Обобщающий урок по теме "Моделирование" (на примере теории биоритмов)

Разделы: Информатика


Раздел программы: «Моделирование»

Урок проводился по завершению изучения темы «Моделирование», в 11-м классе физико-математического профиля. В зависимости от программы, по которой работает учитель, данный урок можно провести и в 11-м классе другого профиля, и в 10-м классе.

Тип урока: комбинированный обобщающий урок

Цели урока

  1. Повторение и обобщение знаний по теме «Моделирование»
  2. Формирование умений и навыков общенаучного, общеинтеллектуального характера
  3. Формирование общеучебных навыков работы с компьютером.
  4. Развитие творческого мышления.
  5. Умение использовать дополнительные источники информации (литература, сеть Интернет, и т.д.)
  6. Умение создавать компьютерные презентации.
  7. Контроль уровня усвоения основного программного материала.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, осознание своей значимости в образовательном процессе.

Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по моделированию, проверка умений учащихся пользоваться современными компьютерными технологиями.

Развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора.

Оборудование: компьютеры с операционной системой Windows 9x и выше, проектор, экран, программные средства: пакет Microsoft Office, MS PowerPoint, MS Excel

План проведения урока

  1. Подготовительный этап
  2. Психологическая самооценка учащимися своего состояния на начало урока.
  3. Разминка (вопросы разминки чередуются с сообщениями 4.1-4.4 учащихся)
  4. Выступления учащихся
    1. Выступление с сообщением «Самое важное о модели» (основные теоретические положения - 1-я группа).
    2. Выступление с сообщением «Коротко о биоритмах» (классификация моделей по временному фактору - 2-я группа).
    3. Выступление с сообщением «И ещё о биоритмах» (3-я группа).
    4. Выступление с сообщением «Формальная модель биоритмов в электронных таблицах»
  1. Психологическая самооценка учащимися своего состояния на конец урока.
  2. Выполнение практического задания.
  3. Подведение итогов.

Этапы 1, 2-6 сопровождаются компьютерной презентацией.

Ход урока.

1. Подготовительный этап

За 2-3 недели в классе выбираются несколько групп по 2 человека. Перед ними ставится задача сбора информации и создания небольшой презентации (3-8 слайдов). Группы готовят сообщения по основным теоретическим моментам.

2. Психологическая самооценка учащимися своего состояния на начало урока.

Каждый учащийся получает карточку. Необходимо оценить своё состояние по 3-м факторам: тревожность, новизна, интерес.

Оценить по пятибалльной системе каждую фразу:

  1. Что-то мне не по себе
  2. Я не думаю, что будет много нового.
  3. Я обязательно удивлюсь чему-нибудь

5 - полностью согласен
4 – согласен на 75%
3 – согласен на 50%
2 – согласен на 25%
1 - категорически не согласен

1

2

3

 

 

 

3. Разминка

(ведущий – учитель, вопросы подготовлены с помощью компьютерной презентации)

Вопросы разминки:

1. Ребус МОД + ЕЛЬ (Рисунок1)

2. Рисунок2

 

 

 

 


4. Выступления учащихся

4.1 Сообщение «Самое важное о модели» (Приложение1)

Вопросы разминки:

3. Рисунок 3   (Ответ: картина и скульптура)

4. Рисунок 4   (объект – мальчик)

 

Какой теоретический факт подтверждается последовательностью рисунков?
(индивидуальность образной модели)

Выступления учащихся (продолжение)

4.2 Классификация моделей по временному фактору (статические и динамические)
«Биоритмы - динамическая модель» (выступление учащихся)

4.3 «Это интересно! (мы и биоритмы)» (выступление учащихся)

Формализация модели биоритмов.

Учитель.
Некоторое представление о том, что такое биоритмы, у вас сложилось. Возникает вопрос: Как построить свои собственные биоритмы?

4.4 «Формальная модель биоритмов в электронных таблицах» [1] (Приложение2)

Вопросы к выступающему:

Какие выводы позволяет сделать полученный график биоритмов:

  1. выбрать неблагоприятные дни для участия в соревнованиях
  2. выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее удачными
  3. выбрать дни для похода в кино

5. Психологическая самооценка учащимися своего состояния на конец урока.

Перед выполнением практического задания оценить своё состояние по 3-м факторам: тревожность, новизна, интерес. Оценка в 5-балльной системе.

Оценить по пятибалльной системе каждую фразу:

  1. Все волнения кончились.
  2. Нового оказалось больше, чем я думал.
  3. Я действительно удивился

5 - полностью согласен
4 – согласен на 75%
3 – согласен на 50%
2 – согласен на 25%
1 - категорически не согласен

1

2

3

 

 

 

Практическое задание.

Постановка задачи. Перейти от формализованной модели к ее представлению с помощью программы создания компьютерной презентаций (PowerPoint)

На экране последовательно появляются слайды «Формализация» из презентации участников 1-й группы.

Рисунок5

Рисунок6

 

Рисунок7

Вопросы учителя:

1. Что можно отнести к упрощающим предположениям?
(выбор транспортного средства – самолёта, постоянная скорость (не учитывая взлёт и посадку), длина пути точно по экватору, без учёта существующих воздушных путей, …)

Эти предположения позволяют выделить исходные данные и определить, что будет служить результатом. Иначе говоря, упрощающие предположения позволяют определить параметры модели.
2. Что является параметрами модели?   (исходные данные (S и V) и результаты (t))

3. Как выражены связи между параметрами системы?   (с помощью формул S=v*t; t=S/v)

 

Рисунок8

Пример практического задания, выполненного учащимися (Приложение3)
Во время выполнения всеми учащимися практического задания один из участников группы, выступавшей с сообщением «Модель биоритмов в электронных таблицах», обрабатывает данные психологического опроса. Обработка производится с помощью программы MS Excel (Электронные таблицы)

6. Подведение итогов.

При подведении итогов результирующие диаграммы выводятся через проектор.

Диаграмма начала урока

 

 

 

Диаграмма конца урока

 

 

 

Литература:

  1. Информатика. 9 кл. / Под редакцией Н.В.Макаровой. – СПб: Питер Ком, 1999
  2. А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман Информатика. Книга для учителя.
  3. А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, В.Ф. Шолохович Информатика 7-9. Учебник, М.: «Дрофа», 1998