Создание единой информационно-образовательной среды в школе

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Информатизация школы — долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и форм образовательной подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс стало одним из направлений развития школы.

Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, ибо здесь закладываются социальные, психологические, общекультурные, а также – что  особенно важно для экономики – профессиональные предпосылки информатизации всего общества.

Кроме этого, информационная культура не должна быть оторвана от жизни и потребностей школьников в образовании по всем дисциплинам, она должна быть компетенцией надпредметного характера, необходимой не только для успешного образования в школе, но и содействующей непрерывному образованию. 
Таким образом, необходима система, образовательная программа по формированию и развитию информационной культуры у школьников, которая становится частью Программы развития школы.

Процессы информатизации образования основываются на следующих нормативных документах:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» (утв. КСНД, постановление от 29.11.2004 № 432);
  • Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2001- 2010 гг.»;
  • Целевая программа развития образования в Алтайском крае на 2006-2010 годы (принятая Советом администрации Алтайского края 12 декабря 2005 г.);
  • Приоритетный национальный проект "Образование".

Программа «Создание единой информационно-образовательной среды в школе»

 Единая информационно-образовательная среда сформирована и развивается планомерно по программе «Создание единой информационно-образовательной среды в школе». Информатизация школы стала одним из стимулов появления инновационных процессов в образовательном процессе, таких как: использование ИКТ в преподавании ряда предметов, изменение мониторинга качества образовательного процесса,  мониторинг физического здоровья учащихся и др.

Стратегическая цель информатизации школы – создание условий подготовки участников образовательного процесса к полноценной жизни и деятельности в информационном обществе за счет повышения качества образования посредством формирования единой информационно-образовательной среды и интенсивного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Основные принципы системного внедрения компьютеров в учебный процесс.

Принцип приоритетности - информатизация образования должна стать приоритетной областью государственной политики в области информатизации, что должно выражаться в усиленном ресурсном обеспечении;

Принцип системного подхода. Это означает, что внедрение компьютеров должно основываться на системном анализе процесса обучения. То есть должны быть определены цели и критерии функционирования процесса обучения, проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям.

Принципы непрерывного развития системы. По мере развития педагогики, частных методик, компьютеров, появления различных типов учебных учреждений возникают новые задачи, совершенствуются, видоизменяются старые. При этом созданная информационная база должна подвергаться должной перекомпоновке, но не кардинальной перестройке.

Принципы автоматизации документооборота. Основной поток документов, связанный с процессом обучения, идет через компьютер, а необходимые сведения о нем выдаются компьютером по запросам. В этом случае педагогический коллектив сосредоточивает свои усилия на постановке целей и внесении творческого элемента в поиск путей их достижения.

Принципы единой информационной базы. Смысл его, прежде всего, состоит в том, что на машинных носителях накапливается и постоянно обновляется информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всех задач процесса обучения. При этом в основных файлах исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если первичные информационные файлы создаются для каждой задачи отдельно. Такой подход сильно облегчает задачу дальнейшего совершенствования и развития системы.

Задачи:

  • удовлетворение потребностей участников образовательного процесса в оперативном получении информации;
  • создание каталогов учебных информационных материалов и баз данных нормативно-правовых документов;
  • внедрение ИКТ в преподавание различных предметов;
  • накопление и тиражирование различных информационных материалов;
  • наиболее полное использование возможностей глобальных сетей России и всего мира.
  • Использование ИКТ во внеурочной деятельности.

Для решения этих задач ведется работа по направлениям:

  • Техническое оснащение учебного заведения средствами ТСО и обслуживание средств ВТ.
  • Подготовка кадров
  • Использование информационных технологий в деятельности администрации.
  • Преподавание информатики.
  • Программно-методическое обеспечение;
  • Использование компьютеров в предметном преподавании.
  • Обеспечение функционирования электронной почты и доступа в Интернет;
  • Проведение мероприятий по информационной безопасности.
  • Использование ИКТ во внеурочной деятельности.

1. Техническое оснащение учебного заведения средствами ТСО и обслуживание средств ВТ:

В школе 30 компьютеров с лицензионным программным обеспечением, второй год действует сеть internet с прямым скоростным каналом через стекловолокнистый кабель кампании «Сибирьтелеком», «internet – тарелка» Вузтелеком Минобрнауки, 6 мультимедийных проектора с экранами, телевизор, 2 интерактивных доски, 2 цифровых видеокамеры,  цифровой фотоаппарат, DVD проигрыватель, синтезатор. Расширяется набор периферийных устройств. Для полноценной работы всех подразделений школы имеются сканеры, копировальная техника, цветной и лазерный принтеры и многое другое.
Особое значение имеет локальная сеть, позволяющая сократить дублирование информации и сделать ее более доступной. В дальнейшем сеть охватит и административную, и методическую и другие машины, которые появятся в школе.
Оборудована и функционирует бухгалтерия школы с программой «1С-бухгалтерия», формируется база для компьютерной сети управления школой, информационного центра при библиотеке.

2. Подготовка кадров

Для осуществления информатизации школы во всех сферах ее жизнедеятельности нужны кадры владеющие информационными технологиями. Причем каждый учитель должен овладеть компьютерной грамотностью. С этой целью проводятся курсы и семинары различных уровней для учителей.

  • Уровень 1 — базовый, то, что обычно называют первичной компьютерной грамотностью. Основная задача курса — снять барьер отчуждения между учителем и информационными технологиями. Курс должен подготовить учителя к простейшему использованию компьютера для собственных нужд (подготовка уроков, текстов, обращение к существующим базам данных, простейшие телекоммуникации) и освоению предметного программного обеспечения.
  • Уровень 2 - предметный. Здесь учитель знакомится с имеющимся программным обеспечением по своему предмету, изучает его возможности и особенности. Очень полезны сопоставление и анализ (в том числе самостоятельный) различных программных пакетов со сходным содержанием. После прохождения этого уровня учитель может выбрать необходимое программное обеспечение, готовить и проводить компьютерные уроки.
  • Уровень 3 — пользовательский, предназначен для учителей, которые хотят глубже ознакомиться с информационными технологиями и возможностям вычислительной техники. После этого курса учитель может свободно пользоваться телекоммуникациями, проектировать и создавать базы данных для упорядочения произвольной информации, использовать программы общего назначения в учебных целях.
  • Уровень 4 — межпредметный, включает знакомство с элементами информатики, включая основы программирования и информационного моделирования. Особое внимание здесь уделяется философской и методологической роли информатики, ее межпредметным связям со всеми школьным науками. Этот курс должен дать учителю возможность разрабатывать авторские программы или сценарии, активно взаимодействовать при изучении предмета с информационными технологиями и знаниями школьников в этой области.

3. Использование информационных технологий в деятельности администрации:

  • получение оперативной информации об обновлениях законодательной базы через Интернет;
  • поиск необходимых документов через средства Интернет (в частности по базе на сайте Министерства образования РФ);
  • ведение  баз данных по школе и отчетности перед ПФР РФ, а также другими организациями;
  • общая обработка документов и их оформление;
  • локальное хранение документов;
  • подача информации о работе школы в виде диаграмм, таблиц, в форме презентаций. (в виду небольшой оснащенности  такие формы подачи данных используются во время планерок, заседаний метод-объединений, совещаний при директоре, индивидуальной работе со школьниками – например диагностика уровня обученности);
  • использование средств компьютерной графики для представления в удобном виде текущего планирования учебно-воспитательного процесса;
  • ведение баз данных об  успеваемости по классам;
  • проведение совещаний, педсоветов, планерок с повесткой дня по выбранным темам;
  • определение индивидуальной системы стимулирования;
  • обобщение опыта работы учителей в виде уроков-панорам, научно-практических конференций, педагогических чтений, педагогические ринги по защите инновационных технологий, аукционы педагогических идей, круглые столы и т.д.);
  • проведение семинаров психологов для педагогов по направлениям;
  • в  процессе  формирования  мотивационно - целевых  установок педагогов;
  • регулирование межличностных отношений в коллективе, создание для каждого учителя комфортной обстановки;
  • повышение квалификации сотрудников образовательного учреждения.

4. Преподавание информатики

Информатика как общеобразовательный предмет преподается в школе с 1985 г. В настоящее время традиционный курс в 10 - 11-х дополнен курсом информатики в 5 - 9 классах. Преподавание ведется на основе учебника Макаровой. С этого года ведется преподавание информатики и в начальных классах.

5. Программно - методическое обеспечение учебных дисциплин представлено большим разнообразием: обучающие программы; контролирующие, диагностирующие материалы; программное обеспечение для интерактивных досок; программы-тренажеры (сборники задач и упражнения на применение); словари, справочники и энциклопедии; хрестоматии; книги для чтения; музеи; экскурсии и путешествия; методические материалы для учителя; видеоуроки; игры

  • В программное обеспечение управляющего компьютера входят: база данных «Кадры», содержащая сведения об учителях школы, база данных «Учащиеся», «Педагогический опыт», курсовой переподготовке, аттестации учителей. В настоящее время компьютерная техника используется и для издания в школе дидактических и методических материалов, подготовленных учителями.
  • Отдельная задача — компьютеризация библиотеки. Очевидно, что нужен отдельный компьютер библиотекаря для хранения всей информации фондах и читателях. Но этого недостаточно. При библиотеке должен находиться отдельный компьютерный класс, используемый в режиме читального зала. Эти компьютеры частично снимают нагрузку с часов открытых дверей кабинета информатики, здесь же можно получить по телекоммуникационным сетям отсутствующую в школьной библиотеке информацию.
  •  Виртуальная физическая лаборатория. В медиатеку по физике входит несколько компьютерных программам по физике и астрономии ("Живая физика", Открытая физика", "Открытая астрономия", "Физика в картинках"). Для проведения лабораторных и исследовательских работ, интегрированных уроков, используется компьютерный класс.
  • Виртуальная математическая лаборатория. Для уроков математики установлены программы, которые позволяет визуализировать и моделировать математические объекты и отношения между ними ("Живая Геометрия", "Открытая математика: "Планиметрия", "Открытая математика: "Стереометрия").

6. Использование компьютеров в предметном преподавании.

Компьютер значительно расширил возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания сместилась от «как лучше рассказать материал» к тому, «как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
Возможности использования компьютерных средств:

  1. полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету (CD-ROM, DVD);
  2. частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным вопросам, темам, разделам предмета) состоит в использовании учителем своей дидактической структуры (сценария) изучения учебного материала с использованием фрагментов имеющегося программного обеспечения по предмету;
  3. фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио- и видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта;
  4. использование тренинговых программ для закрепления материала и для выработки умения и навыков;
  5. использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем;
  6. выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их результатов на уроке или внеклассной работе;
  7. использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работ;
  8. использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  9. использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, повышения мотивации, психологической разрядки.

Эффективное использование информационных технологий в общеобразовательных предметах может быть достигнуто при условии:

а) овладения учителями-предметниками основами компьютерной грамотности;
б) тесного взаимодействия с учителем информатики.

Использование компьютеров в предметном преподавании наиболее эффективно при построении цельного курса с полной программной поддержкой внесением соответствующих изменений в содержание и методику обучения. Такие курсы преподаются в школе уже сегодня, в будущем их число должно возрасти.

  • Создание текста - одно из основных направлений использования компьютера. Поэтому каждый компьютер в школе, доступный учителям и учащимся, является рабочим местом для создания текста. В комплексе используются сканер, принтер.
  • Индивидуальные занятия учащихся. Учитель - предметник дает ребятам индивидуальные рекомендации: с каким программным обеспечением им надо поработать, какие задания выполнить. В компьютерном классе для этой работы отводится специальное время во второй половине дня, при этом одновременно могут работать ученики разных классов и с разными программами.
  • Компьютерный сбор и анализ информации об окружающем мире. Компьютерные технологии позволяют современному человеку необходимо быстро найти нужную информацию, находящуюся на разных носителях, отбирать и анализировать собранную или созданную информацию, выяснять противоречия, проверять факты, сравнивать различные источники, выявлять альтернативные позиции. Поэтому активное использование информационных технологий в рамках учебного процесса, позволяет научить детей ориентироваться в мире. Компьютер значительно упрощает сбор и анализ информации. С его помощью можно фиксировать объекты и процессы окружающего мира в форме числовых измерений, записывать наблюдения в текстовой форме, делать фотографии, аудио- и видеозаписи.
  • Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.). Открытые тестовые системы или оболочки дают возможность учителю, методисту, автору учебника составлять новые тесты или изменять существующие.
  • Проектироеание и конструирование. Компьютерные технологии позволяют разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию  учащихся. В частности, учителями используется проектная деятельность.
  • Погружение в языковую среду. Одним из наиболее эффективных методов изучения иностранного языка является погружение в языковую среду. Компьютер позволяет создавать такую языковую среду - интерактивные программы, тексты, песни и т.п.
  • Отработка технических навыков, необходимых для уверенной работы с компьютером, - навык клавиатурного ввода. Возникает возможность развивать коммуникативные способности ребенка не после развития психомоторных навыков письма, а параллельно с ними. В школе используется несколько программ, позволяющих учащимся обучаться быстрому набору текстовой информации.

7. Обеспечение функционирования электронной почты и доступа в Интернет.

Осуществлен выход в глобальные сети, благодаря чему школа включилась в мир компьютерных коммуникаций, может участвовать в широком обмене информацией, всероссийских и международных проектах, получила выход в Интернет. Создан и функционирует электронный почтовый ящик.
Телекоммуникация (от греческого tele — «вдаль», «далеко») в широком смысле — это все средства дистанционной передачи информации, такие как радио, телевидение, телефон, телетайп, телекс и телеграф. Для этого нужны компьютер с соответствующей программой, модем и линия связи, позволяющая компьютеру соединяться с другой компьютерной системой. Доступ к Интернету имеют сотрудники и учащиеся школы. Предоставляются широкие возможности для использования компьютерных технологий в учебной деятельности.

8. Проведение мероприятий по информационной безопасности.

Использование антивирусных и других лицензионных программ.

9. Использование ИКТ во внеурочной деятельности.

В настоящее время компьютерная техника широко используется для издательской деятельности, в подготовке дидактических и методических материалов, выпуске газеты «Алые паруса» и другой печатной продукции. Используются программы Microsoft Publisher,

  • Рабочее место для ввода аудиоинформации. В школе каждый компьютер снабжен звуковой картой, приводом для компакт-дисков, подключенным микрофоном и наушниками, которые делают возможным ввод необходимой аудиоинформации.
  • Рабочее место для ввода видеоинформации и видеомонтажа. К компьютеру подключены конвертор видеоизображения, блок коммутации аудио/видео сигнала, которые дают возможность подключения цифровой видеокамеры, видеомагнитофона. Для обработки видеоизображения установлено специальное программное обеспечение. Также имеется возможность подключения к компьютеру цифрового фотоаппарата.
  • Рабочее место для проведения мультимедиавыступлений. В школе для оптимизации учебного и рабочего процессов используют мультимедиа презентации, для представления которых используют экран и мультимедийный проектор, подключенный к компьютеру.
  • Рабочее место для компьютерного моделирования. В школе учителя-предметники и учащиеся создают необходимые для демонстрации моделей или процессов. Простые модели создаются с помощью различных сред для моделирования.
  • Рабочее место для музыкального творчества. В школе простейшим музыкальным творчеством могут заниматься ребята. Для этого имеется музыкальный центр и музыкальный редактор для создания музыкальных проектов.
  • Студия мультипликации. Оборудование школы позволяет создавать мультипликационные проекты. Учащиеся среднего звена работают с простейшими программами на уроках информационных технологий.
  • Технический комплекс. В школе создан аппаратно-технический комплекс- актовый зал – имеющий компьютерную телепроекционную технику; стационарную систему озвучения, художественное световое оборудование. Все это позволяет проводить конференции, дает возможность просмотра видеофильмов, организацию школьных дискотек и культурномассовых мероприятий.

Таким образом, в условиях компьютеризации система внеклассной работы претерпевает качественные изменения. Кроме кружковой работы, охватывающей сравнительно узкий круг учащихся, в расписание работы кабинета информатики включаются часы открытых дверей, когда любой ученик может придти и использовать компьютер для своих целей: готовить тексты, получать информацию из баз данных подключаться к телекоммуникационным сетям, осваивать программное обеспечение, программировать Телекоммуникации в школе.

Целевые показатели эффективности реализации плана информатизации школы.

Для определения уровня результативности мероприятий, осуществляемых в рамках реализуемого плана информатизации школьного пространства, применяются следующие показатели:

  • Количество учащихся на 1 компьютер, чел.
  • Доля преподавателей, использующих ИКТ при подготовке учебных занятий, %.
  • Обеспеченность учебных дисциплин мультимедийными учебными компакт-дисками, %.
  • Количество предметов, которые преподаются с использованием ИКТ, ед.
  • Количество преподавателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации в области ИКТ, чел.

Ожидаемые результаты

  • удовлетворение потребностей участников образовательного процесса в оперативном получении информации;
  • создание каталогов учебных информационных материалов и баз данных нормативно-правовых документов;
  • внедрение ИКТ в преподавание различных предметов;
  • накопление и тиражирование различных информационных материалов;
  • наиболее полное использование возможностей глобальных сетей России и всего мира.
  • использование ИКТ во внеурочной деятельности.

Приложение