Кто думает – тот всегда додумается!
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:
- Образовательные:
- обобщить и систематизировать материал по математике и информатике за 5 класс;
- научить вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы,
- выработка навыков устного счёта,
- Развивающие:
- развить познавательный процесс;
- способствовать установлению межпредметных связей,
- активизация мыслительной деятельности,
- Воспитательные:
- развивать интуицию, эрудицию, математическую любознательность,
- привитие интереса к математике и информатике.
Оборудование: презентация, созданная с помощью офисного приложения MS Power Point, мультимедийный проектор, компьютеры, листки настроения, персонажи весёлых человечков, карточки с заданиями.
Структура урока:
1. Организационный момент (2 минуты).
2. Устный счёт (5 минут).
3. Актуализация прежних знаний и навыков (30 минут).
4. Итог урока (3 минуты).
5. Рефлексия(3 минуты).
6. Домашнее задание (2 минуты).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Перед вами листы настроения. Закрасьте на рисунке ту рожицу, которая соответствует вашему настроению в начале урока.
II. Устный счет
1) Сегодня у нас в гостях любимец публики – клоун.
Клоун:
Живу всегда с друзьями в мире,
Люблю играть в примеры с ними,
А знаки плюс, отнять, умножить
Всегда готовы тоже.
Так вот, мой друг, сейчас давай-ка
В игру вот эту поиграй-ка,
Даю тебе я выраженья.
Расставь ты знаки без промедленья.
Учитель: Наш Клоун придумал равенства с натуральными числами, но вдруг забыл расставить скобки и знаки действий. Сделайте вы это за него. (См. рисунок 1)
Игра «Шифровальщик»
– Не успели вы справиться с одним заданием, тут как тут Незнайка: «Друзья, я никак не могу понять, что означают эти таинственные записи:
102 – 1= 23 + 9 = У · У = 81 |
Р А Ь |
В · В · В = 0 Z · Z = 64 53 – 85 = |
Т Я К |
Х · Х = 25 С · С · С = 8 А · А = 1 |
Л О У |
72 – 9 =
86 – 92 = |
К
Л |
– Помогите мне их разгадать»
Учитель: ребята, расшифруйте загаданное слово, решив предложенные уравнения.
40 |
17 |
5 |
9 |
40 |
1 |
5 |
8 |
0 |
2 |
99 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
– Итак, мы получили слово «калькулятор». Для чего можно использовать калькулятор?
Ученики дают ответ.
– А знаете ли вы, что калькулятор – помощник математиков?
Учитель рассказывает краткую историческую справку.
– Чтобы лучше выполнять громоздкие вычисления,
люди с древних времён изобретали различные
приспособления. В Древней Греции использовали
счетную доску абак, в Древнем Риме – счетные
камешки калкули, в Древнем Китае –
приспособление суан – пан, которое очень
похоже на обыкновенные счеты.
До недавнего времени счетами пользовались
кассиры, бухгалтеры и другие работники, чья
деятельность была связана с расчетами.
На протяжении столетий изобретали,
совершенствовали счетные приборы. Выдающимся
изобретением французского ученого Блеза Паскаля
стала механическая машина, выполняющая сложение
и вычитание. В XX веке широко использовался
арифмометр – счетное устройство, в основе
конструкции которого лежали идеи Паскаля.
На смену всем этим приспособлениям в середине XX
века пришел компьютер. Одновременно был создан
его «младший брат» – калькулятор.
При работе на компьютере вы можете использовать
программу Калькулятор.
III. Актуализация прежних знаний и навыков
1. «Калькулятор – помощник математиков»
Учитель информатики. Вы уже знаете, что Блокнот и Калькулятор – верные помощники при решении математических задач. Давайте решим задачу с помощью этих двух программ.
Задача. Малыш, Карлсон и Фрекен Бок сели пить чай с плюшками. Карлсон съел 56 плюшек, Малыш – 4, а Фрекен Бок – 15. Сколько всего плюшек было съедено? Напечатайте в Блокноте, кто и сколько съел плюшек. Подсчитайте результат на Калькуляторе и перенесите его в Блокнот.
2.«Клеточное поле»
Учитель информатики. В информатике мы часто встречаемся с понятием «алгоритм». Приведите примеры последовательного и циклического алгоритмов? Наша задача сейчас построить клеточное поле размером 3х3 клеток в графическом редакторе Paint .
Алгоритм построения клеточного поля является циклическим, в нём несколько раз повторяются одни и те же действия: выделить, скопировать, вставить, соединить. (См. рисунок 3)
Учитель математики. Вы уже знаете, что
любая квадратная таблица называется магическим
квадратом. А знаете ли вы историю возникновения
этой фигуры?
В китайской древней книге «Же-ким» (Книга
перестановок) приводится легенда о том, что
император Ню, живший 4 тысячи лет назад, увидел на
берегу реки священную черепаху. На ее панцире был
изображен рисунок из белых и черных кружочков. (См. рисунок 4)
Если заменить каждую фигуру числом, показывающим, сколько на ней кружков, получается такая таблица:
У этой таблицы есть замечательное свойство.
Сложим числа первого столбца: 4 + 3 + 8 = 15
Тот же результат получится при сложении чисел
второго, а также третьего столбцов. Он же
получается при сложении чисел любой из трех
строк. Мало того, тот же ответ 15 получается, если
сложить числа каждой из двух диагоналей: 4 + 5 + 6 = 8 +
5 + 2 = 15.
Рисунок китайцы назвали “ло-шу” и стали считать
его магическим символом и употреблять при
заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную
таблицу, составленную из чисел и обладающую
таким свойством, называют магическим
квадратом.
Задание. Восстановите магический квадрат:
3. Музыкальная физкультминутка
Все, ребята, дружно встали и на месте зашагали,
И руками помахали, головою покачали,
Руки вверх потянули-потянули,
– Отдохнули?
– Отдохнули!
Учитель. Ребята, Незнайка предлагает вам вместе с ним спеть компьютерные частушки.
Эту мышку даже мама
Может смело в руки брать.
У нее на спинке кнопки,
Чтоб программы выбирать.Петька, жадина, не дал
Откусить конфету!
Я ему за это дам…
С вирусом дискету!Не знакомлюсь во дворе я –
Следую совету,
Женихов всех завожу
Лишь по Интернету.
4. «Архитектор»
Учитель информатики. Кто в детстве не строил дворцы и замки из детских кубиков! Из нарисованных «объемных» кубиков также можно конструировать разные объекты.
Задание. В графическом редакторе Paint нарисуйте кубик и составьте композиции, изображенные на экране. (См. рисунок 5)
Учитель математики. Найти V своей фигуры, если размеры ребра куба а = 3,2 дм
5. Операция «Компьютер»
– Требуется проверить «блок памяти» и исправить «неполадки» (ошибки в вычислениях). Задание выполняется с помощью текстового редактора Блокнот.
1) Восстановите запятые в примерах:
32 + 18 = 5
736 – 336 = 4
3 + 108 = 408
63 – 27 = 603
2) Найдите ошибку и запишите правильное решение:
6. «В мире громадных чисел»
Учитель. Ребята, к нам снова пришел веселый клоун. Он хочет рассказать вам что-то интересное.
Клоун. А теперь я вас познакомлю с названиями некоторых громадных чисел.
№ |
Степень |
Название класса |
Число нулей |
10 в 6 | Миллион | 6 | |
10 в 9 | Миллиард | 9 | |
10 в 12 | Триллион | 12 | |
10 в 15 | Квадриллион | 15 | |
10 в 18 | Квинтиллион | 18 | |
10 в 21 | Секстиллион | 21 | |
10 в 24 | Септиллион | 24 | |
10 в 27 | окталлион | 27 |
– В жизни мы эти числа почти не встречаем.
Только в науке оказывается нужны такие большие
числа. Вы с ними встретитесь на уроках физики,
химии. Например, в 16 г. воздуха содержится
приближенно 1024 мельчайших частиц вещества,
которые ученые называют молекулами. Если
заполнить весь земной шар такими же маленькими
частицами, то их понадобится 10100. Это число
называется «гугоном», а открыл его американский
математик Кастнер.
А что означает эта запись 10 10 10?
Сначала надо возвести 10 в десятую степень.
Получим 10 млрд. А затем надо возвести 10 в десяти
млрд. степень. Получится число, которое
записывается с 10 млрд. нулей. Если записать на
ленте, помещая каждую цифру на одной клетке, то
понадобится лента длиной в 50000 км. Такой лентой
можно опоясать весь земной шар по экватору, да
еще останется кусок, чтобы протянуть его на
Северный полюс. (См. рисунок 6)
IV. Итог урока
– А теперь мы отправимся в путешествие «В
страну математических сказок». Многие сказки
начинаются одинаково: «В некотором царстве, в
некотором государстве».
Нашу математическую сказку начнем так: «В
сказочной стране Математике в одном из городов
жили – были квадраты и кубы, а правил этим
городом король Квадрат Кубович. И была у него
капризная дочь по имени Степень». С какими
приключениями встретились жители этого города?
V. Рефлексия
– Что больше всего заинтересовало на уроке?
Что удивило? Что понравилось больше всего?
– Возьмите листы настроения. Закрасьте лицо,
которое соответствует вашему настроению в конце
урока.
VI. Домашнее задание
– Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. По вашему желанию вы можете сочинить математическую сказку.
Литература:
1. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник.
2-е изд., переработанное/ Под ред. Н.В. Макаровой.
– СПб.: Питер, 2003. – 160 с.: ил.
2. Математика. Учебник для 5 кл. Общеобраз.
учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.
Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 16-е изд., перераб. –
М.: Мнемозина, 2005. – 280 с.: ил.
3. Агеева И.Д.Занимательные материалы по
информатике и математике. Методическое пособие.
– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с. (Игровые методы
обучения).
4. Нестандартные уроки. Математика, 5-6
кл.Составитель Григорьева Г.И. – Волгоград:
Издательство «Экстремум», 2004. – 124 с.