Цель:
- учить бережному отношению к живой природе, видеть красоту окружающего мира;
- развивать логическое мышление, стремление глубоко вникать в смысл названия предметов;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация на компьютере (фото, видеоклипы, звуковая фонограмма), рисунки детей, поделки из бумаги (бабочки, цветы), рисунки для решения проблемной ситуации, рисунки учащихся на тему.
Сценарий урока:
- Мобилизующая часть урока:
- Сообщение целей урока.
- Актуализация субъектного опыта.
- Сообщение темы урока (слайд).
- Изучение новых знаний.
-Мы живём на замечательной планете. Она очень красивая. Первым человеком, который увидел её из космоса, был Юрий Алексеевич Гагарин. “Красота-то какая!” - воскликнул он, посмотрев в иллюминатор космического корабля “Восток”.
(видеоклип “Первый полёт в космос”.)
-Сегодня мы разгадаем ещё одну тайну природы. Но природа будет приоткрывать свои тайны только в том случае, если мы будем с ней бережны.
(на фоне видов природы звучит песня “Как прекрасен этот мир” гр.Весёлые ребята).
-Чтобы узнать о чём поёдёт речь на уроке, нужно отгадать эти загадки.
Вот зелёный стебелёк, лепестки горят на нём.
В середине есть глазок – смотрит вечером и днём.
Издаёт приятный запах, радует наш глаз,
И ещё к тому же он красоту несёт для нас.
(цветок) (слайд)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка) (слайд)
-Мы сегодня поговорим о том, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
-Давайте представим, что перед нами расстилается чудесный луг.
Что это? Словно красивые драгоценные камни – самоцветы рассыпались по лугу… Бордовые, красные, синие, фиолетовые, жёлтые и серебристо-белые крапинки диких луговых цветов горят и сверкают среди травы.
Все мы знаем, что цветы приносят нам радость, они украшают нашу жизнь.
Много красивых, удивительных цветов. Какие названия цветов вы знаете?
-Кто живёт на лугу? Кого мы можем встретить среди цветов?
Но вся красота может исчезнуть, если мы плохо к ней будем относиться.
- Сказка.
-4. Какие весенние растения своей местности вы можете назвать?-Послушайте сказку и ответьте на такой вопрос: “Правильно ли поступили дети?”
На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.
Однажды мальчик Коля забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер от восхищения. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс его домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Коли был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Коля был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.
В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно- чистейших цветов осталась только вытоптанная нежная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал…
-1. Правильно ли поступили ребята? Почему вы так думаете?
-2. Можно ли Колю назвать “добрым” мальчиком?
-3. Почему лось заплакал?
2) Стихотворение “Подснежник” (читает ученик).
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись лепестки…
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет.
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”
- Работа по учебнику.
-Рассмотрите рисунки в учебнике на стр.100. Расскажите, что делают дети на лугу (на рисунке слева). Каким будет луг после того, как на нём побывали дети? А что делают дети на рисунке справа? Навредят ли они своими действиями природе?
Стихотворение “Сохраним цветы” (читает ученица).
Василька срывать не стану
И ромашки золотой,
Лучше сразу всю поляну
Увезу к себе домой.
Прихвачу тихонько поле,
И в росе блестящий луг.
Поселю их в нашей школе,
Подарю тебе, мой друг.
И когда чуть-чуть взгрустнётся,
Снег весь мир заполонит,
Одуванчик улыбнётся,
Колокольчик зазвенит.
Не завянет медуница,
Не погаснет мой букет.
Наше лето сохраниться
На рисунке много лет…
-И мы видим на ваших рисунках, которые вы подготовили к сегодняшнему уроку, ещё долго будут благоухать цветы и порхать бабочки, пчёлы и стрекозы.
-Сочините сказку по рисунку на стр.100 (внизу). Начните так: “Однажды Мудрая Черепаха и муравей Вопросик отправились погулять на луг и увидели…”
-Рассмотрите рисунки на стр.101. Поясните их. Что вы здесь видите?
Прочтите слова Мудрой Черепахи.
-Ребята, запомните такое правило (слайд):
Не срывай цветок – он увянет.
Не лови бабочку – она погибнет.
Красоту можно воспринимать сердцем.
Стихотворение
“Давай пройдёмся медленно по лугу…” (читает ученик).Давай пройдёмся медленно по лугу
И “Здравствуй!” скажем, каждому цветку.
Нам надо над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или топтать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
6.Физкультминутка (слайд).
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
7.Проблемная ситуация №1.
-Выходят два уч-ся: “внимательный сын” и “юный эколог”.
1. В.С.
-У моей мамы завтра день рождения, и я хочу нарвать ей огромный букет полевых цветов. Ведь она так любит цветы!
2. Ю.Э.
-Но он губит при этом природу – это плохо. Ведь цветов назад на поляну не вернёшь, да и завянут они быстро.
-Ребята, как же нам их рассудить? Что нужно сделать, чтобы поздравить маму и не губить цветы на лугу?
Вывод: “Да, можно подарить декоративные цветы, комнатный цветок или аппликацию из цветов, сделанную своими руками”.
Вот какой замечательный букет вы вместе с преподавателем кружка “Умелые руки” Еленой Анатольевной сделали и подарили мне к 8 марта. Он ещё долго будет радовать меня, потому что он сделан из бумаги.
Стихотворение
“Если я сорву цветок…” (читает ученик).Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвёшь цветок…
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвём цветы…
8. Проблемная ситуация №2.
-Посмотрите на эти два рисунка. Какой вам больше нравиться: с растениями и насекомыми или без них? Почему? Что нужно, чтобы окружающий мир был таким вот цветущим и прекрасным?
Стихотворение
“Бабочка, цветок…” (читает ученица).Бабочка, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
9. Об экологической катастрофе и Красной книге.
-В настоящее время в природе Земли происходят существенные, а в отдельных случаях даже необратимые изменения. Значительное количество животных и растений становятся редкими. Некоторые виды уже не существуют по вине человека.
В целях лучшего выведения и охраны исчезающих видов животных и растений Международный союз охраны природы и природных ресурсов предприняли составление особой, так называемой “Красной книги”.
В неё заносят все исчезающие виды.
Занесён в “Красную книгу” - это значит: осторожно, не трогай, охраняй.
(на фоне картинки “Экологическая катастрофа” звучит песня “Прости, Земля” гр.Земляне).
Стихотворение “Берегите Землю” (читает ученик).
Берегите Землю. Берегите.
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
10. Итог урока.
-Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?
11. Рефлексия.
-У вас на парте лежат цветы или бабочки и камни. Если вам понравился этот урок и вы усвоили всё, о чём мы сейчас говорили, прикрепите на доску цветок или бабочку. А если вам всё ещё что-то не понятно, прикрепите камень.
12. Подарки гостям, присутствующим на уроке.
-Подарите нашим гостям цветы и бабочек, которых вы сделали для них из бумаги и со словами на обратной стороне:
“Не рвите цветы, не рвите!
Пусть будет нарядной Земля.
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!”
(на фоне звучит песня Ю. Антонова “Не рвите цветы, не рвите!”).