Цель: наблюдение над признаками имён прилагательных и их роль в речи
Ход урока
1. Оргмомент
2. Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте загадку: (на доске)
Конь : , хвост : .
-Почему вы её не поняли? Помогли ли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?
-Послушайте полную версию этой загадки:
Конь стальной, хвост льняной.
-Что это? (иголка и нитка)
-Какие слова помогли отгадать загадку? На какие вопросы они отвечают?
-Попробуйте сформулировать тему урока.
-Сегодня вам предстоит самостоятельно познакомиться с именем прилагательным, как частью речи.
3. Инструктаж
-Перед вами таблица. Это - план, по которому вы будите строить свою работу на уроке. План разделён на этапы.
-В таблице три столбца.
-Первый столбец - номер этапа.
-Второй столбец - учебный материал с указанием задания.
-Третий столбец - методические указания.
4. Усвоение нового материала
(Далее задание каждого этапа читается вслух, подробно разбирается, и только потом дети приступают к самостоятельной работе. Работа ведётся поэтапно.)
5. Итог
-Кто желает рассказать определение имени прилагательного, которое вы только что составили работая в группах?
(По ходу рассказа о прилагательном на доске появляются опорные карточки)
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
часть речи |
признак предмета |
какой? какая? какое? какие? |
прилагательное + существительное |
изменяется по родам и числам |
-Какой этап урока показался наиболее трудным? Почему?
-Спасибо за урок.
№ этапа | Учебный материал с указанием задания | Методические указания |
1 | Выполнив это задание, попробуйте
ответить на следующий вопрос: -Что обозначает имя прилагательное? Спиши слова, напиши рядом вместо точек подходящие по смыслу существительные.
|
1. Открой тетрадь, запиши число. 2. Выполни задание в тетради. 3. Если затрудняешься ответить на вопрос, воспользуйся подсказкой (на столе учителя). |
2 | Выполнив это задание, попробуйте
ответить на два вопроса: -Что означает слово "прилагательное"? -С какой частью речи оно связано? Найди в тексте прилагательные. Признаки, каких предметов они обозначают? Выпиши прилагательное вместе с тем словом, признак которого оно обозначает.
|
Если затрудняешься ответить на вопрос, воспользуйся подсказкой (на столе учителя). |
3 | Выполнив задание, ответь на вопрос: -Изменяются ли имена прилагательные по родам и числам? Подбери для каждого столбика слов, своё прилагательное и запиши его вместо точек. : день : дерево : лето : деревья : шуба |
Если затрудняешься ответить на вопрос, воспользуйся подсказкой (на столе учителя). |
4 | Подбери вместо точек подходящие по
смыслу прилагательные. Запиши получившийся
текст. Наступила . . . весна. С юга потянуло . . . ветром. Скоро деревья покроются . . . листочками. Быстро побегут . . . ручейки. |
Если затрудняешься выполнить задание, воспользуйся подсказкой (на столе учителя). |
5 | Вспомни все ответы на поставленные вопросы и попробуй составить определение имени прилагательного (устно). | Работа в группах. Оцените свою работу на уроке. |
Подсказки:
1 | Имя прилагательное обозначает признак предмета. |
2 | Слово прилагательное обозначает прилагается
к чему либо Имя прилагательное связано с именем существительным. |
3 | Имя прилагательное изменяется по родам и числам. |
4 | Слова для справок: зелёными, долгожданная, весёлые, тёплым. |