Исходным условием возникновения оптимальной технологии явился социальный заказ общества. Гуманитарная направленность классов в нашей гимназии и современная деловая жизнь, предъявляющая строгие требования к молодому поколению, ведут к тому, что ученик должен обладать достаточным багажом знаний и умений, чтобы быть востребованным, чтобы быть социально защищенным в нашем скоростном, информационно насыщенном мире.
Другим важнейшим условием является потребность общества в образованной личности, владеющей навыками самообразования.
Назрела необходимость готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании.
Образованная личность – результат активной, творческой учебной деятельности.
Третьим условием становления данной технологии можно считать то, что на сегодняшний день в методике преподавания накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в специальных исследованиях. Наиболее важной из них является проблема обновления методов, средств и форм организации обучения, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс и внеклассную работу новых технологий.
Оптимальный - это не наилучший вообще, то есть не идеальный процесс обучения, это и не простая середина между максимумом и минимумом.
Оптимальный - это наилучший для имеющихся сегодня условий путь для достижения реальных возможностей ученика и педагога в данный момент.
Оптимальный - это достижение поставленной цели наиболее рациональными и экономными путями.
Сущность оптимальной технологии заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся через внедрение новых педагогических технологий в преподавании; введение в урок элементов проблемности, парадоксальности, новизны известных фактов, интерактивности, доступности; в осуществлении связей преподавания математики с другими дисциплинами.
Слагаемыми оптимальной технологии являются: личностно – ориентированная технология, система эффективных уроков, компьютерные технологии.
Одним из компонентов оптимальной технологии является личностно – ориентированная технология, где реализуются следующие задачи:
- Создание условий для творческой самореализации учащихся.
- Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальное решение.
Блок задач:
- Введение в урок элементов проблемности, новизны, разнообразия форм и методов обучения.
- Связь с другими предметами.
реализуется с помощью системы эффективных уроков.
Приложение1. Урок «Математический КВН»
Третий компонент - компьютерные технологии, связывает и объединяет два других в единый комплекс, - оптимальную технологию.
Он решает следующие задачи:
- Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
- Подготовка личности «информационного общества».
- Увеличение объёма полезной информации.
С распространением технологий компьютерного обучения, использующих интерактивные педагогические средства, которые берут на себя все больше и больше педагогических функций, компьютер, вооруженный хорошими педагогическими программными средствами, помогает педагогу совершенствовать стиль работы. Компьютер перенимает на себя многие рутинные функции, оставляя педагогу наиболее творческие, истинно человеческие задачи обучения, воспитания и развития.
Но я хочу предложить вам вспомнить, что всё новое это, хорошо забытое, старое - абак. И показать его применение на уроках в 5-6 классах.
В первом уроке «Путешествие в легенду», мы будем их использовать для устного счёта. Далее мы начинаем путешествие в легенду «Сокол и Жигуль» и о нашей могучей реке Волга. Легенда плавно ведет свой рассказ. А мы решаем связанные с ней задачи. Приложение 2. Урок «Путешествие в легенду».
Во втором уроке «Путешествие к острову натуральных чисел»
Таблички и карточки служат уже командам, происходит общение внутри команды, и с педагогом. Ребята выполняют различные задания. Приложение 3.
Третий фрагмент урока «Пираты 21 века» показывает, как на уроке можно использовать достижения мультипликации. Задания сопровождаются показом фрагмента мультика, задания идут в канве с мультиком, и здесь опять, нам пригодятся наши таблички и маршрутная карта. Урок начинается с «Перестрелки с пиратами» в которой учащиеся должны вспомнить основные понятия и определения, записать их на карте ответов. Проверка производится следующим образом. Каждый вариант выбирает один номер, на который он будет отвечать и показывает его учителю. Учитель говорит, кто кому рикошетит. Второй вариант, учащиеся поворачиваются в четвёрки ответственный ученик, который выбирается заранее, назначает дуэлянтов, так происходит обмен определениями. Можно чередовать оба способа. На первых уроках, бывает шумно, но потом дети привыкают, и суматоха исчезает. Правильный ответ, отмечается плюсом в карте ответов.
Во втором задании решаем цепочку, для того, чтобы узнать стоимость сокровищ пирата, а стоит ли за ними ехать? Результат каждого примера подставляется в следующий. Табличка показывает правильный ответ, учитель проверяет, отмечая кто ошибся. Обычно на контроле держу несколько человек отмечая в своей таблице, которых в конце урока оцениваю. Правильность ответов отмечается в карте маршрута.
Обратите внимание на задания ответ в которых выбирается из списка и ставится рядом +, заданий 8 а ответов 20. Ученик поднимает табличку с ответом, проверяем правильность, и видим тех кто отстал, а кто сделал первым. Переходим к следующиму заданию. Пока смотрим фрагмент фильма, шансы уравниваются, те кто отстал, дописывают. Приложение 4. Презентация урока. Приложение 5. Карта.