Эпиграф: “Хорошая живопись –
это песня, это мелодия”
Микеланджело Буонарроти,
итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.
Цель.
- Приобщение учащихся к прекрасным произведениям искусства.
- Углубление знаний учащихся через великие произведения русского и зарубежного изобразительного и музыкального искусства.
- Формирование у учащихся представления о музыкальности
- изобразительного искусства.
Пробуждение эмоционального отклика и чувства сопричастности искусству русскому и зарубежному.
Ход урока
Стихотворение:
Лишь дыханье весны над землей пролетит.
Нежным пухом оденется лес, –
Чья-то звонкая песня незримо звучит
Из лазури прозрачных небес.
Побежали ручьи, запестрели цветы,
И навстречу румяной весне
Льется чистая песня певца красоты
И гремит, и звенит в вышине.
(Альберт Михайлов, художественный руководитель литературного театра г. Калининграда)
Учитель: А красоту в этот мир несет Искусство. О двух видах искусства мы с вами часто говорим на уроках. Без одного из них не проходит ни один наш урок – это? (Музыка).
Другое – мы видим и ощущаем везде – на природе, дома, в галерее – это? (Картины, ИЗО).
Актуализация материала прошлых уроков.
Цель и задачи урока.
Учитель: Если на последних уроках мы шли от слушания музыки к просмотру и обсуждению картин, то сегодня пойдем от картины к музыке.
Определение темы и эпиграфа урока.
Учитель: Мы попытаемся найти ответы на вопросы:
- Можно ли услышать музыку в картине?
- Зазвучит ли картина, если в нее внимательно вслушаться и всмотреться?
Тема нашего урока: Звучат ли картины?
Слайд № 1 – Тема (См. презентацию.)
Слайд № 2 – Эпиграф
Эпиграф: “Хорошая живопись – это музыка, это мелодия”
Микеланджело Буонарроти,
итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт.
Учитель: Обратимся к репродукции картины французского живописца Эдуарда Мане.
Слайд № 3 – Эдуад Мане “Флейтист”
Учитель: Это звучащая картина или безмолвная: (звучащая).
Кто изображен на картине? (Мальчик, играющий на флейте)
Словарная работа:
Музыканта, играющего на флейте, называют? (Флейтист)
Картина Мане так и называется – “Флейтист”.
Найдите флейту на схемах симфонического оркестра, лежащих у вас на столах.
Слайд № 4 – Схема симфонического оркестра
Словарная работа:
Учитель: К какой группе инструментов относится флейта? (деревянных духовых).
Да, флейта – деревянный духовой инструмент, несмотря на то, что существуют и современные разновидности флейты, сделанные из какого материала? (металла).
Слайд № 5 – Флейта деревянная и металлическая
Учитель: Но вернемся к “Флейтисту” Эдуара Мане.
Слайд № 6– Эдуард Мане “Флейтист”
Учитель: Обратите внимание на выражение лица флейтиста. Оно какое? Счастливое, веселое?
Ученики: Нет, оно спокойное, слегка задумчивое.
Учитель: Созерцательное. А какое произведение по характеру, темпу, настроению может исполнять музыкант с таким выражением лица?
Ученики: Задушевное, с легкой грустью, спокойное, нежное.
Учитель: Всмотритесь еще раз в картину и вслушайтесь в музыку. Сольются ли они? Зазвучат как единое целое?
Слушание:
Клод Дебюсси “Послеполуденный отдых Фавна”
(фрагмент).Учитель: Созвучна музыка картине?
Ученики: Музыка такая же чуть задумчивая, нежная, спокойная, медленная.
Связь с последующими уроками.
Учитель: Прозвучал музыкальный фрагмент произведения французского композитора Клода Дебюсси. Это новый для нас композитор, но через некоторое время мы к нему обратимся.
Слайд № 7 – Портрет К. Дебюсси
Умение подумать, вспомнить нам сейчас пригодится, т.к. мы поиграем. У вас на столах карточки с цифрами. Я задаю вопросы – вы выбираете правильные варианты ответов. Готовы?
Викторина
(см. Приложение 1)
Слайды № 8 – 12 – Вопросы викторины
Учитель: Ребята, кто-нибудь из вас догадался, о какой картине пойдет речь?
Слайд № 13 – “Балакиревский кружок “Могучая кучка” А. Михайлова
Беседа
Учитель: Как называется картина? (“Могучая кучка”)
Эта картина звучащая или безмолвная? (звучащая)
Почему?
Кто находится в центре картины? (композиторы)
Что их объединяет? (Балакиревский кружок)
Что делают композиторы и их гости? (слушают выступление певицы и пианистки)
Как мы называем такой ансамбль? (дуэт).
Это – сёстры Пургольд. Почему их высвечивает художник? Ведь картина как называется? (“Балакиревский кружок “Могучая кучка”)
Казалось бы, центр должен быть самым ярким пятном, а здесь - нет.
Ученики: Женщины поют и играют, остальные – слушают.
Учитель: Да, верно, но может еще и потому, что главная героиня картины все-таки…(Музыка!)
Обратите внимание на лица всех слушающих. Они какие?
И музыка какая?
Слушание: “Исходила младешенька…” - исполняет Е. Образцова
Ученики: Лица слушателей внимательные, сосредоточенные, серьезные.
И музыка – серьезная, спокойная.
Слайд № 14 – репродукции картин “Флейтист” и “Могучая кучка”
Учитель: Что объединяет эти две картины ? “Флейтист” и “Балакиревский кружок “Могучая кучка”?
Ученики: Обе картины звучащие. На них изображены музыканты и композиторы.
Учитель: Звучащими могут быть только картины, изображающие музыкантов, музыкальные инструменты, композиторов? (Нет)
Обратимся к вашему опыту. Эта картина вам знакома?
Слайд № 15 – Ф.П. Толстой “Цветы, фрукты, птица”
Учитель: Картина звучащая? Что вы слышите?
А если на минуту представить, что ни бабочки, ни стрекозы, ни мухи с птичкой нет, что исчезнет? (Музыка)
Слайд № 16 – Ф.П. Толстой “Цветы, фрукты, птица”
(закрыть птиц и насекомых)Учитель: Вслушайтесь в музыку. Сольются произведения?
Слайд № 17 – Ф.П. Толстой “Цветы, фрукты, птица”
Слушание: П.И. Чайковский. Вальс из струнной серенады
Учитель: Что вы услышали в музыке П.И. Чайковского?
Картина заиграла новыми красками.
Отгадайте загадку, которая заключена в четверостишии Ф. Тютчева:
Слайд № 18 - Загадка
Загадка:
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла. Ф. Тютчев.
Ученики: Радуга.
Учитель: Давайте проверим.
Слайды № 19 – 21 – рисунки детей (Радуга)
Учитель: Это рисунки ребят нашей школы. Какое настроение они передают?
Ученики: Радостное, веселое.
Учитель: Эти рисунки звучат? Что мы слышим? (песню “Семь дорожек”)
Кто забыл слова, можно воспользоваться папкой на вашем столе с текстом.
Передайте в исполнении настроение песни.
Пение: “Семь дорожек”
Учитель: А эта музыка вдохновит вас на творчество?
Физминутка “Песня о зарядке”
Учитель: Порезвились хорошо, зарядились. И вновь я приглашаю вас на встречу с прекрасной картиной.
Слайд № 22 – Кацусика Хокусай “Волна”
Беседа
Учитель: Нравится она вам? Что мы видим? Как вы думаете, что расположено на заднем плане картины? (может быть гора)
Да, это самая знаменитая гора Японии – священная гора Фудзи.
Она является национальным символом Японии. И художник Хокусай изобразил100 видов Фудзи в разное время дня, с разных точек зрения.
Эта картина звучит?
Что вы слышите? (шум моря)
По динамике шум какой? Тихий? (нет)
Учитель: Да, клокочущие, оглушающие, шквалом обрушивающиеся волны готовы снести маленькие лодки с людьми.
Темп? (быстрый, стремительный, готовый все снести на своем пути)
Характер? (сильный, мощный, стихийный).
Музыка передаст настроение художника? Послушаем.
Слушание:
Клод Дебюсси. Симфоническая поэма “Море”
(фрагмент)Учитель: Музыка близка картине? Что мы слышим в музыке?
А написал ее все тот же композитор – Клод Дебюсси.
Музыка очень энергичная. А мы поем энергичные, стремительные песни?
Песня по желанию ребят
Вывод, итог урока.
Учитель: Давайте вернемся к первому вопросу нашего урока: Можно ли услышать в картине музыку?
Что значит “звучащая” картина?
Как мы должны рассматривать ее, чтобы услышать?
Если в картину внимательно всмотреться и вслушаться, то она “заговорит” с нами и “запоет”.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Учитель: Спасибо, ребята, за урок и прекрасную работу.
Приложение № 1
Викторина:
- В юности он – кадет, в молодости – гардемарин, в зрелом возрасте – профессор Петербургской консерватории. Назовите этого композитора:
а) Балакирев;
б) Стасов;
в) Римский – Корсаков.
2. В детстве он любил взрывать – стал ученым – химиком. Любил музыку писать – стал композитором. Кто он?
а) Бородин;
б) Глинка;
в) Римский – Корсаков.
3. По словам Стасова, он – самый гениальный среди друзей – композиторов. Его музыкальный цикл, написанный по картинам Виктора Гартмана, мы недавно слушали. Назовите его:
а) Римский – Корсаков;
б) Кюи;
в) Мусоргский.
- Это содружество молодых талантливых композиторов появилось в Санкт – Петербурге во второй половине XIX века и называлось:
а) “Балакиревский кружок”;
б) “Могучая кучка”;
в) Содружество композиторов.
5. Именно он в одной из своих статей назвал своих молодых друзей “Могучей кучкой”. Это название и сегодня более известно, нежели “Балакиревский кружок”. Кто их так назвал?
а) Кюи;
б) Стасов;
в) Чайковский.