Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.
Коррекционно-формирующий аспект является одним из основных в педагогической работе нашего детского сада.
В нашем детском учреждении создана и эффективно работает система коррекционно-профилактической работы с детьми 5-7 лет. Одновременно на протяжении нескольких лет в группах пятого года жизни впервые обследуемых логопедами отмечался стабильно высокий процент детей с нарушениями речи. В 2004 году он составлял 27% детей, в 2005-м – 34%, в 2006-м - 20%.
В связи с этим возникла необходимость начинать коррекционно-профилактическую работу как можно раньше. Была создана рабочая группа, в состав которой вошли учителя-логопеды и воспитатели, работающие с детьми с полутора до трех лет.
Для создания и внедрения системы коррекционно-профилактической работы с детьми раннего возраста рабочей группой была разработана модель, которая позволила (см. приложение 1)
- максимально рано выявлять детей с предположительно-темповыми задержками речевого развития;
- сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия;
- целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей;
- помочь воспитателям осознанно выстроить, эффективную работу по развитию речи своих воспитанников.
Модель предполагает коррекционно-профилактическую работу в трех направлениях: с детьми, их семьями и воспитателями. В каждом из этих направлений работа организовывается поэтапно. Первый этап – диагностический, второй коррекционно-профилактический, третий информационно – прогностический. Все этапы взаимосвязаны.
На первом этапе реализации модели рабочей группе необходимо было подобрать инструментарий, методику, по которой мы могли бы объективно оценить речевые возможности детей раннего возраста. Проанализировав различные методики обследования, мы остановились на диагностике, разработанной в 30-е годы в клинике профессора Н.М. Щелованова и затем усовершенствованной в 50-х годах учеными Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт. Эта диагностика имеет методологическую основу, позволяющую выявить нервно-психическое развитие ребенка и оценить его исходя из основных линий развития, которые представлены определенными показателями. Результаты систематизируются и оцениваются в карте нервно-психического развития. В детском саду эта система контроля за развитием ребенка существует давно и хорошо отработана.
Диагностический этап с детьми второго и третьего года жизни начинают воспитатели, что обусловлено низким уровнем контактности маленьких детей с малознакомыми людьми и функциональными особенностями раннего детства. После диагностики воспитатели заполняют карты нервно – психического развития ребенка, где оценивается общее и речевое развитие в эпикризные периоды. Именно на этапе оценивания результатов включаются учителя – логопеды для того, чтобы определить или уточнить уровень речевого развития ребенка, увидеть отклонения, а главное вовремя скорректировать воспитательные воздействия. При необходимости учителя – логопеды проводят более детальное обследование детей, имеющих предположительно темповые задержки речевого развития. Это позволяет выявить наиболее полную картину о развитии ребенка, в том числе и речевом, дифференцировать функциональные и органические причины речевых нарушений, оценить компенсаторные возможности ребенка.
На основании диагностических и оценочных данных делим детей на четыре подгруппы. В первую группу входят дети с нормальным развитием, т.е. когда показатели речевого развития соответствуют календарному возрасту, а так же с опережением в развитии, вторую группу составляют дети с первоначальной задержкой на один эпикризный срок, третья группа это дети с более глубокой задержкой развития речи – на два эпикризных срока. Четвертая группа - дети с задержкой на три и более эпикризных срока. Самые многочисленные из них вторая и третья группы, в которые входят дети с задержкой речевого развития на один и два эпикризных срока.
В конце диагностического этапа разрабатывается коррекционно-профилактический маршрут для каждой группы детей, назначения-рекомендации для воспитателей по работе над дыханием, общей и мелкой моторикой, развитием и активизацией речи, грамматическим строем речи. Отбирается консультативный материал, определяются содержательный аспект и формы организации взаимодействия с воспитателями и родителями.
На диагностическом этапе большое внимание уделяется знакомству с условиями семейного воспитания: изучается речевая среда семьи, отношение родителей к речевому развитию детей и уровень их компетентности в данном вопросе. Для этого широко используются анкетирование, беседы, опросы и так называемые “сочинения о моем ребенке”.
Для того чтобы помочь воспитателям оценить свои профессиональные умения и осознать трудности, возникающие при работе с детьми по развитию речи, проводятся опросы и анкетирование. Это позволяет адресно организовать работу с воспитателями и тем самым создать мотивацию к совершенствованию своих профессиональных способностей, самообразованию.
На втором коррекционно-профилактическом этапе реализации модели работа с детьми строится согласно разработанному маршруту. Для его реализации внедрены логопедические пятиминутки, которые включают в себя игры и упражнения на формирование дыхания, развитие слухового, зрительного внимания и восприятия, координации движений, ловкости, общей моторики, чувства ритма, подражательности, пополнение словаря, а так же игры для развития ручной и артикуляционной моторики. При этом учтены возраст воспитанников, их речевые и познавательные возможности.
В помощь воспитателям и родителям составлено практическое пособие “Речевая игротека”, куда включены специальные дидактические и развивающие игры, занимательные упражнения, беседы, совместные практические действия, наблюдения, методически продуманные поручения и посильные трудовые задания детям.
На втором этапе реализации модели по прежнему большое внимание уделяется взаимодействию с семьями. Основными задачами являются формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам в речевом воспитании ребенка, активизации и обогащении их воспитательных умений. Для решения этих задач открывается школа для родителей “Наш малыш: учимся говорить вместе”. Работа школы строится в двух направлениях. Условно их можно разделить на информационно-познавательное и практико-ориентированное. Используются разнообразные формы взаимодействия как традиционные, так и нетрадиционные.
Как показал наш опыт, наиболее востребованными, а значит, и эффективными являются интерактивные приемы и практико-ориентированные формы работы с семьей. Они позволяют объединить усилия семьи и детского сада, установить партнерские отношения с семьями воспитанников, выработать единый подход к речевому воспитанию ребенка.
В ходе коррекционно-профилактического этапа учителя-логопеды оказывают консультативную помощь воспитателям для обогащения педагогических умений в области речевого развития, которая основана на результатах диагностического этапа, т.е. с учетом выявленных проблем речевого развития воспитанников, запросов их семей, профессиональных проблем воспитателей.
Последний этап реализации модели – информационно-прогностический направлен на подведение итогов и обозначение перспектив.
Об эффективности модели коррекционно-профилактической работы с детьми раннего возраста говорят данные диагностики детей пятого года жизни за 2006-2007 и 2007-2008 учебные годы. В 2006-2007 учебном году, по сравнению с предыдущим учебным годом уменьшилось количество детей с речевыми нарушениями на 6 %, в 2007-2008 учебном году по сравнению с 2006-2007 учебным годом количество детей с нарушениями речи уменьшилось на 9%.
Модель коррекционно-профилактической работы с детьми раннего возраста, разработанная в ДОУ, является эффективной, потому что обеспечивает раннее опознавание отклонений в речи детей, позволяет комплексно и в системе оказывать коррекционное воздействие в период интенсивного развития корковых структур головного мозга ребенка.
Л.С. Выготский отмечал, что “если ребенок до 3 лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому”.