Формирование ключевых компетенций в рамках проектной деятельности в урочной и внеурочной работе.
В настоящее время много говорят о компетентностном подходе в образовательном процессе. Данный подход предусматривает не только получение фундаментальных знаний, но и успешное применение их на практике. Компетентностный подход способствует также самообучению в дальнейшем. Информационное общество подразумевает, что человек не должен стоять на месте, научные разработки будут подталкивать его к постоянному совершенствованию , а получать новые знания легче, имея образовательную базу.
Один из методов, который развивает ключевые компетенции:
- информационную,
- коммуникативную,
- кооперативную,
- проблемную-метод учебного проекта(МУП).
Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал.Таким образом, учится ценить свое время, отвечать за группу, за свою работу в данной группе. А успешное выступление формирует радость успеха, прибавляет уверенности в своих силах.Сталкиваясь во время работы с различными ситуациями, с мнением других людей, он готовит себя к к выходу во взрослую жизнь.
В ходе работы над проектом ученик применяет свои знания и умения ( например, оформление результатов в форме эссе, составление планов, написание аннотаций) на практике. А самое главное, работая над темой, в качестве исходной точки он будет брать те знания, которые он получает на уроке.
Конечно, надо учитывать,что не все учащиеся будут работать над проектом ,поэтому учителю надо проводить уроки , наглядно объясняющие, что такое МУП.
Довольно успешно прошли уроки по методу мини проекта , которые освещали такие проблемы:
1. Как появился титул « король»?. (6 кл.)
Проблема была озвучена заранее.В ходе 7 уроков ребята собирали материал, а на заключительном уроке по теме «Империя Карла Великого. Образование и причины распада» они представили свои презентации в виде сценок, эссе, плаката, рисунка.
2.Что дало рыцарство современному обществу? (6 кл.).
На освещение данной проблемы потребовалось 2 урока.В ходе обсуждения были затронуты не только вопросы об оружии,присяге,учениях, обучении, карьере,но и вопросы офицерской чести,отношении к женщине, поведении мужчины-воина по отношению к мирному населению, защита Родины
3.Законодательная деятельность Наполеона.(8 кл.).
Основной вопрос на обсуждении-роль Наполеона в разработке законов.
4. Как взаимосвязаны межу собой сферы общества? (8 кл.).
На разработку данной проблемы потребовался 1 урок. Конечный результат был определен заранее: нарисовать дом и определить в нем место каждой сферы общества.
Такие уроки требуют подготовки и учеников, и учителя. Этапы подготовки включают в себя следующие моменты:
1 этап:
Погружение в проект
2 этап:
Организация работы над проектом.
3 этап:
Работа над проектом.
4 этап:
Презентация проекта.
5 этап:
Самооценка.
1 этап:
Работаем над таблицей:
Учебный проект |
||
Проблема |
Почему это важно? |
Актуальность. |
Проблематизация |
Разбиваем проблему на ряд подпроблем |
|
Цель |
Зачем мы делаем этот проект? |
Целеполагание |
Задачи |
Что мы будем делать |
Постановка задач. |
Методы и способы решения проблемы |
Как мы будем это делать. |
Выбор методов и способов. |
Результат |
Что получится |
Ожидаемый результат. |
2 – 3 этапы:
Для дальнейшей работы класс делится на группы произвольно или каждая группа формируется учителем по 5 человек или по 4 человека ( работают, повернувшись к друг другу). На обсуждение вопроса дается время. Группа обсуждает, назначает выступающего.
4 этап:
Презентация работ.
5 этап:
Самооценка работы в группе.
Раздается таблица:
Что оценивается | Фамилии |
5 (всегда работал) |
4 (часто) |
3 (иногда) |
2 (никогда) |
Ответы на вопросы |
|
|
|
|
|
Выступление от группы |
|
|
|
|
|
Идеи |
|
|
|
|
|
Если останется время, обсуждается лучшая презентация.
Во внеурочное время выполнены проекты:
«История страны в денежных знаках».Основная проблема: возможно ли по изображениям на денежных знаках проследить историческое и культурное развитие страны. Автор проекта-Дворянкова Анастасия , ученица 9 класса.
В ходе работы над проектом затрагиваются вопросы, как значение денег для человека,
культурное значение денежных единиц.Основная цель- показать,что изображение на денежных знаках несут определенную смысловую и культурную нагрузку.Основной метод : работа с литературой по данному вопросу.Презентация-создание пособия для кабинета истории, которое включает в себя рассказ о денежных знаках и изображении на данном денежном знаке.
Тема мини-проекта: «Русское оружие на картине Васнецова В. «Богатыри».
Проблема: Возможно ли , используя наглядные средства обучения
(в данном случае картину Васнецова В. «Богатыри»),рассказать об историческом явлении, искусстве, ремесле, герое?
Для того, чтобы решить данную проблему, мы изучили материалы о художнике, истории создания картины, познакомились с биографиями былинных героев.
Конечная цель нашей работы: создание стенда с данными материалами. Центральное место на данном стенде играет мозаичное панно, собранное учащимися 6 классов. Вокруг данного панно мы разместили материал о русском оружии и богатырях, также наиболее удачные эссе о защитниках земли русской.( Возможна компьютерная версия).
Метод учебного проекта - это не только обучение через делание, но и формирование основной ключевой компетенции-социальной,которая является главной и для учителя , и для ученика.