Урок "Один помощник - хорошо, а два - лучше"

Разделы: Математика


Кто думает – тот всегда додумается!

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и систематизировать материал по математике и информатике за 5 класс;
    • научить вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы,
    • выработка навыков устного счёта,
  • Развивающие:
    • развить познавательный процесс;
    • способствовать установлению межпредметных связей,
    • активизация мыслительной деятельности,
  • Воспитательные:
    • развивать интуицию, эрудицию, математическую любознательность,
    • привитие интереса к математике и информатике.

Оборудование: презентация, созданная с помощью офисного приложения MS Power Point, мультимедийный проектор, компьютеры, листки настроения, персонажи весёлых человечков, карточки с заданиями.

Структура урока:

1. Организационный момент (2 минуты).
2. Устный счёт (5 минут).
3. Актуализация прежних знаний и навыков (30 минут).
4. Итог урока (3 минуты).
5. Рефлексия(3 минуты).
6. Домашнее задание (2 минуты).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Перед вами листы настроения. Закрасьте на рисунке ту рожицу, которая соответствует вашему настроению в начале урока.

II. Устный счет

1) Сегодня у нас в гостях любимец публики – клоун.

Клоун:

Живу всегда с друзьями в мире,
Люблю играть в примеры с ними,
А знаки плюс, отнять, умножить
Всегда готовы тоже.
Так вот, мой друг, сейчас давай-ка
В игру вот эту поиграй-ка,
Даю тебе я выраженья.
Расставь ты знаки без промедленья.

Учитель: Наш Клоун придумал равенства с натуральными числами, но вдруг забыл расставить скобки и знаки действий. Сделайте вы это за него. (См. рисунок 1)

Игра «Шифровальщик»

– Не успели вы справиться с одним заданием, тут как тут Незнайка: «Друзья, я никак не могу понять, что означают эти таинственные записи:

102 – 1=

23 + 9 =

У · У = 81

Р

А

Ь

В · В · В = 0

Z · Z = 64

53 – 85 =

Т

Я

К

Х · Х = 25

С · С · С = 8

А · А = 1

Л

О

У

72 – 9 =

 

86 – 92 =

К

 

Л

– Помогите мне их разгадать»

Учитель: ребята, расшифруйте загаданное слово, решив предложенные уравнения.

40

17

5

9

40

1

5

8

0

2

99

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(См. рисунок 2)

– Итак, мы получили слово «калькулятор». Для чего можно использовать калькулятор?

Ученики дают ответ.

– А знаете ли вы, что калькулятор – помощник математиков?

Учитель рассказывает краткую историческую справку.

– Чтобы лучше выполнять громоздкие вычисления, люди с древних времён изобретали различные приспособления. В Древней Греции использовали счетную доску абак, в Древнем Риме – счетные камешки калкули, в Древнем Китае – приспособление суан – пан, которое очень похоже на обыкновенные счеты.
До недавнего времени счетами пользовались кассиры, бухгалтеры и другие работники, чья деятельность была связана с расчетами.
На протяжении столетий изобретали, совершенствовали счетные приборы. Выдающимся изобретением французского ученого Блеза Паскаля стала механическая машина, выполняющая сложение и вычитание. В XX веке широко использовался арифмометр – счетное устройство, в основе конструкции которого лежали идеи Паскаля.
На смену всем этим приспособлениям в середине XX века пришел компьютер. Одновременно был создан его «младший брат» – калькулятор.
При работе на компьютере вы можете использовать программу Калькулятор.

III. Актуализация прежних знаний и навыков

1. «Калькулятор – помощник математиков»

Учитель информатики. Вы уже знаете, что Блокнот и Калькулятор – верные помощники при решении математических задач. Давайте решим задачу с помощью этих двух программ.

Задача. Малыш, Карлсон и Фрекен Бок сели пить чай с плюшками. Карлсон съел 56 плюшек, Малыш – 4, а Фрекен Бок – 15. Сколько всего плюшек было съедено? Напечатайте в Блокноте, кто и сколько съел плюшек. Подсчитайте результат на Калькуляторе и перенесите его в Блокнот.

2.«Клеточное поле»

Учитель информатики. В информатике мы часто встречаемся с понятием «алгоритм». Приведите примеры последовательного и циклического алгоритмов? Наша задача сейчас построить клеточное поле размером 3х3 клеток в графическом редакторе Paint .

img2.jpg (1613 bytes)

Алгоритм построения клеточного поля является циклическим, в нём несколько раз повторяются одни и те же действия: выделить, скопировать, вставить, соединить.  (См. рисунок 3)

Учитель математики. Вы уже знаете, что любая квадратная таблица называется магическим квадратом. А знаете ли вы историю возникновения этой фигуры?
В китайской древней книге «Же-ким» (Книга перестановок) приводится легенда о том, что император Ню, живший 4 тысячи лет назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кружочков. (См. рисунок  4)

Если заменить каждую фигуру числом, показывающим, сколько на ней кружков, получается такая таблица:

img3.gif (887 bytes)

У этой таблицы есть замечательное свойство. Сложим числа первого столбца: 4 + 3 + 8 = 15
Тот же результат получится при сложении чисел второго, а также третьего столбцов. Он же получается при сложении чисел любой из трех строк. Мало того, тот же ответ 15 получается, если сложить числа каждой из двух диагоналей: 4 + 5 + 6 = 8 + 5 + 2 = 15.
Рисунок китайцы назвали “ло-шу” и стали считать его магическим символом и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют магическим квадратом.

Задание. Восстановите магический квадрат:

img4.gif (927 bytes)

3. Музыкальная физкультминутка

Все, ребята, дружно встали и на месте зашагали,
И руками помахали, головою покачали,
Руки вверх потянули-потянули,
– Отдохнули?
– Отдохнули!

Учитель. Ребята, Незнайка предлагает вам вместе с ним спеть компьютерные частушки.

Эту мышку даже мама
Может смело в руки брать.
У нее на спинке кнопки,
Чтоб программы выбирать.

Петька, жадина, не дал
Откусить конфету!
Я ему за это дам…
С вирусом дискету!

Не знакомлюсь во дворе я –
Следую совету,
Женихов всех завожу
Лишь по Интернету.

4. «Архитектор»

Учитель информатики. Кто в детстве не строил дворцы и замки из детских кубиков! Из нарисованных «объемных» кубиков также можно конструировать разные объекты.

Задание. В графическом редакторе Paint нарисуйте кубик и составьте композиции, изображенные на экране. (См. рисунок 5)

Учитель математики. Найти V своей фигуры, если размеры ребра куба а = 3,2 дм

5. Операция «Компьютер»

– Требуется проверить «блок памяти» и исправить «неполадки» (ошибки в вычислениях). Задание выполняется с помощью текстового редактора Блокнот.

1) Восстановите запятые в примерах:

32 + 18 = 5
736 – 336 = 4
3 + 108 = 408
63 – 27 = 603

2) Найдите ошибку и запишите правильное решение:

6. «В мире громадных чисел»

Учитель. Ребята, к нам снова пришел веселый клоун. Он хочет рассказать вам что-то интересное.

Клоун. А теперь я вас познакомлю с названиями некоторых громадных чисел.

Степень

Название класса

Число нулей

  1.  
10 в 6 Миллион 6
  1.  
10 в 9 Миллиард 9
  1.  
10 в 12 Триллион 12
  1.  
10 в 15 Квадриллион 15
  1.  
10 в 18 Квинтиллион 18
  1.  
10 в 21 Секстиллион 21
  1.  
10 в 24 Септиллион 24
  1.  
10 в 27 окталлион 27

– В жизни мы эти числа почти не встречаем. Только в науке оказывается нужны такие большие числа. Вы с ними встретитесь на уроках физики, химии. Например, в 16 г. воздуха содержится приближенно 1024 мельчайших частиц вещества, которые ученые называют молекулами. Если заполнить весь земной шар такими же маленькими частицами, то их понадобится 10100. Это число называется «гугоном», а открыл его американский математик Кастнер.
А что означает эта запись 10 10 10? Сначала надо возвести 10 в десятую степень. Получим 10 млрд. А затем надо возвести 10 в десяти млрд. степень. Получится число, которое записывается с 10 млрд. нулей. Если записать на ленте, помещая каждую цифру на одной клетке, то понадобится лента длиной в 50000 км. Такой лентой можно опоясать весь земной шар по экватору, да еще останется кусок, чтобы протянуть его на Северный полюс. (См. рисунок 6)

IV. Итог урока

– А теперь мы отправимся в путешествие «В страну математических сказок». Многие сказки начинаются одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве».
Нашу математическую сказку начнем так: «В сказочной стране Математике в одном из городов жили – были квадраты и кубы, а правил этим городом король Квадрат Кубович. И была у него капризная дочь по имени Степень». С какими приключениями встретились жители этого города?

V. Рефлексия

– Что больше всего заинтересовало на уроке?  Что удивило? Что понравилось больше всего?
– Возьмите листы настроения. Закрасьте лицо, которое соответствует вашему настроению в конце урока.

VI. Домашнее задание

– Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. По вашему желанию вы можете сочинить  математическую сказку.

Литература:

1. Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд., переработанное/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.: ил.
2. Математика. Учебник для 5 кл. Общеобраз. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005. – 280 с.: ил.
3. Агеева И.Д.Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240 с. (Игровые методы обучения).
4. Нестандартные уроки. Математика, 5-6 кл.Составитель Григорьева Г.И. – Волгоград: Издательство «Экстремум», 2004. – 124 с.