Урок "Средние века:время рыцарей и замков", предмет "Мир вокруг нас", 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Формировать представление о Средневековье.
  • Развить кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление.

Учебно-методическое обеспечение: Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2ч.   Ч.2./А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

Оборудование: Необходимое оборудование и материалы: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, презентация. (Приложение)

Ход урока

I. Организационный момент

Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И на досуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II. Проверка домашнего задания

Нескольким ученикам предлагаются карточки с тестами. (Слайд 2, проверка слайд 2 анимация)

Остальные учащиеся слушают подготовленные сообщения и оценивают ответы.

Подводится итог по этому этапу урока.

III. Новая тема

– Дома вы должны были подумать, какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем. Ваши мнения. (Рыцарьэто смелый человек, верный своему долгу. Рыцарь – это благородный человек. Рыцарь – это самоотверженный, безупречный человек.)

– Вы правы. В наше время, благородного, смелого, безупречного человека можно назвать рыцарем. А в Средневековой Европе – это феодал, тяжеловооруженный конный воин. Для рыцаря считалось обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщине.

– И сегодня на уроке у нас речь пойдет об эпохе, которая продолжается с V века до конца XV века и называлась Средними веками или Средневековьем.

– К началу Средневековья большая часть территории Европы была покрыта густыми лесами. Через столетия облик Европы стал совсем иным. Выросли и расцвели города, были проложены дороги, прорыты каналы. Оживленные торговые пути пролегли из города в город, из страны в страну. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи. В Европе стали выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.

– В средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы.

– Многие современные города возникли в Средневековье. (Слайд 3)

С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забыли. Многобожие уступало место единобожию. Это было связано с экономическим развитием общества и с изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Всё шире стали распространяться три основные мировые религии.

(Слайды 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13)

IV. Физкультминутка.

Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда – сюда.
Делай раз и делай два.

V. Продолжение новой темы.

– Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь!

(Слайды 14, 15, 16, 17)

– Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала.

(Слайды 18, 19, 20, 21, 22)

VI. Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр.20.

Что было главным изобретением в Средние века? (Слайд 23)

VII. Закрепление изученного.

Средние века продолжались тысячу лет. Их называют временем рыцарей и замков. С тех пор сохранились замечательные памятники архитектуры. Были построены многие христианские церкви и соборы, мусульманские мечети, буддистские храмы. Великие научные и географические открытия изменили представления о мире,
да и сам мир стал иной!

Проверь себя. (Слайд 24 с гиперссылками)

VIII. Домашнее задание

Учеб. стр. 15-20: прочитать текст. Стр. 21: выполнить задания № 1-3.

Тетр. стр. 7-8

Приложение 1