Модульный урок русского языка в 3-м классе по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Цель: наблюдение над признаками имён прилагательных и их роль в речи

Ход урока

1. Оргмомент

2. Сообщение темы и цели урока

- Отгадайте загадку: (на доске)

Конь : , хвост : .

-Почему вы её не поняли? Помогли ли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?

-Послушайте полную версию этой загадки:

Конь стальной, хвост льняной.

-Что это? (иголка и нитка)

-Какие слова помогли отгадать загадку? На какие вопросы они отвечают?

-Попробуйте сформулировать тему урока.

-Сегодня вам предстоит самостоятельно познакомиться с именем прилагательным, как частью речи.

3. Инструктаж

-Перед вами таблица. Это - план, по которому вы будите строить свою работу на уроке. План разделён на этапы.

-В таблице три столбца.

-Первый столбец - номер этапа.

-Второй столбец - учебный материал с указанием задания.

-Третий столбец - методические указания.

4. Усвоение нового материала

(Далее задание каждого этапа читается вслух, подробно разбирается, и только потом дети приступают к самостоятельной работе. Работа ведётся поэтапно.)

5. Итог

-Кто желает рассказать определение имени прилагательного, которое вы только что составили работая в группах?

(По ходу рассказа о прилагательном на доске появляются опорные карточки)

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
часть речи
признак предмета
какой? какая? какое? какие?
прилагательное + существительное
изменяется по родам и числам

-Какой этап урока показался наиболее трудным? Почему?

-Спасибо за урок.

№ этапа Учебный материал с указанием задания Методические указания
1 Выполнив это задание, попробуйте ответить на следующий вопрос:

-Что обозначает имя прилагательное?

Спиши слова, напиши рядом вместо точек подходящие по смыслу существительные.

  • фруктовый высокое народная
  • тенистый голубое весёлая
  • яблоневый звёздное мелодичная
  • старый ночное эстрадная
1. Открой тетрадь, запиши число.

2. Выполни задание в тетради.

3. Если затрудняешься ответить на вопрос, воспользуйся подсказкой (на столе учителя).

2 Выполнив это задание, попробуйте ответить на два вопроса:

-Что означает слово "прилагательное"?

-С какой частью речи оно связано?

Найди в тексте прилагательные. Признаки, каких предметов они обозначают? Выпиши прилагательное вместе с тем словом, признак которого оно обозначает.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

Если затрудняешься ответить на вопрос, воспользуйся подсказкой (на столе учителя).
3 Выполнив задание, ответь на вопрос:

-Изменяются ли имена прилагательные по родам и числам?

Подбери для каждого столбика слов, своё прилагательное и запиши его вместо точек.

: день : дерево

: лето : деревья

: шуба

Если затрудняешься ответить на вопрос, воспользуйся подсказкой (на столе учителя).
4 Подбери вместо точек подходящие по смыслу прилагательные. Запиши получившийся текст.

Наступила . . . весна. С юга потянуло . . . ветром.

Скоро деревья покроются . . . листочками. Быстро побегут . . . ручейки.

Если затрудняешься выполнить задание, воспользуйся подсказкой (на столе учителя).
5 Вспомни все ответы на поставленные вопросы и попробуй составить определение имени прилагательного (устно). Работа в группах.

Оцените свою работу на уроке.

Подсказки:

1 Имя прилагательное обозначает признак предмета.
2 Слово прилагательное обозначает прилагается к чему либо

Имя прилагательное связано с именем существительным.

3 Имя прилагательное изменяется по родам и числам.
4 Слова для справок: зелёными, долгожданная, весёлые, тёплым.