Урок внеклассного чтения во 2-м классе. Тема: "К.Паустовский. "Теплый хлеб". Лестница покаяния"

Разделы: Начальная школа


Тема:   К.Паустовский «Теплый хлеб».

Лестница покаяния.

Цель: Показать, что зло разрушает красоту,нарушает гармонию жизни. Учить  осознавать свой грех, раскаиваться в нем, исправлять его. Воспитывать милосердие, сострадание к ближнему. Развивать речь учащихся.

Оборудование: Музыка Вагнера. Стихотворения: А.Толстой «Благовест»,  И.Никитин «Рассыпались звезды», А.Апухтин «Без могучей силы знанья», И.Бунин «И цветы, и шмели…»

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Трудно найти человека, который не совершил бы в своей жизни греха и которому не надо было бы каяться. И Иисус Христос это знал, когда учил людей каяться в грехах и прощать врагов так, как он прощает нам грехи наши. Главное, не погрязнуть в грехах, не сделать их привычкой жизни – тогда человек пропал, может совсем погибнуть.
Вот сегодня на заключительном уроке по произведению  К.Паустовского «Теплый хлеб» мы будем говорить об этом.

2. Беседа:

  • Кто главный герой? (Филька)
  • Каким вы видите Фильку в начале рассказа? Расскажите (близко к тексту).
  • Ну, как вам  мальчик, понравился? (нет)
  • Да, конечно, ничего приятного, привлекательного в нем нет: угрюмый, недоверчивый, грубый, неласковый. Чего ж хорошего?
  • А не возник ли у вас вопрос: почему он такой и почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой, и почему он не с бабушкой – бабулечкой живет, а с «бабкой»?
  • А где его родители? Почему они только вдвоем? И как обходятся старый да малый без помощи? (Война. Жизнь его таким сделала.)
  • Жаль Фильку. Ведь неласковому и нелюдимому всегда труднее живется, чем доброму, приветливому, которого все любят.
  • Интересно, а как художник относится к Фильке. Всмотритесь и попробуйте передать словами отношение художника к нашему незадачливому герою. (Горд, непримирим, уверен, что во всем прав, ни о ком и ни о чем не задумывается.)
  • Интересно, что думает Паустовский о мальчике? Но он прерывает знакомство и описывает зачем-то зиму в Бережках. (Чтение близко к тексту.)
  • Печальный пейзаж. Похоже, как у Пушкина. (Дети читают «Октябрь уж наступил…»)
  • И что же было дальше? (Читают «В один из таких теплых серых дней…» до слов «Иди, копай…»)
  • Вот он грех, злое жестокое дело! Обидеть раненого коня, который только и жив то был милосердием добрых людей! До чего же мерзкий поступок! И какие черные ненавистные слова сорвались с языка мальчишки! Злая энергия этих слов может, ой, сколько бед натворить! А вот и беда. (Звучит музыка Вагнера. Учитель читает «Слеза скопилась…» до слов «по бокам».)
  • Страшно?! Вот такое наказание бывает за совершенный грех!
  • А к ночи?! (Чтение учащимися отрывка близко к тексту «Мороз».)
  • Почему о морозе, как о живом существе? (Природа – живая. Её можно обидеть, она может наказать.)
  • И что же наш герой? (Забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.)
  • Видите, какая беда приключилась для всей деревни из-за злого дела одного мальчишки. Но за что же страдают все?! Пусть бы только Филька. Но Господь так устроил, чтобы люди несли ответственность не только за себя, но и за тех, с кем они связаны. Замечали вы, что ваши плохие поступки огорчают всех ваших близких? И, наоборот, – доброе дело одного приносит радость всем окружающим. Мы все отвечаем друг за друга, и за все, что совершается вокруг!! И главное. В жизни все время происходят события схожие и расплата за них – похожая. Но как ни странно, люди, зная это, к сожалению, не учатся на уроках жизни, а предпочитают повторять те же ошибки, расплачиваясь за них общей бедой.
  • О каком уроке жизни поведала Фильке бабка? (Чтение по ролям.)
  • Ну, а что Филька? Осознал ли свой грех?! Понял ли, что надо содеянное исправлять? (Учитель открывает первую ступень.) Что в притче особое впечатление произвело? (Умер мужик.)
  • Страх овладел Филькой, но не сразу он решился искать пути исправления. Вспомни, что сделали Адам и Ева, когда ими впервые овладел страх и стыд. Да, они, как и наш грешник, спрятались от Бога.
  • Вспомните себя: когда что-нибудь натворили, вам хочется, чтобы этого не заметили, но ведь Бог Всевидящ и Вездесущ… Его голос звучит в нашем сердце голосом совести, который он в нас вселил. И чем дольше ты скрываешь свой грех, тем горше будет расплата и тем труднее будет преодолеть страх и стыд.
  • Теперь понятно, что происходит в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке?
  • Но что же дальше: осознал пока что и всё. (Читают «Ночью слез…»)
  • Остановимся… Что пережил мальчик, пока бежал от дома до мельницы… (Страх, стыд, чуть не замерз.)
  • Но что же, преодолел страх? (Дети отвечают.) (Учитель открывает вторую ступень.)
  • Что дальше? (Дети читают «Садись к печке…»)
  • Плача рассказал. Вот и раскаяние. (Учитель открывает третью ступень.)
  • Как вы считаете: Филька чистосердечно устыдился содеянного им зла и покаялся перед Панкратом?
  • Да, Филька совершил грех, но он не только сожалеет о своей жестокости, но и готов принять на себя вину в случившейся беде. Вот бы и простил бы его Панкрат как ваши мама и папа. Но нет…
  • Как Филька искупил свой грех? (Перессказ.)
  • Вот какой путь совершает душа на пути к покаянию, искуплению греха. Этот путь похож на лестницу и каждая её ступень очищает совесть, освобождая её от гнета вины.

3. Учитель,подводя итог урока, вновь ведет детей по «лестнице покаяния».

Лестница покаяния.

5. Благодарность за урок.
4. Исправление последствий греха.
3. Искреннее раскаяние в содеянном.
2. Преодоление страха и стыда.
1.Осознание греха.

1 ступень. Осознание, стыд за неправедное дело, слово, намерение.  Надо глубоко прочувствовать свою вину и понять, что ты нарушил какую-то заповедь Божию, а значит сотворил зло.

2 ступень, на которую очень нелегко подняться, так как потребуется большое напряжение воли – это преодоление страха наказания и стыда перед людьми, которые узнают о твоем проступке.

3 ступень. Чисто сердечное раскаяние и покаяние перед теми, кого ты обидел и перед Богом. Это нелегко: ведь нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что этим себя унижаешь. На самом же деле только возвышаешься в глазах людей и прежде всего перед своей совестью. Искренним покаянием ты очищаешься и тебе становится легко и весело.

4 ступень. Но не всем и не всегда удается подняться на четвертую ступень покаяния. Искупления, исправления греха. Дурное быстро совершается и вот исправить его – большого труда стоит.

5 ступень. Но у «Лестницы покаяния» есть ещё одна самая высокая ступень – Благодарность за урок.

- Кто и кого должен благодарить и каким образом?
- Ответьте дома на этот вопрос и вы станете благодарить своих близких   за    уроки, пусть и строгие, но помогающие вам исправиться и стать лучше.

(Звучит музыка, дети читают стихи.)

А.Толстой

Благовест.

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый, –

В край благодатный,
Забытый мною, –
И непонятной
Томит тоскою.

Молюсь – и каюсь,
И плачу снова,
И отрекаюсь
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные;

И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.

 

И.Никитин

***
Рассыпались звезды, дрожат и горят;
За пашнями диво творится:
На воздухе синие горы висят,
И в полыми люд шевелится.

Подвинулось небо назад от земли,
Воде золотой уступило;
Без ветра плывут по воде корабли,
Бока их огнем охватило…

А ночь через лес торопливо ползет,
Ползет – и листа не зацепит;
Насупила брови, глазами сверкнет –
Широкое поле осветит.

Опять я с тоскою домой ворочусь.
Молчал бы, да нет моей мочи:
Один я средь поля пятном остаюсь,
Чернее и пашен, и ночи!

Гляжу и любуюсь: простор и краса…
В себя заглянуть только стыдно:
Закиданы грязью мои небеса,
Звезды ни единой не видно!

 

А.Апухтин

***

Без могучей силы знанья
И без гордости былой
Человек, венец созданья,
Робок станет пред Тобой.

Если в день тот безутешный
Даже праведник вздрогнет,
Что же он ответит – грешный?
Где защитника найдет?

Все внезапно прояснится,
Что казалося темно,
Встрепенется, разгорится
Совесть, спавшая давно.

И когда она укажет
На земное бытие,
Что он скажет, что он скажет
В оправдание свое?

 

И Бунин

***

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленям припав.