“Семья – семь–я!”
(При подготовке этого мероприятия было проведено анкетирование родителей на родительском собрании о традициях, об истории семьи и собраны семейные фотографии для презентации. Детям было предложено написать сочинение на тему “Моя семья”. Вот этот материал и послужил основой для семейного праздника)
Добрый вечер, дорогие друзья!
Сегодня мы встретились с вами, чтобы говорить о СЕМЬЕ, о семейных традициях – истоках человеческой личности.
На Руси это издавна чтимо,
Это в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, скитаньях, любви.Чтоб его, признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исподволь напоминала:
Мы не просто вдвоем, мы – семья.
Мы – семья
Это значит мы вместе.
Кто напросится нам во враги?!
Дети вырастут.
Сложатся песни.
Только ты себя побереги.
Мы долго готовились к этому дню, узнали много интересного. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать.
Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди – семья! Давайте посмотрим семейные альбомы тех, кто пришел к нам сегодня. Всмотримся в эти счастливые и радостные лица. Это люди, которые дарят нам с вами тепло, уют, взаимопонимание.
( звучит песня “Загляните в семейный альбом”, на экран проецируются семейные фотографии учащихся класса.)
С давних школьных лет врезалось мне в память страница из произведения Л. Толстого “Война и Мир”: отец прощается с сыном, отправляющимся на войну.
-Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет…
Он неожиданно замолчал. И вдруг визгливым голосом продолжил:
- А коли я узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!
Все мы чьи-то дочери и сыновья. Вдумаемся еще раз в эту простую истину и постараемся измерить всю степень ответственности перед нашими родителями, бабушками и дедушками, перед нашими предками за каждый наш поступок, за каждое свое слово, за каждое дело.
А всегда ли мы ощущаем себя продолжателями рода, хранителями семейной чести, семейных традиций и реликвий?
Как рассказали нам ваши сочинения, многие прекрасно знают историю своей семьи и хранят вещи, которые уже не одно поколение передаются из рук в руки.
( Один из учеников рассказывает историю своей семьи, показывает семейные реликвии) Да, надо все-таки постараться, как можно больше узнать о своих предках: где жили, чем занимались, какие были люди, что любили и что ненавидели.
Ищите без вести пропавших,
Ищите древних, молодых,
Полотна дивные создавших –
Ищите их! Ищите их!
На душных стенах одиночек,
В полуистлевших письменах
Ищите днем. Ищите ночью
Их золотые имена.
Ищите их по белу свету,
Ищите мертвых и живых!
И если всюду скажут: - Нету! –
Найдите их в себе самих.
(Ученики зачитывают фрагменты своих сочинений с рассказами о том, что кто-то из них похож на деда, прадеда, внешне или талантами).
У мамы – работа
У папы – работа
У них для меня остается суббота
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Нам хорошо вот так вдвоем.
Без бабушки, какой же дом?
Очень повезло с бабушками ребятам из нашего класса, их заботу и волнение о внуках чувствую даже я, классный руководитель.
(на экран проецируются фотографии бабушек, внучки рассказывают о своих бабушках, о том, что их с ними объединяет)
Научи меня доброму делу –
Не умею я хлеб затевать.
Все, как скажешь, я в точности сделаю.
Научи меня этому, мать.Чтобы хлеб был не солон, не пресен,
Я с тревогой, как ты у печи,
Угожу ему тихою песней –
Только ты меня, мать, научи.Ты одна это можешь на свете,
Мне не вычитать это из книг.
Я хочу, чтоб запомнили дети
Теплый хлеб на ладонях моих.
Из ваших сочинений ребята мы узнали, что во многих семьях есть свои семейные рецепты, которые передаются из поколения в поколение.
(Девочки рассказывают о том, как в их семьях хранят и передают по женской линии рецепты пасхальных куличей, блинов и угощают гостей праздника блинами)
А вот ещё один отрывок из ваших сочинений:
“В семьях моих родителей было много детей. У прадеда по папиной линии было 8 детей, у прадеда по маминой линии было 10 детей. У моих бабушек и дедушек по 6 детей. А у моей семьи – 4. Я самый младший. У старших братьев и сестры уже свои семьи и свои дети и каждый планирует иметь не меньше трёх детей, и внести свой вклад в национальный проект. И получается, что у нас сложилась семейная традиция иметь много детей”.
Следующую страничку мы хотим посвятить многодетным семьям.
( на экран проецируются фотографии этих семей )
Приглашаем на сцену папу из многодетной семьи
(Папа рассказывает о том, что он счастливый отец так как у него есть сын, который хочет стать как папа врачом и завести традицию в семье – лечить людей, а еще он счастлив потому, что у него есть 2 дочки. Папа читает стихи:
“Пора просыпаться,
Моли не моли,
Кукушка кукует со шкафа,
К столу собираются дочки мои,
Слышится тихое “Папа”
Немного кружится моя голова,
Какое-то в горле першенье
Я слышу, я вижу, я трогаю два
Зеркальных моих отраженья.
Мне кажется, я неподвластен годам,
Не кончится щедрое лето
Случись, я жизнь бескорыстно отдам
За слово короткое это.
В житейском бою,
На последнем краю,
Отброшу любые расчёты
За эти обнявшие шею мою
Две худеньких длинных ручонки.
(Песня для папы)
Да, многодетным мамам непросто, каждого выслушать, помочь, а тем более одеть и накормить. Слово предоставляется маме одной из многодетных семей.
(Мама рассказывает о буднях многодетной семьи и заканчивает выступление стихотворением.)
Вытянулась семья –
Дочери и сыновья.
Верилось:
С ними
Стану сильнее я,
Стал не сильнее я –
Еще ранимей,
Еще уязвимей.Думалось:
Что ни год,
Мне будет легче,
Доля моих забот
Ляжет на их плечи.Но годы идут, идут –
Покоя не знаю:
То в техникум,
То в институт
Сам поступаю.Опять зачеты сдаю,
Дрожу понемножку.
Перелицовываю свою
Ношеную одежку.Историю с дней Петра,
Зубрю снова:
История – стара,
Пособия – новы.Дочери и сыновья –
Милое мое горе.Не трудно - глагол проспрягать,
Трудней и серьезней
Заново перемогать
Опасный возраст.Я как в огне, на войне.
А чем озабочен?
Дочь влюблена,
А мне не спать ночи.Что за дружки у сына?
Не было б худа.
Письма пришли.- Откуда?
Сразу 3 дневника -
Только ль причуда?Странно, что в век машин,
Атомных бомбовозов
Для них не решен ни один
Из роковых вопросов.Юноша, стиснув рот,
Заново определяет:
Ради чего живет?
Из-за кого страдает?Что такое любовь?
Где обитает совесть?
И все – не в глаз, так в бровь
В самую душу то есть.Вечная мука моя!
Какое уж там подспорье…
Песня “О мамином сердце”
Вышивание – это тоже традиция, которая зародилась на Руси очень давно. Девочек начинали учить вышивать с 4-5 лет и к 15-16 годам они полностью приготавливали приданное. До 100 полотенец, скатертей вышитых своими руками входило в приданное.
(“Вышивание” Александр Плейченко)
Мама за неделю уставала,
А к субботе старая была.
В воскресенье мама вышивала,
Нитки разноцветные брала.Радостные голуби взлетали,
Расцветали алые цветки,
Реченьки студеные плескали,
Падали кленовые мостки.Сам я накормлю скотину вволю,
Прополю, полью весь огород,
Только пусть над чистым-чистым полем
Вышитое солнышко взойдет.
И сейчас у нас есть семьи, в которых сохранилась традиция вышивать. А изделия вышитые своими руками передаваемые из поколения в поколение сегодня украшают наш зал.
( девочки рассказывают о том, кто их учил вышивать, показывают свои работы и вышивку бабушек и мам)
И еще об одной традиции в наших семьях мы хотели бы рассказать – это традиция учиться в нашей 94 школе. Школе уже 55 лет и за эти годы – ни одно поколение ваших родственников бегало по этим коридорам, сидело в этих классах, радовалось и грустило. Мы сами учились в этой школе. В эту школу привели своих детей. Поднимите руки у кого в семье есть такая традиция. Видите как нас много. Мне хочется вспомнить слова, услышанные из уст выпускников на юбилее школы “Ты и я - одной школы, ты и я - одной крови!”
Значит мы все одна большая семья. Будем надеяться, что и вы своих детей приведёте в нашу школу. ( Слово родителям, выпускникам школы. Песня “Школьная страна”)
Вот наш праздник подходит к концу и хочется завершить его чудесным стихотворением Людмилы Ирсетской.
Берегите близких
Берегите близких. Берегите
Жизнь, она торопится, не ждет.
На крутом изломе поддержите
Знайте беды их наперечет.Сохраняйте письма, ждите в гости.
Иногда дарите им цветы
Это очень трудно, очень просто
Жизнь прожить – не поле перейти.Близкие от нас уходят в вечность
Каждому свой час, и свой черед
Пусть жестоким или бессердечным
Поздним вас раскаяньем не жжет.Вы еще успеете, спешите!
Окружить их множеством забот
Будьте снисходительны к ошибкам
И прощать умейте в свой черед.
Большое спасибо всем, кто принял в нашем празднике. Я думаю, что он оставил след в ваших душах. Мне кажется, что с сегодняшнего дня вы еще больше будете любить свою семью, своих близких, будете стесняться обидеть их своим недостойным поведением.
Берегите и любите своих близких!
И давайте закончим нашу сегодняшнюю встречу песней “Родительский дом”.
(всем в зале раздаются слова песни и звучит мелодия)
В данной работе использованы стихотворения:
1) Алексей Решетов “Ищите без вести пропавших”
2) Людмила Шикина “Научи меня доброму делу”
3) Александр Яшин “Милое моё горе”
4) Людмила Ирсетская “Берегите близких”
5) Владимир Костров “Пора просыпаться”
6) Татьяна Кузовлёва