Урок-морское путешествие по математике по теме "Состав чисел 11, 12, 13, 14, 15"

Разделы: Начальная школа


Урок – игра «Морское путешествие» по теме: «Повторение состава чисел 11, 12, 13, 14 и 15».

Цель: повторить состав чисел 11, 12, 13, 14 и 15.

Задачи:

1) Образовательные:

- закрепление знания таблицы сложения и вычитания чисел в пределах 20
- повторение состава чисел первого десятка
- закрепление знаний проблемных случаев сложения и вычитания в пределах 20

2) Развивающие:

- формирование вычислительных навыков
- развитие логического мышления
- формирование (пропедевтика) умения решать задачи
- развитие познавательной активности, умения анализировать, делать выводы, опираясь на ранее полученные   знания

3) Воспитательные:

- воспитание дружного коллектива
- повышение интереса к изучению предмета математики

 

Этапы урока

Ход  урока

Примечание

Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

Устный счет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по теме: «Повторение состава чисел 11, 12,13, 14 и 15».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение задач

 

 

 

 

 

Физ. Пауза

 

 

Самостоятельная работа

 

 

Итог урока

 

 

 

Рефлексия

- Ребята, сегодня у нас с Вами необычный урок. Вы видите, к нам пришли гости, для того, чтобы посмотреть, как мы работаем, учимся и трудимся.
- Давайте поздороваемся с гостями.
- Садитесь.
- Сегодня на уроке математики мы отправимся в морское путешествие, целью которого является повторение состава чисел 11, 12,13,14 и 15.
- Мы поплывем на трех кораблях по морю.   Первый ряд – первый корабль, второй ряд – второй корабль и третий – третий корабль.
- Но море у нас не простое, а математическое.
- Каждый из вас будет вести путевой лист, на котором вы будете записывать то, что происходит во время нашего путешествия, иными словами путевые листы сегодня нам заменят наши тетради и учебник математики.
- Некоторые капитаны отправятся в путь по собственному маршруту, а затем к нам присоединятся.
- Итак, готовы?

- Для того, чтобы нам отправиться в путь, мы должны дать названия нашим кораблям. Для этого я даю вам первое задание каждой команде: Найти значения выражений, определить  конечный результат и  по вашему ответу посмотреть название вашего корабля.
- Приступаем к выполнению задания.

- Давайте посмотрим, какие названия имеют ваши корабли, переверните листы.
- Итак, название первого корабля: «Илья Муромец», второго – « Добрыня Никитич», третьего «Алеша Попович».
- Скажите, в честь кого названы наши корабли?
- Верно, в честь имен русских богатырей, с которыми мы знакомимся, читая былины. У нас даже в этом году проект называется «Богатыри Земли Русской».
- Итак, садимся на свои корабли и отправляемся в путешествие. Я надеюсь, что вы оправдаете названия ваших кораблей и покажите свою силу знаний, смелость в поиске решения примеров и задач, а также взаимопомощь и взаимовыручку друг другу.
- Команды к отплытию готовы?
- Тогда отправляемся в путь! 7 футов под килем – счастливого пути, как говорят настоящие моряки!
- Ребята, кто может объяснить значение слова «фут»?
- А кто объяснит, что означает слово «киль»?
- Как вы понимаете фразу «7 футов под килем»?
- Молодцы!
- Я вижу, что к отплытию все готовы.
- Ребята, наши корабли вышли в открытое море.
- Ну – ка посмотрите вперед, что это?
- Это коралловые рифы, наткнувшись на которые ваши корабли могут дать течь и затонуть. Будьте очень внимательны, чтобы этого не произошло.
- На палубу я вызываю по одному моряку с каждого корабля, который должен, решая примеры, проходить через коралловые рифы, а вы – все остальные моряки выполняете первое задание в вашем путевом листе.
- Выполняем задание.
- Проверяем!
- Итак, каждый моряк из ваших команд успешно справились с заданием,
(получили отметки), таким образом, проплыли мы на своих кораблях коралловые рифы.
- Продолжаем наше морское путешествие.
- Сейчас мы совершим экскурсию в подводный мир и узнаем, кто живет на самом дне моря.
- Для выполнения этого задания мне нужно 3 моряка – аквалангиста.
(кто такой аквалангист?)  
- Каждый аквалангист вычисляет значение выражений на листочках и в конце своего подводного пути смотрит иллюстрацию морского обитателя.
- А остальные моряки  остаются на кораблях и начинают собирать пазлы. Собрав пазлы, Вы должны записать полученные числовые выражения в ваши путевые листы и найти значения этих выражений – в задании № 2.
- Приступаем к выполнению заданий!
- Какая иллюстрация пазла получилась у моряков? ( Русалочка из сказки Г. Х. Андерсена)
- Эту и другие сказки Андерсена вы можете прочитать дома.
- Ребята, наши аквалангисты справились с заданием и узнали, кто живет на самом дне моря.
- Покажите и расскажите нам об этих морских жителях!
- Вот какие замечательные морские жители!
- Ребята, у нас такое замечательное морское путешествие, что мы и не заметили, что приплыли к острову! Давайте совершим остановку на этом острове.
- Ребята, смотрите, какой предмет лежит под пальмой?
- Да это же бутылка с посланием.
- Давайте ее возьмем и посмотрим, что там внутри!
- В бутылке задания от капитана Врунгеля.
- От какого слова происходит имя капитана? (любил придумывать необычные  и забавные истории о морских путешествиях)
- О приключениях капитана Врунгеля вы можете прочитать в книге автора Андрея Сергеевича Некрасова, которая так и называется.
- Ребята, капитан просит Вас решить задачи, и тогда вы узнаете, на какой остров приплыли.
- Решим задачи?
- Задачи получает каждый капитан корабля, остальные выполняют задание
№ 3 в путевом листке.
- Выполняем задание.
- Капитаны, задачи решили?
- Прочитайте задачи и решение, а мы внимательно слушаем и проверяем.
- Ребята, мне тоже капитан Врунгель оставил послание, в котором написал: «Если капитаны верно решат задачи, вы можете всем морякам сказать название острова».
- Наши капитаны справились с заданием, и теперь мы узнаем название острова.
- Но я вам не скажу, а вы сейчас сами догадаетесь, на какой остров мы приплыли, для этого встанем и отдохнем.

Физическая пауза

- Итак, как называется наш остров?
- Верно, «Чунга-Чанга»!
- Ребята, наше морское путешествие подходит к концу, мы возвращаемся в наши родные края.
- Для того, чтобы нам всем благополучно вернуться, каждый из вас должен самостоятельно выполнить задание № 4 в вашем путевом листе.
- Ваша задача: определить, на какой лодке вы будете возвращаться домой, для этого вы выполняете задание, смотрите на последний ответ и кладете ваши путевые листы в лодку с числом вашего ответа, а свои корабли мы дарим жителям острова «Чунга - Чанга».
- Ваши лодочки у наших гостей.
- Начинайте выполнять задание.
- Итак, я вижу, что все моряки успешно приплыли в порт.
- Какие математические знания и умения мы сегодня совершенствовали?
- Что нового узнали?
- А сейчас ребята, подумайте, насколько вы хорошо знаете состав чисел 11, 12, 13, 14 и 15.
-  Если вы уверены в том, что знаете состав этих чисел, то возьмите свой маленький кораблик с багажом ваших знаний и приклейте их вокруг островка, а кому еще надо повторить нашу тему, то приклейте кораблик в открытом море, где вам предстоят еще другие задания по нашей теме.
- Я вижу, что многие ребята поняли эту, так как много кораблей приплыло к острову, мы достигли цели нашего урока.
- А те ребята, которые хотят продолжить морское путешествие по математическому морю и укрепить свои знания по нашей теме, мы вам будем помогать плыть к нашему острову, да ребята?
- Молодцы, вы сегодня замечательно работали, проявили себя как мужественные, смелые и неунывающие люди.
- Вы достойны носить звание капитанов кораблей! Поздравляю вас!
- И не забывайте, что каждый моряк является капитаном своей судьбы!

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные карточки

 

 

3 листочка с цепочкой примеров

 

Ответы и с другой стороны листка
Иллюстрация
богатырей

 

 

 

Толкование значений слов

 

 

 

Иллюстрации коралловых рифов и примеров на них

 

 

 

Листки с примерами и иллюстрации осьминога, каракатицы и морской звезды

 

 

 

 

 

Иллюстрация острова с пальмой

 

Бутылка с посланием, 3 задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Движения под мелодию «Чунга-чанга»

 

3 лодочки

 

 

 

 

Плакат – море и остров

 

 

 

 

 

Путевой лист Моряка:

Задание № 1.

15-7+2=                          11-4+5=                     9+3-6=
14-7+4=                          9+5-6=                       13-7+6=

Задание № 2.

 

Задание № 3.

>, <  или = ?
9+3 … 9+1+2                         7+5 … 7+3+3
8+4 … 8+2+3                         6+6 … 6+4+3
8+7 … 8+2+5                         5+6 … 5+5+0

Задание № 4.

Впиши числа в «окошки», чтобы получились верные равенства.
7+3+ (   )=7+5                        8+2+ (    )=8+7  
6+4+ (   )=6+5                        4+6+ (    )=6+8
9+1+ (   )=9+4                        8+2+ (    )=8+4