-я девочка. А тут стало вдруг чего-то в горле першить…
3-я девочка. Да, в носу защипало… и мы побежали домой. А при чем тут экология-то?
2-й ученый (качает головой). М-м… Сейчас объясним.
1-й ученый (достает микроскоп). Знаете, что это?
Девочки. Конечно! Это обычный микроскоп.
2-й ученый. Верно! Только не обычный , а электронный телемикроскоп. С его помощью мы сможем заглянуть в самые недра человеческого организма. И не только увидеть, но и услышать клетки разных тканей этого организма!
2-я девочка. Ой, как интересно!
3-я девочка. Давайте!
[Приложение 3: Аккорд, трек № 3]
(Из экрана выходят взволнованные фагоциты. На каждом из них надет фартучек с надписью “фагоцит”, в руках – пестрые метелки для пыли. Ученые, пропуская их, выходят с центру авансцены, фагоциты остаются перед экраном.)
1-й фагоцит (появляется из экрана). Наконец-то, наконец-то и нам, фагоцитам, дали слово! Да когда же это кончится, когда это прекратится.
1-й ученый. Позвольте, одну секундочку! Я вас представлю: фагоциты или макрофаги – это клетки-уборщики, они в организме человека отвечают за уничтожение разной грязи и бактерий, которые туда попадают и могут нанести вред этому организму.
2-й фагоцит. Вот именно! Мы как раз в легких работаем. Скажите, каким воздухом вы дышите?! Мало того, что он приносит в легкие все больше разных бактерий и частиц грязи, с которыми мы, фагоциты, еле справляемся.
1-й ученый. Но в этом воздухе становится все больше разных страшных примесей, от которых мы не умеем защищаться! Эти примеси убивают нас, а значит – и вас! (Плачет.)
1-я девочка. Хм, какой ужас…
2-я девочка. Да уж…
3-я девочка. А что за примеси такие?!
1-й ученый. А вот я вам сейчас объясню… Видите ли, нижний слой атмосферы Земли, ну-у-у… то есть воздух, который нас окружает, состоит из… (читают плакат № 1: см. Приложение 6).
2-й ученый. Вернее, должен состоять! Именно такой состав окружающего воздуха позволяет быть здоровыми и людям, и животным, и растениям. От небольших загрязнений нас защитят , как мы уже поняли, фагоциты или макрофаги…
Фагоциты (со слезами). Вот именно, от небольших! А вы чем дышите?
1-й ученый (достает из проема экрана пробирку). А вот это мы сейчас увидим! Вот тут у нас в пробирке воздух, собранный как раз возле той магистрали, где вы сегодня бегали.
Девочки (присматриваясь к пробирке). А что? Воздух как воздух…
2-й ученый. Проверим! Открываем…
[Приложение 4: Песня пиратов, трек № 4]
(Под вступление к песне из экрана на авансцену выскакивают вредные примеси в костюмах пиратов – тельняшки, банданы, шляпы, рваные джинсы, у каждого на груди название вредной примеси. К началу куплета все пираты на авансцене. Фагоциты оттеснены в правый угол авансцены. Песня вредных примесей.)
Давайте-ка знакомиться! Hello! Привет, ребята.
Мы – примеси! Мы – вредные! Воздушные пираты!
Сегодня мы ваш город берем на абордаж,
А завтра в вашем городе весь воздух будет наш.
Бензопирен (с ухмылкой). Разрешите представиться! Я – бензопирен! Самый опасный углеводород. Я появляюсь из заводских труб и из выхлопных труб автомобилей! Даже в самых малых дозах я вызываю тяжелейшие болезни крови и врожденные уродства! Ха-ха-ха!
Угарный газ (мрачно). А я – угарный газ! Я очень токсичный и отлично порчу вам всем здоровье! Я уменьшаю насыщаемость вашей крови кислородом…
Бензопирен. Ну да! Он просто вытесняет (выталкивает девочек с дивана) …
Девочки (отскакивая на край авансцены). Ой!
Бензопирен (продолжает) …вытесняет кислород из крови, да и все! (Усаживается на диван.)
Угарный газ. Ага! (тоже усаживается на диван) Вытесняю! (Зловеще, в зал.) А от этого страдает вся ваша нервная система! Появляется сонливость, усталость, голова болит! А в больших дозах я вообще смертелен!
Городская пыль (задиристо). А я – городская пыль!
1-я девочка. А откуда же на улицах пыль?!
Городская пыль. Ха! Да знаете ли вы, что с шин только одного автомобиля, когда они трутся о дорогу, осыпается в год 10 кг прекрасной вреднейшей для здоровья пыли!
Девочки. 10 кг с одного автомобиля?
Городская пыль. Ну да! А автомобилей в Москве примерно 5 миллионов!
Фагоциты (с ужасом). Вы слышали?!
Городская пыль (зловеще). Крупные пылинки оседают у вас на слизистой носа и глотки, вызывая болезни верхних дыхательных путей, а мелкие летят прямо в легкие!
1-й фагоцит. Нет, вы слышали?! Прямо в легкие?!
Ртуть (хвастливо). А я – ртуть!
Мышьяк (мрачно). А я – мышьяк! Мы – тяжелые металлы!
Ртуть. Нас тоже выбрасывают в атмосферу автомобили, а еще электростанции и металлургические заводы!
Мышьяк. Слушайте и запоминайте! Мы – тяжелые металлы – самые опасные пираты, потому что можем накапливаться буквально во всех органах и тканях человека и способны поражать буквально все жизненно важные системы людей!
Двуокись азота. Хм, подумаешь! Самые опасные! Нет, вы, конечно, опасные, но я!.. Я – двуокись азота – ничуть не менее опасна! Я убиваю не только людей и животных, но и растения! (Хвастливо.) Это благодаря мне идут над Европой кислотные дожди и усыхают леса! Это благодаря мне гибнут живые организмы и в воздухе, и в почве, и в воде.
Бензопирен. Ишь, расхвастались!
Угарный газ. Вот именно!
Ртуть. А мы что, хуже?!
Мышьяк. Да мы ничуть не менее опасны!
1-й ученый (выходя на авансцену). К сожалению, это правда! Все эти злодеи действительно чрезвычайно опасны, и постепенно, день ото дня убивают все живое на Земле… и нас с вами тоже!
1-я девочка. Ничего себе!
2-я девочка. Вот это да!
3-я девочка (испуганно). Ой, теперь я вижу, что проблема экологии действительно касается нас всех! Это и правда наша общая проблема!
1-й фагоцит (с возмущением). Это проблема?! Нет, это уже не просто проблема!!!
2-й фагоцит (со слезами). Это ужасная беда!! Это – катастрофа!!!
1-я девочка (в ужасе). Ну, так что же делать-то?!
2-я девочка (ученым). Скажите, а с этими вредителями бороться-то как-то можно?
3-я девочка. Да, как же ее, экологию-то, поправить?!
Пираты (хохоча, плюхаются на лавочку и на сцену). Ну, нет! Фигушки! Поздно!
Городская пыль и двуокись азота. Мы тут теперь навсегда.
Девочки. Ужас ! кошмар!
Фагоциты (рыдают). Это конец!
1-й ученый. Ну, надеюсь, что это все же не так! Хотя бороться с ними действительно непросто, многое уже делается для восстановления нормальной экологии…
Девочки. Что? Что делается?! Расскажите!
1-й ученый. Ну, во-первых, из города постепенно выводятся так называемые “грязные производства”… (читает плакат №2: см. приложение)
2-й ученый (объясняет). Это те, которые представляют наибольшую опасность для экологии города…
1-й ученый. Да, в будущем внутри города их не будет вовсе, а те предприятия, которые останутся в черте города, будут оснащены (внятно, по частям) газо-пыле-улавливающими установками.
2-й ученый. А что касается автотранспорта, то конструкторы уже разрабатывают модели автомобилей, которые работают на экологически чистом топливе.
1-й ученый. Это топливо – электричество. Такие электромобили, во-первых, не загрязняют окружающую среду, а , во-вторых, они бесшумны.
2-й ученый. В будущем по городу будут ездить только такие машины!
Двуокись азота (издевательски). В будущем!
Бензопирен. Ну, в о-о-очень далеком будущем!
Городская пыль. Одним словом, “ждите ответа”!
1-й фагоцит. Слышите?!
1-й фагоцит. Так до этого будущего еще дожить надо!
1-я девочка. Уважаемые ученые! Но сегодня, уже сейчас, что можем сделать мы и наши друзья для того, чтобы защитить себя и других людей от такого неблагоприятного воздействия окружающей среды?
2-я девочка. Ну да, можем ли мы помочь себе и другим?
Бензопирен и угарный газ. Нет уж!
Городская пыль и двуокись азота. Поезд ушел!
Пираты хором. Конечно, нет!
2-й ученый. А как же!
Ученые хором. Конечно, да!
(Жестом вытесняет бензопирен и угарный газ с дивана. Пираты настороженно собираются возле лавочки – трое сидят, трое стоят сзади. Девочки занимают свое место на диване.)
1-й ученый. Во-первых, прежде всего необходимо озеленение города. (Достает и вешает на экран плакат № 3: см. Приложение 6.) Вот знаете ли вы, что одно дерево выделяет количество кислорода, достаточное для полноценного дыхания трех человек! Поэтому если каждый из вас посадит даже только одно дерево…
(Пираты смотрят на плакат и хохочут.)
Угарный газ. Ха-ха!
Ртуть. Ой, не могу!
Двуокись азота. Слыхали? Одно дерево…
Городская пыль. Вот это помощь!
Мышьяк. Да уж!
1-й ученый. Верно! (Пираты смолкают.) Одно дерево – это немного. Но в Москве больше 2 миллионов детей! И если каждый посадит хотя бы одно дерево... (Достает и вешает на плакат № 3 плакат № 4: см. Приложение 6.)
Пираты (в ужасе). 2 миллиона деревьев? Какой ужас!!!
1-й фагоцит. Причем учтите, что многие породы деревьев не только выделяют кислород, но и умеют поглощать вредные примеси из воздуха.
Пираты. Поглощать вредные примеси? Кошмар!
2-й фагоцит. А кроме того знайте, что один гектар хвойных пород деревьев способен задержать 40 тонн пыли…
1-й фагоцит. Да! А гектар лиственных деревьев – 1000 тонн пыли!
Городская пыль (вскакивает, с возмущением). Ну, знаете, это уже чистое безобразие!
1-й ученый. А еще каждый из вас должен запомнить несколько простых, но очень важных правил!
Девочки, фагоциты (с интересом). Ну-ка, ну-ка, покажите, где они?
(Ученые, девочки и фагоциты читают по одному пункту плаката № 5: см. Приложение 6.)
Фагоциты. Пожалуйста, прислушайтесь к этому, ребята и взрослые!
2-й ученый. И тогда мы все будем здоровы!
1-й ученый. А наши города будут чистыми и красивыми!
[Приложение 5: Финальная песня, трек № 5]
(Звучит финальная песня. Во время вступления все участники выходят на авансцену. Вредные примеси сбрасывают с себя пиратские головные уборы, срывают и выбрасывают таблички с названиями вредных примесей.)
Музыка песни А.М. Городницкого “Атланты”.
Прислушайтесь, ребята,
Мы вам сказать хотим.
Давайте-ка, ребята,
Планету защитим:
Примите это, люди,
Как времени наказ!
А то Земли не будет
И каждого из вас!