Цели урока:
- обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;
- расширить знания детей о зимующих птицах;
- воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи детей птицам.
Оборудование:
учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы;
наборы из семян и ягод;
кормушки для птиц;
слайдовая презентация;
карточки со словами : снегири, свиристели, синицы, воробьи, поползни, дятлы;
цветные карандаши.
Ход урока
1. Оргмомент.
Настроимся на урок. Улыбнитесь ребята. Подарите свою улыбку друг другу. Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а о чем мы будем говорить вы должны догадаться.
2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель:
Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора.
- Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О животных зимой.)
- О какой группе животных пойдёт речь? Угадайте: кто осенью улетает, а зимой возвращается? (Птицы.)
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах зимой. Будем учиться им помогать, выживать в трудное время. Слайд №1 Слова «Птицы зимой»
4. Повторение темы «Птицы» Слайд №2 с изображением птиц.
А помните ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?
Давайте поиграем. Игра: “Да-Нет”.
Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц.
Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.
- Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет, то молчите.
Тело покрыто шерстью.
Тело покрыто перьями (+)
Есть зубы
Есть клюв (+)
Крылья заменяют передние конечности (+)
Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+)
Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост
Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)
Перья на голове отличаются особой длиной (+)
Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).
- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.
Делается вывод, что есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы.
5. А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек.
Слайд №3 с изображением ласточки и скворца.
(Инсценировка “Разговор двух перелетных птиц”)
Скворец. Что ты такая печальная, ласточка? Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда? Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето. |
- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Они улетают до наступления холодов.)
- Почему многие птицы улетают в тёплые края?
- Кто знает, как называются эти птицы? (перелётные)
Слайд №4 слово «перелётные»
- Почему их назвали перелетные птицы?
6.Объяснение нового материала.
- Как вы думаете, как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие) на слайде №4 появляется слово «зимующие» и соответствующие птицы.
7. Рассмотрите птиц в учебнике на страницах 38-39. Работа в парах.
Отгадайте загадки. Найдите этих птиц на рисунке в учебнике.
1.Окраской – сероватая, повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая – известная персона. Это -…( ворона) |
2.Все время стучит |
3.Я весь день ловлю жуков, 5. А эту птицу узнаете по приметам. У нее скромное оперение, туловище все черное, только шея сзади и по бокам серая. (Галка) |
4.Вертится, стрекочет |
Всех ли птиц назвали? (Нет.) Назвали только тех, кто живёт в наших краях постоянно.
8. Работа с картиной “Зимний лес” и изображениями зимующих птиц.
Слайд №5 с изображением зимнего дерева. На нём постепенно появляются птицы: поползень, синица, чечётка, снегирь, клёст.
А вот другие птицы, которые прилетают зимовать к нам. Ищите их у себя в учебнике.
(По ходу чтения стихотворения на слайде появляются называемые птицы.)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинут эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это ПОПОЛЗЕНЬ проворный
Перед стайкою СИНИЦ.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут ЧЕЧЁТКИ,
Громко вторят СНЕГИРИ.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов.
Как средь стужи и морозов
Вывел КЛЁСТ своих птенцов.
Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
9. Инсценировка “Дятел и клёст”
Слайд №6 с изображением клеста и дятла.
В наших лесах есть много удивительных птиц. Давайте послушаем разговор дятла и клеста.
Дятел: Что ты клёст кричишь? Обидел тебя кто-то?
Клёст: Да нет, я просто радуюсь!
Дятел: Нашёл время радоваться!
Клёст: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и такие хорошенькие!
Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!
Клёст: Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха - мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой?
(Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.)
10. Физминутка «Птички»
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты)
И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, сильного мороза. Всё покрывается ледяной коркой или большим слоем снега. Слайд № 7 Зимний пейзаж.
Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла? ( Легче раздобыть пищу.)
11. Почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека?
Слайд №8 Изображение части населённого пункта.
Чтение рассказов из хрестоматии “Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека” (по Г. Скребицкому, А. Клыкову) и “Зимние гости” (по Н. Плавильщикову, Г. Скребицкому).
Почему нужно помогать птицам зимой?
Где ночуют птицы?
Как мы им можем помочь?
12. Рассмотрите в учебнике рисунки кормушек. Слайд № 9 «Кормушка»
13.Показ сделанных кормушек.
Что же мы можем сделать для птиц? Давайте посмотрим, чем кормятся птицы.
14. Рассматривание слайда № 10 «Семена для птиц»
Семена для птиц:
Подсолнечник (все птицы) |
Овёс |
арбуз |
пшено |
Тыква |
кедровые орешки (поползни, дятлы) |
рябина, калина |
Лён |
Клевер |
Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц.
Чем можно угощать птиц зимой? Как вы запомнили это мы сейчас проверим
15. Практическая работа . Работа в 6 группах:
У каждая группы на столе лежат наборы: семена арбуза, тыквы, подсолнуха, кусочки хлеба, овес, овсяная крупа, ягоды рябины, черемухи, кусочки сала и т.д.
Задание: “Составить меню для птиц”. У каждой группы своя птица. Птицы: снегири, свиристели, синицы, воробьи, поползни, дятлы
Обсуждение результатов выбора, от каждой группы выступает 1 представитель.
Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием
Но не всегда птички довольны нашей заботой. Давайте опять послушаем лесных жителей.
16. Физкультминутка.
Руки вверх, руки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем
17. Инсценировка “Сороки-тараторки”. Слайд № 11 с изображением 2 сорок
Сорока1: Тра-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята сделали птицам кормушки, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалуются.
Сорока2: А как им не жаловаться? Семечки и конопля не давлены. Клюв сломаешь, пока раскусишь.
Сорока1: А воробей вчера целый день корм раскапывал, надо было навес сделать.
Сорока2: А у синиц от солёного сала животы разболелись.
Сорока1: А кто-то сделал кормушку без бортиков, корм весь и сдуло.
Как видите, мало сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц ? Семена нужно подавить скалочкой.
18. Выполнить задание в тетради с.22 задание № 21
Отметь рисунки тех птиц, которые улетают из наших мест с наступлением холодов. Раскрась рисунки снегиря и синицы. Остаются ли эти птицы зимовать с нами?
А где ночуют птицы?
Как ведут себя птицы во время морозов?
(Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.)
Вывод: те птицы, которые приспособились к холоду, находят корм сами или их подкармливают люди – выживают. А мы обязательно им в этом должны помочь.
19. Подведение итога урока: (Учитель читает стихотворение).
Поможем всем. |
|
Морозы жестокие |
Рогожей укутаем |
20. Рефлексия: Какие ваши впечатления от увиденного, услышанного и сделанного на уроке?
Слайд № 12 Я ____ узнал, вспомнил, запомнил, удивился, мне понравилось…и т.д.( Дети передают мяч и говорят: “На уроке я узнал, что...”)
- Птицам, которые улетели в теплые края, там достаточно корма, а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить трудную зиму должны мы, потому что мы научились этому на сегодняшнем уроке.
Молодцы! Спасибо всем за урок. Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.
Литература
- Ковальчук Надежда Александровна, учитель начальных классов Разработка урока по окружающему миру для 1-го класса "Где зимуют птицы?"
- Симонова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов. Разработка урока по окружающему миру "Птицы зимой" для 1-го класса (1–4)