Выступление на городском методическом объединении, направлено на решение задачи: Мотивация педагогов на непрерывное самообразование. (См. приложение 1)
Реформа системы образования проводимая в 2006-2010 должна решить следующие основные задачи:
- обеспечить условия для повышения конкурентоспособности личности;
- способствовать повышению уровня совокупной профессиональной компетентности россиян и формированию кадровой элиты общества.
СТРАТЕГИЯ:
- модернизация содержания общего образования через внедрение «компетентностного подхода», предполагающего целенаправленное формирование у учащихся «ключевых компетентностей» - совокупности навыков эффективного решения профессиональных проблем
- подготовка специалистов, обладающих востребованными на рынке труда компетентностями, и личностными качествами, позволяющими постоянно и целенаправленно работать над повышением уровня своей профессиональной компетентности.
Концепция самоактуализации как решение поставленных реформой задач.
- концепция развития человека и общества, основывающаяся на идее максимально возможной опоры на процессы саморазвития и самоорганизации, предполагающая создание условий для максимально эффективного использования человеком своего потенциала в социально приемлемой форме на благо себя и общества
- процесс самоактуализации – это деятельность, осуществляемая человеком, обладающим рациональным типом мышления, направленная на самого себя и приносящая позитивный социально значимый результат
- самоактуализация взрослого человека осуществляется в процессе его профессиональной и общественно-значимой деятельности. Результатом является комплексное, многомерное, сущностное изменение психики человека, достижение некой вершины- «АКМЕ»
- самоактуализация школьника происходит, главным образом, в учебной деятельности, разворачивающейся в образовательном пространстве
АКМЕ - «вершина»- многомерное состояние человека, которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель (оно никогда не является статичным образованием, отличаясь большей или меньшей вариативностью и изменчивостью). Насколько оказывается высокой эта его «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, насколько социально велики и новаторски оригинальны результаты деятельности человека при достижении вершин, это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек, от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации, в которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости.
Но не в меньшей мере эти количественно-качественные показатели определяются тем, какой у него успел образоваться кругозор, сформироваться общий и специальный интеллект, сложиться нравственное ядро, развиться способности творца. Ясно, — чтобы целостно понять человека как «владельца», как «носителя» всех этих его «ипостасей», осмыслить всю сложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую «картину» результатов изучения зрелого человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиций разных наук. Подобные целостные «картины» проходящего ступень зрелости человека, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики постигаются в единстве во всех их взаимосвязях и опосредствованиях и нарабатываются новой наукой- акмеологией в ходе осуществления комплексных исследований.
- АКМЕОЛОГИЯ - наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии
- акмеология исследует закономерности психического развития взрослого человека в период его физической, интеллектуальной и нравственной зрелости в границах от 18 до 60 лет. Для большинства это период выбора профессии, ее освоения и достижения вершин профессионализма
- акмеология изучает продуктивность деятельности взрослого человека, условия и технологии, помогающие ему реализовать свои потенциальные возможности в различных сферах жизнедеятельности, а также выявляет взаимосвязи между макрохарактеристиками человека как индивида, личности и субъекта деятельности и прослеживает обусловленность их различными факторами.
Задачи акмеологии
- через проведение комплексных разработок предложить предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего (продолжающего) самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма.
- создание методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и общностью людей.
Направления акмеологии
1. АКМЕОМЕТРИЯ - построение компьютизированными средствами комплексных рейтинговых оценок по ряду психофизиологических профессиональных показателей.
2. АКМЕОГРАФИЯ - построение моделей разных видов профессиональной деятельности.
3. АНАЛИЗ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТОВ – выделение того общего, что характеризует самых лучших профессионалов.
4. АКМЕИГРОТЕХНИКА технологии, ориентированные на активизацию резервных возможностей личности, критического и эвристического мышления, интенсификацию профессионального самостановления и саморазвития личности.
МЕТОДЫ АКМЕОЛОГИИ
- общенаучные (диагностические, исследовательские)-тесты личности, интеллекта, специальных способностей, экспертные оценки профессионального продвижения личности
- специальные (коррекционные и развивающие методы и технологии)-видеотренинги, технологии формирование культуры социального и профессионального мышления, психологическая поддержка талантов, обучение способам воздействия на индивидуальное и общественное сознание
С точки зрения уровня профессионализма, может и должен оцениваться не только отдельный человек, работающий в конкретной области труда, но и отдельные, отличающиеся друг от друга по своей величине и по характеру решаемых задач общности, — бригада, экипаж, педагогический коллектив, спортивная команда, труппа театра, кафедра института, префектура, правительство и т.д. педколлективом МОУСОШ№7 была разработана Акмеологическая модель образования
- Акмеологическая среда - энергетическое пространство школы, ее социума, установка в деятельности учителей и учащихся на успех, высокие результаты, творческий поиск, когда престижно хорошо учиться и хорошо работать.
- Акмеологические технологии - это технологии саморазвития и обеспечения достижений каждого ученика в условиях вариативности образовательных программ.
- Акмеологическая позиция учителя - профессиональная ориентация на успех в собственной педагогической деятельности, в работе всего коллектива школы, в обучении и воспитании каждого ученика, в развитии его творческого потенциала, установка на саморазвитие. акцент на теоретическое осмысление психологических механизмов профессионализма в педагогической деятельности, рассмотрение объективных и субъективных факторов продуктивности деятельности, модели становления профессионализма, осуществление диагностики развития профессионального самосознания и позиции, качеств и свойств, обеспечивающих в будущем процессы личностного, профессионального роста и самореализации
Задачи педагогов-акмеологов
- выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.
- разработка такой стратегии организации жизни, реализация которой позволила бы каждому оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости через прослеживание механизмов и результатов воздействий на человека макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи)
Однако, было бы крайним упрощенчеством полагать, что наблюдаемые у человека качественно-количественные характеристики его развития с вступлением в состояние взрослости определяются теми и только теми объективными и субъективными факторами, которые воздействуют на человека лишь на этапе взрослости. Настоящее, когда мы его рассматриваем глубоко, вырастает из прошлого, как и то, каким будет развитие взрослого человека, во многом обусловлено тем, как складывалось его развитие в утробе матери, во младенчестве, в преддошкольную и дошкольную пору детства, в начальной школе, в отрочестве и в юности. Поэтому акмеология совместно с педагогикой должна решить очень непростую задачу: выяснить, какими особенностями должны обладать, если можно так выразиться, микроакме человека на каждой из фаз его жизненного пути, которое он должен достичь, чтобы состоялось его большое акме.
Проблемы акмеологии и педагогики
- разработка комплекса мер, которые поддерживали бы (создавали) устойчивую установку здорового образа жизни и поддержки своей работоспособности на оптимальном уровне .
- определение и классификация жизненных ситуаций, в которые попадает человек в своем развитии и которые ведут к кризисам в этом развитии, а в крайних случаях влекут за собой деформации взрослого и как нравственно здоровой личности, и как высокого класса профессионала.
- Решая эти проблемы, педагогика будет содействовать практической акмеологии более продуктивно и качественно и способствовать реализации человеком себя как высшего класса профессионала или, как говорил А.Маслоу, по максимуму самоактуализироваться.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
1.ПРОЕКТИРОВАНИЕ
- при работе над проектом появляется возможность формирования способов компетентного решения реальных проблем и освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности
- актуальной для каждого становится задача обучения методам проектирования и реализации самых разнообразных программ, создания проектов,(учащиеся) вплоть до создания и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.(взрослые)
- включаясь в проектную деятельность, человек любого возраста получает возможность по-другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинают развиваться творческое (продуктивное) воображение и критическое мышление, воля и упорство, самостоятельность и ответственность, самодисциплина
2.МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ.
3.ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ
4.ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Акмеологический тренинг
- психолого-педагогический практикум, построенный как комплекс диагностических, психотехнических процедур, специальных упражнений и деловых игр, направленных на: развитие рефлексии как одной из важнейших основ профессиональной деятельности
- блокирование консервативного воздействия сложившихся стереотипов и установок на ход личностного и профессионального развития
- сознательное формирование собственной «Я-концепции», ее уточнение и коррекция; формирование представления о целостном феномене профессионализма и осознания путей его достижения.
ЗАДАНИЯ ТРЕНИНГА
- Какие личностные качества и умения обеспечивают высокую продуктивность и стабильность педагогической деятельности? Обладаю ли я ими?
- Есть ли у меня четкая жизненная и профессиональная цель?
- Планирую ли я свою жизнь и профессиональную деятельность?
- Обладаю ли я культурой информационного поиска.