Развернутая композиционная модель занятия на тему ""Трудное дитя" ХХ века Пабло Пикассо". 11-й (гуманитарный) класс

Разделы: МХК и ИЗО


Развёрнутая композиционная модель занятия  на тему «трудное  дитя» ХХ века Пабло Пикассо», 11 (гуманитарный) класс

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Техническое обеспечение: диапроектор,  слайды и репродукции картин.

Цели:

образовательная – знакомство с творчеством П. Пикассо и кубизмом, новым течением в    авангардном искусстве ХХ века;

развивающая навык искусствоведческого формального анализа произведения живописи;

воспитывающая эстетический вкус и этические воззрения.

Принцип работы – учитель и учащиеся – соавторы урока и на этапе его подготовки по опережающим домашним заданиям (биограф, искусствовед, чтец),  и в формулировании проблемы урока и выводов, и по участию в эвристических беседах.

План урока

I.Экспозиция.  Пикассо об искусстве  и о себе.

Цель данного этапа занятия – на основании высказываний П.Пикассо и демонстрации репродукций  картин выявить взгляд художника на назначение живописи, войти в его творческую лабораторию и подготовить учащихся к восприятию его картин.
Учащимся предлагаются несколько высказываний Пикассо, на основании которых:

а) выявляется взгляд  творца на активную позицию художника и роль живописи в жизни общества:

«Живописец или музыкант одновременно и политическое существо, постоянно живущее всеми потрясающими, грозными или радостными событиями этого мира, создающее их образы… Нет, живопись не должна быть только украшением жилищ.  Живопись – оружие мира».

Раскрывая позицию художника, в подтверждение приводим слова И.Г. Эренбурга о действенности живописи П.Пикассо.

Чтец. . И.Г. Эренбург: «Рисунок Пикассо точен и скуп… Рисует он много. Есть сотни голубок, сотни идиллических сцен – старики, дети, девушки, крестьяне…; сотни страшных масок – видения войны… множество портретов, особенно женских… Голубки Пикассо облетели мир: я видел их в деревнях Китая, и в Аргентине, и в Индии. Голубка издавна считалась символом мира… Пикассо показал одну из больших своих добродетелей – верность, верность себе, людям, веку».
Демонстрируем его рисунок из книги стихов П.Элюара «Лицо мира», 1950 г.: «Не случайно в его рисунках к книге стихов Поля Элюара из сочетания образов женщины и птицы возникает такая смысловая связь: женщины окрылённой и птицы  очеловеченной».

б) «Важно не то, что делает художник, а то, что он собой представляет. Сезанн никогда бы не заинтересовал меня…, даже если бы яблоко, написанное Сезанном, было бы в десять раз прекраснее.  Для нас имеют значение беспокойство Сезанна, мучения Ван Гога, то есть драма человека. Всё остальное ложь».

- Как вы раскрыли бы эту точку зрения П.Пикассо на основе картины Ван Гога   «Авто-портрет  с отрезанным ухом»? (Слайд, с творчеством В.Ван Гога учащиеся знакомы по программе 10 класса).

-   Картина передаёт трагедию гения: в течение десяти лет – напряжённейший труд художника в нищете, непонимание его творчества, картины никто не покупает, отчуждение людей и как итог – психиатрическая лечебница. По выходе из лечебницы Ван Гог начал писать этот портрет. На нём изображён человек, который побывал в аду и вырвался из преисподней, но не знает, что его ждёт завтра. Здесь одновременно существо во плоти и крови, терзаемое страшным недугом, измождённое и растерянное,  и великий художник, которым этот загнанный человек хочет остаться вопреки всему. Пикассо  потрясла в Винсенте Ван Гоге страсть творца, беспредельность человеческого страдания и умение подняться над ним и подарить  миру свои картины, полные любви к земле и человеку.

в)  «Некоторые художники превращают солнце в жёлтое пятно, а надо уметь жёлтое пятно превратить в солнце».

Предлагаем ученикам рассмотреть простую, но такую притягательную, милую картину П.Пикассо. «Ребёнок с голубем». 1901 г. (слайд) и подумать над тем, что хотел сказать художник.
Почти плоскостное изображение, главное средство – линия, рисунок. Как проник солнечный свет на полотно, мы не знаем, но он обволакивает, окутывает  теплом ребёнка и птицу, струится с картины на нас, настолько здесь всё осязаемо. Пикассо говорит о главном для художника – о владении мастерством и постоянном его совершенствовании.

г)  «В традиционной живописи одна рука отличается от другой жестом. Я  же индивидуализирую их, делая  различной формы,  так что часто они кажутся непохожими одна на другую».

П.Пикассо. «Любительница абсента (слайд).  Беседа.

-   Почему у женщины на картине разные руки? Зачем это разрушение формы нужно было художнику?
-    Главное здесь, вероятно, - поиски ярких средств выразительности.
-  Конечно, и об этой картине Пикассо речь впереди.  С нетрадиционными приёмами изображения на картинах Пикассо мы будем встречаться постоянно, они делают его живопись необычной, выразительной, эмоциональной, яркой.

д)  «Живопись не проза, она поэзия – она пишется стихами с пластическими рифмами… Пластические рифмы – это формы, созвучные друг другу и соггласованные с другими формами или с пространством, их окружающим».

Беседа.

П.Пикассо. «Портрет Воллара». 1910 г. (Слайд).
О.Ренуар. «Портрет Амбруаза Воллара» 1908 г. (Репродукция).

-   Сравним эти два портрета. Есть ли сходство?
-   Да.
-   Но в чём различие?
-   В манере изображения. У Ренуара реалистический портрет, у Пикассо –      необычный.
-   Чем он необычен? Дадим слово искусствоведу.

Искусствовед .

Комментарий к «Портрету Воллара» П. Пикассо.
Картина Пабло Пикассо «Портрет Воллара», коллекционера, учёного, философа, критика, друга художника, спасшего не одну судьбу творцов искусства, совершенно необычна по манере изображения и далека от реалистического искусства. Создана она в кубистический период творчества  Пикассо.
Лицо и фигура старого коллекционера составлены из геометрических плоскостей – всё это похоже на какую-то забаву. Но чем больше мы всматриваемся в портрет, тем больше он захватывает нас своей какой-то внутренней жизнью изображённого человека. Из соединений многочисленных плоскостей возникает не просто Воллар, а Воллар Пикассо,  задумчивый, чем-то озабоченный, и можно передать его изображение футуристическими стихами Велемира Хлебникова:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пииэзо пелись брови,    
Лииэзи пелся облик…                                                    
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило лицо.

Так и в «Портрете Воллара», и на других необычных картинах Пикассо «люди, да и не только люди, но и вещи… именно  «поются», «переданные стихами с пластическими рифмами».

Учитель. Если подвести итог, то это - взгляд творца на живопись как искусство поэтических форм. Сам Пикассо подчёркивал традиционность такого искусства: «Кубизм ничем не отличается от прочих школ живописи. Он всегда держался границ и пределов живописи; рисунок, композицию, цвет кубизм понимает в том же смысле и применяет таким же образом. Но не так…».

Я хочу обратить ваше внимание на слова художника:  «Но не так». Возникает вопрос: «А как кубизм передавал изображаемое?» Нам ещё предстоит познакомиться с этим новым направлением в мировом искусстве, но обратился Пикассо к нему  с  единственной целью -  найти верную дорогу к сердцам зрителей.

II. Завязка и формулировка проблемы.

На данном этапе готовим учеников к пониманию (по Пикассо), что есть

а) сверхреальность как способ понимания действительности;
б) зримая метафора в живописи;
в) формальняа система “прочтения” полотен художника.
Цитируем ещё одно высказывание П.Пикассо, которое поможет сформулировать проблему урока:

«Реальность есть нечто большее, чем вещь в себе. Я всегда вижу в ней сверхреальность.  Реальность  в том, как видишь вещи… Художник, просто срисовывающий дерево, делает себя слепым к настоящему дереву. Я вижу вещи на другой манер».

Учитель. Исследователь творчества П.Пикассо  Я.Тугенхольд формулирует суть новой, формальной системы «прочтения» необычных полотен художника так:  «Изображать предметы не такими, какими они кажутся глазу, но такими, каковы они суть в нашем представлении». По определению самого Пикассо, «формальный метод – это зримая метафора, специфический приём взаимопроникновения форм, намекающих друг на друга, рождающих всё новые и новые ассоциации».

Попытаемся постичь мир Пикассо, проникнуть в его видение вещей  - определим  про-блему нашего занятия: Какую сверхреальность видел Пикассо в реальности и как рассказал о ней средствами своего искусства?

III.  Разработка проблемы

(строится  на восприятии и искусствоведческом формальном анализе произведений художника   и выявлении того, что сам Пикассо назвал сверхреальностью).

1. Первый период творчества П. Пикассо – голубой мир печали, мир несбыточных надежд его героев.

а)  Биограф.

Пабло Пикассо родился в 1881 году в испанском городе Малаге на юге страны. Его отец Хуан Руис был художником и преподавателем рисования; больше всего он любил рисовать букеты сирени и голубей. Он дал сыну первые уроки живописи.
Отрочество Пабло провёл в Барселоне, учился там в художественной школе, потом в Мадриде  в высшем художественном училище. Он несколько раз ездил в Париж, который был центром художественной жизни Европы. Его первые работы, вызвавшие в своё время бурю, написаны в начале ХХ века. Сначала он их подписывал Руис-Пикассо, а потом выбрал фамилию матери, которую звали Марией Пикассо. Работы Пабло Пикассо первого периода творчества, между 1901 и 1904 годами, уже принадлежат к шедеврам искусства ХХ века.

б) Учитель. Мы сейчас рассмотрим картины П. Пикассо первого периода творчества под таким углом зрения:   

1). Что изображено на картине? Есть ли сюжет?
2). Кто герои? Новые ли это герои в искусстве?
3)  Какое настроение господствует?
4)  Как вы думаете, почему  эти картины вызвали бурю в  критике и среди зрителей?

Зрительный ряд:

«Любительница абсента».  1901 г.
«Слепой с мальчиком».  1903 г.
«Беззащитные».  1903 г.
«Гладильщица».  1904 г.

(Сюжета нет. Герои художника –одинокие, лишённые радости люди: бесприютные нищие, бедняги-труженики, слепцы, печальные дети. Нет, это не новые герои. Грусть и сострадание к ним вызывают эти полотна Пикассо.  Критику вызвала, несомненно, «непохожесть» картин художника на классически совершенные произведения реалистической живописи).

в) Эвристическая беседа (анализ картин).

«Любительница абсента» (слайд):

1). Как написан портрет?

-   Края картины как бы срезают всё лишнее, оставив женщину наедине с бутылкой и рюмкой, но и от них она кажется отрешённой.

2).  Каково состояние героини?

-   Она обхватила себя руками, при этом одна рука больше другой и как бы отгораживает, защищает женщину от окружающего мира. Она замкнулась в себе и погрузилась во внутренний мир раздумий.

3). Какую же сверхреальность видит Пикассо в данной реальности: в позе женщины, в этой её отрешённости?

-   Она очень одинока, её мир – в себе, в воспоминаниях, в раздумьях, её жизнь – в бедности.

4). Но что это – «измызганная нищета»?

-  Нет, это гордое одиночество человека, не желающего пропускать никого в свой сокровенный мир.

«Слепой с мальчиком»  (слайд):

1). Что можно сказать об этих героях Пикассо? Какой приём он использовал для создания образов?

-   художник использует приём контраста:
-   огромные, живые,  печальные глаза у мальчика и мёртвые глазницы у старика;
-   комочек детского тела и изломанные линии фигуры старика;
-   начинающаяся жизнь и потухающая;
-   каждый погружён в свой мир.

2).  Но что  объединяет героев?

- их позы: они тесно прижались друг к другу, поддерживая и как бы ища защиты;
- их трагическое одиночество вдвоём, что помогает им жить в страшном мир. Они вызывают не только сострадание, но и уважение тем, как стойко переносят свои невзгоды.   
- и, наконец, серо-голубой, печальный мир картины, в который они  погружены.

3). (Учитель). Цвет символичен: он как знак прекрасных, но несбыточных надежд героев. Именно за эти краски первый период принято называть «голубым». Рисунок Пикассо, его линия невероятно говорящие. Его герои, погружённые в оцепенение тяжёлой задумчивости, делают пронзительной тему печали, горя и одиночества.

2. Гуманистическая сверхреальность картин «розового» периода творчества Пикассо

а)   Предоставим слово биографу.

Биограф читает отрывок из статьи И. Эренбурга о Пикассо: «…в 1904 году он решил поселиться  в Париже… С тех пор он живёт во Франции…порой спорят: следует ли считать Пикассо испанским художником или французским (произносят его фамилию по-французски – с ударением на последнем слоге; другие говорят Пикассо, как в Испании). Конечно, Пикассо был и остаётся  испанцем, он страстно любит свою родину, он похож на испанца, и характер у него испанский, и вкусы, и многие привычки. Этого никто не отрицает. Споры начинаются при попытке определить его место в искусстве… Но я думаю не о том, откуда он пришёл, а о том, что… всё его творчество неотрывно связано с путями французского искусства ХХ века. Вне художественной жизни Парижа он не стал бы Пикассо».

б). Рассмотрим полотна художника второго периода творчества.

Зрительный ряд:

«Семья бродячих комедиантов». 1905 г
«Девочка на шаре», 1905 г.
«Семейство акробатов с обезьянкой», 1905 г.

-   Что главное вы бы отметили в отношениях людей на этих полотнах? (Стремление быть вместе, поддержать друг друга, дружба, любовь. Герои  полотен – атлет и девочка, семья акробатов, в которой царит любовь; вместе мужчины, женщины, дети, человек и животное).

в). Эвристическая беседа на основе анализа картины «Девочка на шаре».

1).  Есть ли в картине сюжет?

-     Да, он прочитывается без труда:  акробаты тренируются перед выступлением.

2).  Но это ли важно в картине? Или есть какая-то сверхреальность? Пойдём в анализе от изобразительных средств. Какой приём использовал Пикассо?

-     Приём контраста:

а) шар, на котором балансирует тонкая и хрупкая девочка, – куб, на котором сидит мощный атлет;
б) изящная фигурка девочки с руками, поднятыми вверх, - и квадратный неподвижный торс атлета.

3).  Можно ли что-то изъять из этой композиции?

-     Нет, если убрать хотя бы одну деталь, композиция распадётся: в фигурах нет скованности, но статичность  атлета и куба, выдвинутая нога атлета – опора для девочки, грациозно балансирующей на шаре.

4).  Какие ещё изобразительные моменты вы бы отметили?

-    Пространство картины раздвинуто и включает в себя  пейзаж, в который вписаны изящная фигура матери с детьми, подле них – собака, далее – пасущаяся белая лошадь – картина покоя, тишины и единения. Пейзаж уходит к горизонту, к гряде гор и солнечно-голубому небу. Пространство наполнено светом и воздухом. Розово-песочные, голубые тона  создают светлое, нежное настроение.

г) После беседы искусствовед дополняет материал анализа.

Период между 1904 и 1906 годами в творчестве Пабло Пикассо получил название «розового периода». В его мастерской на Монмартре зимой замерзала вода, не было электричества, но на двери появилась надпись «Место встречи поэтов». В дружеской атмосфере этих встреч трагизм ранних его картин сменяется лёгкой грустью, а голубой колорит – тончайшими переходами розовых, серых, песочно-жёлтых тонов, которые создают ощущение рассеянного солнечного света.  Излюбленные герои Пикассо этого периода – бродячие артисты, акробаты, дети. Художник увлечён романтическим миром людей, живущих своей жизнью как бы вне буржуазного мира.

д). Формулируем вывод по второму периоду творчества П. Пикассо.

-    Какие мысли  рождают полотна Пикассо «розового» периода творчества?

-  (Вывод). Художник остро ощущал противоречия жизни и понимал, насколько беззащитны его скромные  герои  в окружающем их мире. Отсюда печаль на их лицах,  но это «светлая печаль», потому что согревают их взаимная любовь, поддержка, дружба. На этих картинах Пикассо остановил «прекрасное мгновение» нерасторжимой связи людей. И в этом гуманистическая сверхреальность его  полотен  «розового периода».

3.Кубистический период творчества.

«Пикассо пришёл в этот мир, чтобы хорошенько его встряхнуть, вывернуть наизнанку и снабдить его другими глазами». (Испанский поэт Р. Альберти).

а). Учитель. Но вот уже в 1906 году рядом с «Девочкой на шаре» и «Семейством акробата»   появляются  непонятные холсты, как будто из солнечного мира мы попадаем в мрачное, бесчеловечное царство деформированных, изуродованных фигур.

Зрительный ряд:

«Авиньонские девицы», 1907 г.
«Женщина на берегу моря», 1930 г.

причём к подобным образам П.Пикассо будет обращаться на протяжении всего своего дальнейшего творчества. Начинается  кубистический период  в творчестве Пикассо, кото-рый считал себя создателем кубизма   и чуть ли не единственным настоящим кубистом.

б). Искусствовед  читает отрывок из статьи  И. Эренбурга о Пикассо: «Новые формы всегда встречали сопротивление… Пикассо часто нарушает традиционное представление о красивом и уродливом. Порой он кажется волшебником, способным дать гармонию, спокойствие, радость («Материнство», слайд), порой страшит разложением природы, плоти, жизни («Женщина на берегу моря», слайд). Но никогда он меня не оставляет  равнодушным… Я видел двенадцать портретов одной и той же девушки, которая позиро-вала Пикассо весной 1954 года. Сначала она показана красивой, постепенно она станови-тся чудовищем. Но люди, которые этим возмущаются, не хотят понять ни душевного склада художника, ни черт общества, в котором он живёт.  Трагизм, уродство, жестокость некоторых его произведений продиктованы не эстетическими принципами и уж, конечно, не стремлением к новаторству, а совестью, любовью к людям, глубокой обидой за челове-ка. ХХ век нашёл в нём своего динамитчика, своего философа, своего поэта».

в). Эвристическая беседа.

«Авиньонские девицы», 1907 г. – одна из первых картин этого периода.

1).  Давайте рассмотрим её. Что связывает картину с предыдущими периодами творчества?

-     Голубые и розовато-песочные тона.

2)   Но нагромождение тел,  их скученность, приёмы их изображения?

-   Изящные фигуры, но их объёмная форма расчленена на геометрические элементы, которые  сочетаются с такими экспрессивными формами, как деформация и гротеск: обезображенные лица одних напоминают страшные ритуальные маски, огромные печальные глаза других, говорящие позы: заломленные руки, руки, прижатые к туловищу, руки в позе подбоченясь. Уродство и красота вместе. Исковерканный мир людей, распластанный на полотне.

Учитель. Героини картины – это обитательницы Авиньонской улицы в Барселоне, которая пользовалась дурной репутацией. Пикассо отразил на холсте ту жизнь, которую искусство старалось не замечать, которая не ласкала эстетический вкус, и потому  картина вызвала недоумение, бурю возмущения, споры, осуждение. А П.Пикассо, убеждённый в том, что «живопись не должна быть только украшением жилищ, живопись – оружие мира», выступил с огромной силой выразительности в защиту поруганной красоты..

г).  Учитель даёт определение кубизма и подводит итог работы по  кубистическому периоду творчества художника. ( Учащиеся заносят определение кубизма в тетради).

Кубизм – это течение в экспрессионизме, искусство огромного эмоционального напряжения, выдвинувшее на первый план человека.
Кубизм выразил интерес к анализу формы. Этот интерес, перенесённый в живопись, привёл к тому, что художник естественную форму дробил на геометрические фрагменты и раскладывал их на плоскости холста, стремясь одновременно изобразить несколько сторон предмета, как бы видимых с разных точек. Лица на картине утрачивают сходство и становятся лишь признаками, символами человеческого лица. Фигуры характеризуются   грубыми деформациями, сделанными с огромной силой экспрессии.

Пикассо действительно разработал все эти приёмы рассечения, разъятия реального образа. Но он так и не смог стать формалистом, равнодушным к смыслу и содержанию картин. Искажённые фигуры продолжают жить в его произведениях жизнью, полной нечеловеческой энергии. Мы чувствуем в них и страх перед реальностью и дух протеста, их глубину и их метафоричность. «Пикассо пришёл в этот мир, чтобы хорошенько его встряхнуть, вывернуть наизнанку и снабдить его другими глазами», - писал испанский поэт Рафаэль Альберти.  

IV. Кульминация. Мощь изобразительных метафор П. Пикассо.

«Герника» – одна из вершин творчества П.Пикассо.

Работу на этом этапе начинает

а). Искусствовед. С 1920-ых годов в творчестве Пикассо живут два направления:

-  изображения влюблённых, матери с ребёнком, портреты женщин, детей принадлежат к самым чистым, ясным, овеянным гуманизмом произведениям искусства ХХ века:

 «Женщина в белом» (слайд), «Юность» (слайд);

-  но  всё чаще и чаще появляются отталкивающие, страшные, причудливо деформированные образы. Это изобразительные метафоры, в которых художник воплотил бесчеловечность, насилие, жестокость, несущие боль, страдание и смерть:

«Кошка с птицей» (репродукция), 1939 г.:

чудовищный кот треплет в зубах беззащитную птицу. Эта аллегория всем была понятна:   Пикассо клеймил фашизм.

б) продолжает чтец (рассказ):

Когда фашисты оккупировали Париж, Пикассо не покинул город и оставался в нём до конца оккупации.
Ночь. Полутёмная студия художника. Окна зашторены.  Раздался резкий стук в дверь. Вмиг в мастерской появилась группа гитлеровцев. Обыск. Яркий свет фонарика выхватил из мрака мольберт с начатым холстом, скульптуру, стол со стопой рисунков. Вдруг луч остановился  на репродукции на стене. Большой лист. Резко очерченные образы композиции, казалось, исступлённо взывали к зрителю. Зловещие стон и грохот, царившие в картине, становились всё слышнее в тишине студии, страшнее. Немецкий офицер, пожилой человек с исчерченным шрамами лицом, поражён и взбешен.

-  Это сделали  вы? - спрашивает он  у стоящего рядом художника. Пабло бледен, Его огромные чёрные глаза сверкают в мерцающем свете фонаря. Минуту он молчит, не сводя взора с фашиста, потом отвечает:
-  Нет, это сделали вы! - перед ними была репродукция «Герники».

в) Учитель.  

В 1937 году для Всемирной выставки в Париже П.Пикассо написал свою «Гернику» (репродукция) – громадный (3,5м  в  высоту и 8м в длину) серебристо-коричневый холст, заполненный странными образами. О чём должны были рассказать эти образы?
26 апреля 1937 года фашистские бомбардировщики уничтожили Гернику, священный город басков, коренного народа Испании, хранивший уникальные памятники древней культуры. Из 5 тысяч жителей города погибли 2 тысячи. Пикассо потрясён этим жутким событием. Он хочет рассказать о нём  всему миру. Но как?  Можно ли реалистическими средствами фигуративной живописи изобразить такой поистине апокалипсический миг истории?  Как передать суть фашизма с его культом зла, ненависти, разрушения – эту страшную сверхреальность?
Художник выбирает  экспрессионизм: стальной холодный блеск серебристой краски, мерцающей на тёмно-коричневом фоне, разрозненные, разорванные формы. Нет самолётов, сбрасывающих бомбы на город, нет руин. В зловещих вспышках света – подобия людей и животных: бегущая, спасающаяся женщина; рука с протянутой вперёд лампой и прекрасный лик; птица, распластанная на полотне, с раскрытым в крике клювом и глазами, которые падают, как слёзы...   изломы тел и предметов, искажённые  болью лица, отчаянный крик  матери, потерявшей ребёнка, от жуткой боли оскаленная морда лошади.  А спокойный бык?  Что это среди общего разрушения?  Уж  не образ ли того самого мещанства, которому всё равно: творится зло или добро, лишь бы самому быть живу? И над всем этим горящая лампочка, которая не освещает пространства, где творится разрушение. А может быть,  это символ света, который придёт на смену жуткой тьме смерти?
Таков художественный образ разрушенной Герники Пабло Пикассо. Сердце готово разорваться от боли, исходящей от полотна. В картине с невероятной силой передан отвратительный, нечеловеческий образ зла. В 1937 году своей «Герникой» Пикассо пророчески предупреждал мир о грядущих Бухенвальде, Освенциме, Лидице, Бабьем Яре.

V. Финал (развязка). «ХХ век нашёл в нём своего динамитчика, своего философа, своего поэта». (И. Эренбург).

а). Начинает работу на этом этапе биограф.

Советский поэт Е.А. Евтушенко в статье «Картины, свёрнутые в трубки» рассказывает о встрече с Пабло Пикассо в  доме худож-ника на юге Франции.

Фотография П. Пикассо.

Е.А.ЕВТУШЕНКО.  «Весной 1963 года я был у него в гостях… Маленький быстрый человечек со сморщенным лицом старой мудрой ящерицы, столько раз оставлявшей хвост в руках тех, кто пытался её схватить, приручить, показывал мне свои работы. Сам он смотрел не на них, а на меня. Лукавые, искрящиеся любопытством глаза, казалось, раскладыали меня на составные элементы, а потом вновь складывали уже в каких то иных, подвластных только воображению этого человека сочетаниях… Руки, поросшие седыми, какими-то весёленькими волосами, с молниеносностью фокусника показывали мне то
мифологические композиции маслом, то иллюстрации тушью к Достоевскому, то условные карандашные наброски…
От него пахло яблоками и свежей краской. Два молодых человека с напряжёнными оливковыми лицами тем временем скатали в трубки три холста, указанных жестом хозяина, и не попрощавшись, растворились в огромном, наполненном тюрьмами и заговорами мире».

Почти двадцать лет спустя после этой встречи поэта с великим творцом ХХ века явились стихи Е. Евтушенко об огромной динамической силе картин художника.

б). Чтец читает стихи Е. Евтушенко, посвящённые «Гернике».

Картины Пабло, свёрнутые в трубки,                             Был запрещён Пикассо…Но выласкивали  
Вас принимали молодые руки,                                         По-ханжески Эль Греко и Веласкеса…
Пропахшие в подполье деловитом                                 И от такого лицемерья века
Гектографами или динамитом.                                        Хотел свернуться в трубку и  Эль Греко…

Картины Пабло, свёрнутые в трубки,                             И, может быть, подпольщик в Барселоне,
Какие совершали вы поступки!                                        Взяв эту трубку в юные ладони,
В каком-нибудь замызганном подвале                          Как будто в потайной трубе подзорной,
Подпольщики вас грустно продавали,                            В ней видел мир прекрасный – не позорный,
Но этим никогда не предавали.                                       Лишь совести и небу поднадзорный…
.
Миллионер, чуть левый, из Нью-Джерси                       Увидел глаз волшебной той трубы
Рукой боксёра в рыжеватой шерсти                              То, что не видно трусам и невеждам:
Отсчитывал им деньги, на которые                                Изгнание искусства из страны
Печатала воззвания история.                                          Кончается всегда победным въездом…

в) Учитель (после чтения стихотворения Е. Евтушенко). Поразительна судьба «Герники». После Всемирной выставки в 1937 году картина много лет странствовала по миру. В 1967 году по предложению П.Пикассо её взял на хранение  Нью-Йоркский музей современного искусства. Но в 1968 году диктатор Франко заявил, что  место «Герники» на родине, на что Пикассо ответил, что картина вернётся в Испанию тогда,  когда падёт диктаторский режим. И только в 1981 году после смерти каудильо «Герника» прибыла в Мадрид и сейчас выставлена в Национальном центре искусств королевы Софии.

Чтец.

И запоздало кланяяся гению,
Испания в слезах встречает «Гернику»
И край холста, ещё в пыли изгнания,
Целует, словно край пробитый знамени.

г). Биограф. Пабло Пикассо умер 8 апреля 1973 года. Творческое долголетие испанского художника удивительно. В восемьдесят и даже в девяносто лет он продолжал работать с необыкновенным напряжением. «У меня остаётся всё меньше и меньше времени, и всё больше и больше нужно сказать», - говорил Пикассо. В списке произведений, обнаруженном в его мастерских после смерти, значились 1876 картин, 1355 скульптур, 2880 керамических изделий, 18 000 гравюр, 7089 отдельных рисунков и 149 альбомов, включающих ещё 4659 рисунков. Значительную часть этого колоссального наследия составляли работы 1960-х – начала 1970-х годов.

И.Г.ЭРЕНБУРГ.

«История, кажется, не знала художника, творчество которого вызывало бы столько споров. О Пикассо никто не говорит спокойно: одни его поносят, другие восхищаются им. Ему посвящены сотни книг на различных языках… длинные трактаты и восторженные поэмы… В различных городах мира выставки его работ становятся событием, о котором говорят не только среди художников, но на улицах, в кафе, в метро. Испания, желая показать любовь испанского народа к Пикассо, назначила его директором знаменитого Музея Прадо. Народная Польша наградила его высоким орденом.
Гитлер приказал удалить его картины из музеев. Трумэн назвал его искусство «развращающим». Черчилль пренебрежительно отозвался о его живописи.
Но в музеях почти всех столиц мира имеются залы, где выставлены работы этого художника. Говорят, что его искусство понимают немногие. Имя его известно сотням».

Итог занятия подводит учитель.

«Голубки Пикассо… Для того чтобы их создать, нужно было многое, не только знакомство с голубями. Пикассо вложил в них своё отношение к большим проблемам нашей эпохи… Не случайно он стал на сторону испанских республиканцев и не случайно в 1944 году вступил во Французскую коммунистическую партию. Он знал, что бросает вызов обществу, в котором живёт…, но его политическая позиция диктовалась годами опыта и раздумий…
Пикассо показал одну из больших своих добродетелей – верность,  верность себе, людям, веку… ХХ век нашёл в нём своего динамитчика, своего философа, своего поэта». (И.Г. Эренбург).

Рефлексия.

Выставление оценок.

VI. Последействие.

Смысл работы учащихся на этапе «ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ» в том, чтобы они формировали
личностную шкалу этических и эстетических ценностей.

Учитель.

Извечная тема о месте творца и его искусства в жизни общества может быть раскрыта  в исследовании по  теме «Анри Матисс и Пабло Пикассо: разные позиции творцов в искусстве».
А. Матисс» «Я стремлюсь к искусству, исполненному равновесия и чистоты;  оно не должно беспокоить и смущать. Я хочу, чтобы усталый, измотанный, изнурённый человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой».
П. Пикассо: «Нет, живопись не должна быть только украшением жилищ. Живопись – оружие мира».

Домашнее задание: Написать небольшое эссе на тему «Анри Матисс и Пабло Пикассо: разные позиции творцов в искусстве»;  в работе предлагается сопоставить две позиции, выразив своё  отношение к столь разным взглядам великих художников на роль и назначение живописи.

Литература к урокам на тему  «трудное дитя»  XX века Пабло Пикассо».

  1.  Алпатов М.В.  Пикассо. В кн. «Этюды ко всеобщей истории искусств».  М.,  «Советский художник»», 1979, стр. 142-150.
  2. Алпатов М.В. В мастерской художника. ЮХ, № 10, 1981, стр. 35-39.
  3.  Евтушенко Е.А. Картины, свёрнутые в трубки. Воспоминания. М., 1988.
  4.  Кантор А. «Трудное дитя» века. К 100-летию со дня рождения П.Пикассо.ЮХ, № 10, 1981, стр. 30-34.
  5. Недошивин Г.А. Лиризм Пикассо. В кн. «Из истории зарубежного и отечественного искусства». М., «Советский художник», 1990, стр. 130-135.
  6. Пикассо П. об искусстве и о себе. ЮХ, № 10, 1981, стр. 40-41.
  7. Эренбург  И.Г. Пабло Пикассо. В кн. «Искусство» М., «Просвещение» ч. 2, 1988, стр. 255-262.
  8. Газета «Искусство». Изд.  Дом «Первое сентября».№ 10,  2006 г. Тема номера «Пабло Пикассо».
  9. Газета «Искусство». Изд. Дом «Первое сентября»». № 3, 2005 г. Статья «Веласкес глазами Пикассо».
  10. «Художественная галерея». М. 2004 г., № 16 «Пикассо».