Раздел программы: «Моделирование»
Урок проводился по завершению изучения темы «Моделирование», в 11-м классе физико-математического профиля. В зависимости от программы, по которой работает учитель, данный урок можно провести и в 11-м классе другого профиля, и в 10-м классе.
Тип урока: комбинированный обобщающий урок
Цели урока
- Повторение и обобщение знаний по теме «Моделирование»
- Формирование умений и навыков общенаучного, общеинтеллектуального характера
- Формирование общеучебных навыков работы с компьютером.
- Развитие творческого мышления.
- Умение использовать дополнительные источники информации (литература, сеть Интернет, и т.д.)
- Умение создавать компьютерные презентации.
- Контроль уровня усвоения основного программного материала.
Задачи урока:
Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, осознание своей значимости в образовательном процессе.
Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по моделированию, проверка умений учащихся пользоваться современными компьютерными технологиями.
Развивающая – развитие мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора.
Оборудование: компьютеры с операционной системой Windows 9x и выше, проектор, экран, программные средства: пакет Microsoft Office, MS PowerPoint, MS Excel
План проведения урока
- Подготовительный этап
- Психологическая самооценка учащимися своего состояния на начало урока.
- Разминка (вопросы разминки чередуются с сообщениями 4.1-4.4 учащихся)
- Выступления учащихся
- Выступление с сообщением «Самое важное о модели» (основные теоретические положения - 1-я группа).
- Выступление с сообщением «Коротко о биоритмах» (классификация моделей по временному фактору - 2-я группа).
- Выступление с сообщением «И ещё о биоритмах» (3-я группа).
- Выступление с сообщением «Формальная модель биоритмов в электронных таблицах»
- Психологическая самооценка учащимися своего состояния на конец урока.
- Выполнение практического задания.
- Подведение итогов.
Этапы 1, 2-6 сопровождаются компьютерной презентацией.
Ход урока.
1. Подготовительный этап
За 2-3 недели в классе выбираются несколько групп по 2 человека. Перед ними ставится задача сбора информации и создания небольшой презентации (3-8 слайдов). Группы готовят сообщения по основным теоретическим моментам.
2. Психологическая самооценка учащимися своего состояния на начало урока.
Каждый учащийся получает карточку. Необходимо оценить своё состояние по 3-м факторам: тревожность, новизна, интерес. |
Оценить по пятибалльной системе каждую фразу:
5 - полностью согласен |
||
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
3. Разминка
(ведущий – учитель, вопросы подготовлены с помощью компьютерной презентации)
Вопросы разминки:
1. Ребус МОД + ЕЛЬ (Рисунок1) |
2. Рисунок2 |
|
|
4. Выступления учащихся
4.1 Сообщение «Самое важное о модели» (Приложение1)
Вопросы разминки:
3. Рисунок 3 (Ответ: картина и скульптура) |
4. Рисунок 4 (объект – мальчик) |
|
Какой теоретический факт подтверждается последовательностью рисунков? |
Выступления учащихся (продолжение)
4.2 Классификация моделей по временному фактору (статические и динамические)
«Биоритмы - динамическая модель» (выступление учащихся)
4.3 «Это интересно! (мы и биоритмы)» (выступление учащихся)
Формализация модели биоритмов.
Учитель.
Некоторое представление о том, что такое биоритмы, у вас сложилось. Возникает вопрос: Как построить свои собственные биоритмы?
4.4 «Формальная модель биоритмов в электронных таблицах» [1] (Приложение2)
Вопросы к выступающему:
Какие выводы позволяет сделать полученный график биоритмов:
- выбрать неблагоприятные дни для участия в соревнованиях
- выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее удачными
- выбрать дни для похода в кино
5. Психологическая самооценка учащимися своего состояния на конец урока.
Перед выполнением практического задания оценить своё состояние по 3-м факторам: тревожность, новизна, интерес. Оценка в 5-балльной системе. |
Оценить по пятибалльной системе каждую фразу:
5 - полностью согласен |
||
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
Практическое задание.
Постановка задачи. Перейти от формализованной модели к ее представлению с помощью программы создания компьютерной презентаций (PowerPoint)
На экране последовательно появляются слайды «Формализация» из презентации участников 1-й группы.
Рисунок5 |
Рисунок6 |
Рисунок7 |
Вопросы учителя: |
1. Что можно отнести к упрощающим предположениям? Эти предположения позволяют выделить исходные данные и определить, что будет служить результатом. Иначе говоря, упрощающие предположения позволяют определить параметры модели. 3. Как выражены связи между параметрами системы? (с помощью формул S=v*t; t=S/v) |
Рисунок8 |
Пример практического задания, выполненного учащимися (Приложение3)
Во время выполнения всеми учащимися практического задания один из участников группы, выступавшей с сообщением «Модель биоритмов в электронных таблицах», обрабатывает данные психологического опроса. Обработка производится с помощью программы MS Excel (Электронные таблицы)
6. Подведение итогов.
При подведении итогов результирующие диаграммы выводятся через проектор.
Диаграмма начала урока
|
Диаграмма конца урока
|
Литература:
- Информатика. 9 кл. / Под редакцией Н.В.Макаровой. – СПб: Питер Ком, 1999
- А.Г. Гейн, Н.А. Юнерман Информатика. Книга для учителя.
- А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, В.Ф. Шолохович Информатика 7-9. Учебник, М.: «Дрофа», 1998