Тема урока: «История мировых цивилизаций».
Цель урока: формирование представлений об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций.
Внутрипредметные связи: взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.). Каждая из них помогает историкам осмыслить и понять единство и многообразие мирового цивилизационного процесса, как в историческом, так и в социокультурном развитии человечества.
План урока:
- Человек как объект исторической науки.
- Варианты моделей исторического процесса.
- Цивилизационный и формационный подходы как методы изучения исторического познания развития общества.
- Теории развития цивилизаций.
- Два типа мировой цивилизации и Россия.
Рекомендуемая организация урока
I. Вступительное слово преподавателя.
Попытайтесь сформулировать определение: История - это...
Заслушав варианты ответов студентов, представить несколько своих вариантов, например:
- «История - цепь событий, имеющих причинно-следственные связи»;
- «История - путь, пройденный человеком от первобытности до наших дней»;
- «История — комплекс общественных наук, изучающих прошлое во всей его конкретности и многообразии» и т. д.
1. Какие исторические (сопутствующие, вспомогательные дисциплины) вы можете назвать?
Студенты называют такие науки, как археология, этнография, дипломатия, геральдика, нумизматика, сфрагистика и т. д. (на доске рисуют схему).
- -
- -
(Самостоятельная работа стр.6-7)
Таким образом:
Суть каждой категории:
Вывод.
-Теории являются стержнем всех исторических трудов независимо от времени их написания. Оглянитесь вокруг, и вы увидите стены комнаты, мебель, другие предметы, а из окна различите дома, распаханное поле, дорогу,… Что общего между тем, что вы увидели в комнате и за ее окнами? Что объединяет эти предметы? Ответ очевиден: все это творение рук человека.
2. Назовите главный объект исторических наук.
Продолжите фразу: «Человек-это... »
Организовать обсуждение вопросов определения сущности человека, его отличий от остального населения планеты, показать сложность задач, процитировав высказывания разных философов:
- «Это двуногое без перьев» (Платон);
- «Политическое животное» (Аристотель);
- «Мера всех вещей» (Протагор);
- «Мыслящий тростник» (Блез Паскаль);
- «Вольноотпущенник природы» (П. Гуревич).
Преподавательтель. Прошли века, но точного, четкого, всеобъемлющего ответа на этот вопрос философы так и не нашли. Как и тысячи лет назад, определение сущности человека (не с физиологической, а с философской точки зрения) вызывает споры.
Еще больше дискуссий разворачивается вокруг вопроса о роли человека в истории планеты Земля, о цене исторического прогресса.
Многие философы считали человека вершиной эволюции (венцом Божьего творения), например:
- «Из всех существ человек наиболее совершенен» Платон;
Но, кроме философов-оптимистов, были и есть и другие, настроенные пессимистично, так, например:
- «Человек - аномалия, причуда Вселенной... » (Эрих Фромм);
«Человек есть нечто, что должно превзойти... многое в вас еще осталось от червя» (Ницше).
Есть и еще более решительно настроенные философы, например, Кестлер утверждал, что «человек - болезнь природы», что «земля больна раком человечества». «Человек - тупиковая ветвь эволюции, результат космической мутации, безумное существо. До него все в природе было уравновешенно, а человек все расстроил. Земля спасется тем, что победит человека... »
Для иллюстрации этого положения можно зачитать отрывок из романа Ивана Ефремова «Час быка»:
«...реальные события неумолимо разрушают легенды о мудрых правителях, безупречных полководцах, доблестных борцах за веру. Они оборачиваются чередой кровавых убийств, жестокого фанатизма и зверского изуверства... то озверелые людоеды пожирали более цивилизованное племя перед его заботливо украшенными жилищами, то на фоне горящих городов ассирийские завоеватели насиловали женщин перед толпой зверски скрученных мужчин, привязанных к колесницам за ремни, продетые сквозь нижние челюсти. Нескончаемой вереницей проходили горящие селения, разграбленные города, вытоптанные поля, толпы истощенных людей, гонимых, как стадо, нет, никакой скотовод не обращался так со своими животными. Человек ценился куда меньше скота... освежеванные мясные туши.
Техника массовых истреблений постоянно совершенствовалась, XX век увеличил не только население планеты, но и могучую технику истребления. Громадные концентрационные лагеря, фабрики смерти, горы человеческого пепла, груды трупов и костей - такое не снилось древним истребителям рода человеческого... а атомное оружие? Сплошной шквал воющего железа и гремящего огня...»
- И все это человек - человеку!
- Вспомните взаимоотношения человека и природы.
(Идет рассказ студентов об исчезновении лесов, пересыхании рек, уничтожении плодородных почв, о залитых нефтью морях, о горах битого стекла и ржавого железа, об отравлении воздуха, истреблении животных и т. д.)
За свои преступления перед природой человечество расплачивается разнообразными болезнями (каждый век имеет свою «чуму»), число которых все увеличивается, дефектами наследственности, ростом психической неполноценности, моральным уродством (алкоголизмом, садизмом, жестокостью).
Заключить эту часть урока можно словами:
«Человек и очень ограничен, и бесконечен, и мало вместителен, и может вместить Вселенную... живое противоречие, совмещает высоту и низость... самый таинственный и сбивающий с толку объект науки... » (Тейяр Шарден)
Преподаватель. Впрочем, как можно говорить о будущем и человека, и Земли, когда до сих пор является открытым вопрос о происхождении человека.
Беседа:
- Какие гипотезы вы знаете?
(Студенты рассказывают о теории эволюционного происхождения Дарвина, о космической версии, можно дополнить их рассказ изложением гипотезы об урановом облучении обезьянолюдей.)
Преподаватель.
Итак, вы видите, что в вопросах о человеческой сущности, о будущем и прошлом человека нет сегодня единого мнения, и каждый из нас волен выбрать любую изложенную.
II. Варианты моделей исторического развития.
Другой проблемой для обсуждения на данном уроке может стать следующее размышление вслух.
Преподаватель.
Сегодня мы привычно говорим «историческая наука», «ученые историки...», «исторические научные открытия...» Но вот, например, древние греки историю наукой не считали. Они видели в ней особый вид искусства, была даже Муза истории - Клио, покровительствующая ей. Греков можно понять, ведь в любой науке существуют свои строгие правила, свои закономерности, свои «дважды два».
А история - иррациональна!
Беседа:
- Ваши примеры?
- «Народы появляются и исчезают, а некоторые почему-то существуют тысячелетиями,
- Слабые государства сохраняются, а сильные рушатся,
- Гениальные полководцы терпят поражения, посредственные - побеждают... »
Преподаватель.
В многообразии стран, эпох, народов, кажется, невозможно не запутаться - величественные египетские пирамиды, греческие полисы, древнерусские города, средневековые замки и т. д. и т. п. Сколько своеобразного, уникального, неповторимого в историческом пути, пройденном отдельными народами...
Но если история - это наука, она должна иметь свои законы, закономерности, методы изучения и подходы... И здесь тоже у ученых нет единого мнения.
Работа с таблицей « Модели исторического развития».
I. |
Первобытное общество |
Рабовладение |
Феодализм |
Капитализм |
Коммунизм |
II. Цивилизационная |
Дикость и варварство |
Земледельческие |
Индустриальная цивилизация |
Компьютерно-информационная цивилизация |
Компьютерно-информационная цивилизация |
Формы |
Натуральное хозяйство |
Натурально-рыночное |
Рыночно- |
Планомерное |
Формы |
Род, племя |
Народность |
Нации |
Сохранение |
III. Теория модернизации |
Её сторонники, отрицая цивилизационный подход, считают подход формационный лишь частным аспектом модернизационного (аграрного) общества |
Преподаватель. Показать основные, существующие на сегодняшний день, подходы к историческому развитию, выделить общие, не противоречащие друг другу черты.
Беседа:
- Вспомните, какие недостатки имеет каждый из этих подходов.
- В чем вы видите их сильные стороны?
- Возможен ли на сегодняшний день какой-либо единый, универсальный подход к историческому процессу?
В заключение этой части урока обобщить ответы студентов, подчеркнув неоднозначность, дискуссионность данной проблемы.
Альтернативные подходы в изучении мировых цивилизаций:
Первый подход - формационный (марксистский).
В основе этого подхода находятся объективно существующие, не зависимые от воли человека социально-экономические отношения.
Марксистско-ленинская теория о классах и классовой борьбе:
а) человек создал труд;
б) материальное производство - основа существования общества;
в) развитие общества - это развитие производства;
г) закон соответствия материального производства и производственных отношений.
Второй подход - цивилизационный (городской, гражданский, государственный):
а) Теория стадиального развития цивилизации.
Одним из наиболее последовательных сторонников стадиальной концепции цивилизационного развития является американский социолог О. Тоффлер. Общий ход исторических событий ему представлялся следующим. 10 тыс. лет назад некий доисторический Эйнштейн (возможно, женщина) преобразовал племенных кочевников в оседлых крестьян. Это связано с аграрной революцией, которая проходила очень медленно. Затем, приблизительно 300 лет назад, в Западной Европе началась промышленная революция. Она охватила более 20 стран, которые теперь можно назвать - индустриальными. Промышленная революция преобразовала человеческое общество из аграрного в индустриальное, превратила большинство крестьян в рабочих. То, что происходит сейчас, есть следующая волна изменений, связанных с промышленной революцией, с той лишь разницей, что они протекают намного быстрее.
б) Теория локальной цивилизации.
Иную картину общественно-исторического развития представляют сторонники теории локальных цивилизаций. Каждая цивилизация, по А. Тойнби, — это единый орга- низм, имеющий свою систему ценностей, высшими из кото--рых являются религиозные ценности. Цивилизациям присущ замкнутый цикл исторического существования: они «возникают», «растут» за счет энергии «жизненного порыва». Затем происходит «надлом», который может привести к «упадку» и «разложению». На внешних границах цивилизации угрожают «варварские народы», под напором которых она, ослабленная внутренними трудностями, может пасть.
Третий подход: религиозно-монархический.
Четвертый подход: космический.
Пятый подход: теория Тоффлера. По данной теории три революции в мире: до XVII века - аграрная, до XIX века - промышленная, XX век - информационная.
Шестой подход: бихевиаристский - с позиции поведения отдельной личности и группы. XX век: М. Вебер, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Бродель, К. Яспер - западная историография. Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, П. А. Строен - русская историография.
Задания:
1) Дайте обоснование существования каждого подхода. 2) Считаете ли вы формационный и цивилизационный подходы — взаимоисключающими?
1. В ходе урока преподаватель предлагает студентам сравнить определения понятия «цивилизация».
Цивилизация — совокупность материальных и духовных достижений человека, характеризующаяся определенными закономерностями социально-политического, экономического, духовного и культурного развития.
Цивилизация- это социокультурная общность людей, основанная на единстве духовных ценностей.
Обобщив ответы студентов, преподавателю нужно обратить их внимание на то, что в данных определениях назван признак цивилизационной общности — ценностно-мировоззренческая составляющая (представления людей о мире и себе). Расхождения во взглядах и позициях исследователей на цивилизационный процесс отражают фундаментальную проблему соотношения субъективного и объективного факторов в познании общественно-исторических явлений.
Цивилизационный подход позволяет полнее, глубже понять процесс формирования и развития нации, народа и самого человека, который, независимо от конкретной исторической ситуации, всегда остается связанным с обществом, его языком, культурными традициями, географической средой своего социума. В теориях развития цивилизаций усматривается «универсальное» [начало мирового развития человеческого сообщества, которое включает в себя географическое, историческое и духовное единство]. Понятие «цивилизация» включает в себя непрерывность исторического процесса, раскрывает материальные и духовные ценности, концентрирует внимание на особенном, своеобразном, неповторимом.
Формационный подход позволяет вывести общий закон исторического развития человеческого общества, отметить общие черты общественных укладов разных стран и народов, находящихся на одной исторической ступени развития и живущих при одном общественном строе. Но он не раскрывает особенностей культур и исторических путей развития народов, не укладываясь в одномерный коридор смены формаций. Понятие «формация» включает в себя прерывность, дискретность (ограниченность во времени) исторического процесса, вскрывает природу общественного строя (способ производства материальных благ), концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, устойчивом, конкретном.
Преподаватель предлагает учащимся заполнить таблицу. Этот вид работы они также могут выполнить в качестве самостоятельной работы.
Линии |
Цивилизационный подход. |
Формационный подход. |
Предмет изучения |
Объективные, независимые от человека закономерности развития |
Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и др. видов деятельности. |
Решающая роль в истории общества. |
Материальные факторы |
Мировоззрение, ценностные ориентиры общества. |
Общество. |
Движение от более низкой ступени развития к более высокой. |
Совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен. |
Тип цивилизации – методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно – исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологии положены четыре основных критерия:
- Общие фундаментальные черты духовной жизни;
- Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;
- Взаимопереплетение культур;
- Наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. На основе этих критериев вычленяются четыре основных типа цивилизаций:
(меловая схема)
Студенты самостоятельно, работая с учебником, дают характеристику каждому виду цивилизации.
Вопросы для подведения итога урока:
- Определите предмет истории. Раскройте понятия « историческое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».
- В чем отличие западного и восточного типов цивилизации?
- Укажите характерные черты глобальной и техногенной цивилизации.
Домашнее задание: Раздел 1. Стр.3-10. На вопрос № 4 ответить письменно.
Дополнительный материал для учителя
Широкое использование термина «цивилизация» в исторических исследованиях и трактатах началось в эпоху Просвещения. Первое употребление понятия «цивилизация» связывают с именем французского историка Мирабо Старшего. Затем свое определение ей дал шотландский просветитель А. Фергюссон в «Очерке истории гражданского общества» (1767): «Общественное развитие есть изменение способа существования людей. Первый из них сложился в эпоху дикости, которой была свойственна общинная собственность. На смену этой эпохе приходит новая — варварство, утверждается частная собственность. Последняя ведет к возникновению острых социальных конфликтов, грозящих обществу распадом. Избежать краха помогает создание государства, переход общества в гражданское состояние. Начинается эпоха цивилизаций — новый, более высокий этап развития человечества».
Стадиально-цивилизационная модель всемирной истории современного японского историка Ш. Ито выделяет пять стадий глобальных трансформаций: антропную революцию, аграрную революцию, городскую революцию, революцию Осевого времени и научную революцию. Антропную революцию Ито связывает с Эфиопией, аграрную — с центрами возникновения земледелия в Северной Сирии, Юго-Восточной Азии, Южном Китае, Западной Африке. Центрами городской революции стали Шумер, Египет, Индия и Китай. Революция Осевого времени, создавшая мировые религии и классическую философию, охватила в первую очередь Палестину, Грецию, Китай, Индию, Персию. Родиной научной революции стала Западная Европа. Сейчас, по мнению историка, в развитых странах мира разворачивается новая глобальная трансформация — экологическая революция.
Карл Ясперс (1883—1969) — немецкий философ, психолог. Сформулировал теорию Осевого времени — эпохи создания мировых религий, считая, что переход к ней положил конец периоду древности: на смену древним цивилизациям пришли новые, культурное ядро которых стали определять религиозно-этические ценности.
Арнольд Тойнби (1889—1975) — английский историк, социолог. Существенную роль в создании неповторимого облика каждой цивилизации играет, по его мнению, ряд факторов, среди которых особое значение имеет географическая среда. Возникновение и дальнейшее развитие цивилизации определяется способностью людей дать «ответ» на «вызов» времени — на изменение природно-исторических условий существования данной общности.
Николай Данилевский (1822—1885) — русский историк, социолог. Утверждал, что всемирная история, распадаясь на локальные цивилизации, не образует реального целого, а человек — лишь отвлеченное понятие.