Урок в 1-м классе "Окружающий мир" (УМК "Перспективная начальная школа"). Птицы зимой

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;
- расширить знания детей о зимующих птицах;
- воспитание ответственного отношения к природе на примере посильной помощи детей  птицам.

Оборудование:

учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы;
наборы из семян и ягод;
кормушки для птиц;
слайдовая презентация;
карточки со словами : снегири, свиристели, синицы, воробьи, поползни, дятлы;
цветные карандаши.

Ход урока

1. Оргмомент.

Настроимся на урок. Улыбнитесь ребята. Подарите свою улыбку друг другу. Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а о чем мы будем говорить вы должны догадаться.

2.Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора.

- Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (О животных зимой.)
- О какой группе животных пойдёт речь? Угадайте: кто осенью улетает, а зимой возвращается? (Птицы.)

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах зимой. Будем учиться им помогать, выживать в трудное время.  Слайд №1 Слова «Птицы зимой»

4. Повторение темы «Птицы»    Слайд №2  с изображением птиц.

А помните  ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?
Давайте поиграем. Игра: “Да-Нет”.

Цель игры: обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - группа птиц.

Методика проведения: учитель перечисляет признаки животных и если признак характеризует птицу, которую они знают, дети хлопают в ладоши.

- Если вы услышите признаки птиц, то хлопайте в ладоши, если нет, то молчите.

Тело покрыто шерстью.
Тело покрыто перьями (+)
Есть зубы
Есть клюв (+)
Крылья заменяют передние конечности (+)
Отыскивают птицу с помощью клюва и лап (+)
Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост
Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)
Перья на голове отличаются особой длиной (+)
Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).

- Почему вы хлопали, когда говорилось, что эти животные “улетают от нас зимой в теплые края”, и тогда когда говорилось, что “зимуют с нами?”.

Делается вывод, что есть птицы, улетающие в теплые края и зимующие птицы.

5. А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек.

Слайд №3 с изображением ласточки и скворца.

(Инсценировка “Разговор двух перелетных птиц”) 

Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?

Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а кто–то пухленький серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? (Они улетают до наступления холодов.)

- Почему многие птицы улетают в тёплые края?
- Кто знает, как называются эти птицы? (перелётные)

Слайд №4 слово «перелётные»
- Почему их назвали перелетные птицы?

6.Объяснение нового материала.

- Как вы думаете, как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие) на слайде №4 появляется слово «зимующие» и соответствующие птицы.

 7. Рассмотрите птиц в учебнике на страницах 38-39. Работа в парах.

Отгадайте загадки. Найдите этих птиц на рисунке в учебнике.               

1.Окраской – сероватая,
повадкой –   вороватая,
крикунья хрипловатая –
известная персона.
Это -…( ворона)

2.Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)

3.Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край  не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не       робей! Я бывалый…(воробей)    

5.  А эту птицу узнаете по приметам. У нее    скромное оперение, туловище все черное, только шея сзади и по бокам серая. (Галка)

4.Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет. (Сорока)

 

 

 

 

 

 

 

 

Всех ли птиц назвали? (Нет.) Назвали только тех, кто живёт в наших краях постоянно.

8. Работа с картиной “Зимний лес” и изображениями зимующих птиц.

Слайд  №5 с изображением зимнего дерева. На нём постепенно появляются птицы: поползень, синица, чечётка, снегирь, клёст.

А вот другие птицы, которые прилетают зимовать к нам. Ищите их у себя в учебнике.
(По ходу чтения стихотворения на слайде появляются называемые птицы.)

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинут эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это ПОПОЛЗЕНЬ проворный
Перед стайкою СИНИЦ.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут ЧЕЧЁТКИ,
Громко вторят СНЕГИРИ.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов.
Как средь стужи и морозов
Вывел КЛЁСТ своих птенцов.
Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.

9. Инсценировка “Дятел и клёст”

Слайд №6 с изображением клеста и дятла.

В наших лесах есть много удивительных птиц. Давайте послушаем разговор дятла и клеста.

Дятел: Что ты клёст кричишь? Обидел тебя кто-то?
Клёст: Да нет, я просто радуюсь!
Дятел: Нашёл время радоваться!
Клёст: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и такие хорошенькие!
Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!
Клёст: Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха - мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой?

(Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.)

10. Физминутка «Птички»

Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут “крыльями”)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземлиться нам пора. (Дети садятся за парты)

И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, сильного мороза. Всё покрывается ледяной коркой или большим слоем снега. Слайд № 7 Зимний пейзаж.

 Почему зимой птицы чаще посещают города и сёла? ( Легче раздобыть пищу.)

11. Почему птицы зимой перебираются поближе к жилью человека?

Слайд №8 Изображение части населённого пункта.

Чтение рассказов из хрестоматии “Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека” (по Г. Скребицкому, А. Клыкову) и “Зимние гости” (по Н. Плавильщикову, Г. Скребицкому).
Почему нужно помогать птицам зимой?
Где ночуют птицы?
Как мы им можем помочь?

12. Рассмотрите в учебнике рисунки кормушек. Слайд №  9  «Кормушка»

13.Показ сделанных кормушек.

Что же мы можем сделать для птиц? Давайте посмотрим, чем кормятся птицы.

14. Рассматривание слайда № 10  «Семена для птиц»

Семена для птиц:

Подсолнечник
(все птицы)

Овёс
( синицы)

арбуз
(синицы, поползни)

пшено
( воробьи, синицы)

Тыква
(поползни, синицы, воробьи)

кедровые орешки (поползни, дятлы)

рябина, калина
(снегири, свиристели)

Лён
(все птицы)

Клевер
(воробьи, синицы)

Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц.
Чем можно угощать птиц зимой? Как вы запомнили это мы сейчас проверим

15. Практическая работа . Работа в 6 группах:

У каждая группы на столе лежат  наборы: семена арбуза, тыквы, подсолнуха, кусочки хлеба, овес, овсяная крупа, ягоды рябины, черемухи, кусочки сала и т.д.
Задание: “Составить меню для птиц”. У каждой  группы своя птица. Птицы: снегири, свиристели, синицы, воробьи, поползни, дятлы
Обсуждение результатов выбора, от каждой группы выступает 1 представитель.
Молодцы, вы замечательно справились с этим заданием
Но не всегда птички довольны нашей заботой. Давайте опять послушаем лесных жителей.

 16. Физкультминутка.

Руки вверх, руки вниз.
На носочках подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем

17. Инсценировка “Сороки-тараторки”. Слайд № 11 с изображением 2 сорок

Сорока1: Тра-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята сделали птицам кормушки, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалуются.
Сорока2: А как им не жаловаться? Семечки и конопля не давлены. Клюв сломаешь, пока раскусишь.
Сорока1: А воробей вчера целый день корм раскапывал, надо было навес сделать.
Сорока2: А у синиц от солёного сала животы разболелись.
Сорока1: А кто-то сделал кормушку без бортиков, корм весь и сдуло.
Как видите, мало сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц ?  Семена нужно подавить скалочкой.

18. Выполнить задание в тетради с.22 задание № 21

Отметь рисунки тех птиц, которые улетают из наших мест с наступлением холодов. Раскрась рисунки снегиря и синицы. Остаются ли эти птицы зимовать с нами?
А где ночуют птицы?
Как ведут себя птицы во время морозов?

(Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.)

Вывод: те птицы, которые приспособились к холоду, находят корм сами или их подкармливают люди – выживают. А мы обязательно им в этом должны помочь.

19. Подведение итога урока: (Учитель читает стихотворение).

Поможем всем.
Елена Благинина

Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньки
В нашем саду!
Тревожно за Жучку,
В ее конуре –
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц –
За наших воробышков,
Галок, синиц!
У нас приготовлено
Все для зимы:

Рогожей укутаем
Яблоньки мы.
Побольше сенца
В конуру принесем:
Беднягу – дворнягу
От стужи спасем.
Но птицы! Возможно ли
Птицам помочь?
Смотрите, какая
Студеная ночь!
Поможем! Их надо
Кормить, и тогда
Им будет легко
Пережить холода.

 

20. Рефлексия: Какие ваши впечатления от увиденного, услышанного и сделанного на уроке?

Слайд № 12  Я ____ узнал, вспомнил, запомнил, удивился,  мне понравилось…и т.д.( Дети  передают мяч и говорят: “На уроке я узнал, что...”)

- Птицам, которые улетели в теплые края, там достаточно корма, а тем, которые остались зимовать с нами, трудно искать корм. И помочь им пережить трудную зиму должны мы, потому что мы научились этому на сегодняшнем уроке.
Молодцы! Спасибо всем за урок. Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц.

Литература

  1. Ковальчук Надежда Александровна, учитель начальных классов Разработка урока по окружающему миру для 1-го класса "Где зимуют птицы?"
  2. Симонова  Татьяна Михайловна, учитель начальных классов. Разработка урока по окружающему миру "Птицы зимой" для 1-го класса (1–4)