Цели и задачи:
Образовательные
- рассмотреть способы деления на однозначное число с получением нуля в конце частного;
- отрабатывать навыки устных и письменных вычислений;
Развивающие
- формировать умение у учащихся ставить перед собой цель на данный урок, исходя из темы, находить пути ее достижения и определять в конце урока удалось ее достичь или нет, и почему;
- развивать логическое мышление;
Воспитательные
- воспитывать у учащихся навыки самоконтроля, самооценки, коммуникативные навыки.
Оборудование: сигналы обратной связи «светофоры» (по количеству учащихся) (см. Рисунок 1), магнитные досточки (по количеству учащихся), таблица «Стосчет» (по количеству учащихся) (см. Приложение 1), алгоритм письменного деления (по количеству учащихся) (см. Приложение 2), песочные часы.
Оформление доски: (записи, выделенные серым цветом, появляются на доске по ходу урока)
I вариант |
Деление на однозначное число в случае, когда в частном получается нуль (в конце)
Здесь приведена запись деления столбиком с ошибкой, учащимся предлагается найти ошибки. Задание для I и II вариантов (№ 3 б, г) записаны с обратной стороны створок доски. |
Свободная минутка:
№ 3 в
|
Этапы урока и записи на доске |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников, их примерные ответы |
Организационный этап.
Сообщение темы урока.
Целеполагание.
Составление плана работы.
Мотивационная беседа. |
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада вас видеть, мне приятно с вами общаться. Покажите вашими улыбками ваше настроение. Я вижу, что настроение у вас хорошее, надеюсь, что таким оно сохранится до конца урока. А теперь поприветствуйте своего соседа по парте.
Прочитайте тему урока. Тема записана на доске. Эта тема новая для нас? Что нам уже известно из этой темы, что мы уже умеем? Мы уже многое знаем и умеем по теме «Деление». Почему же нам вновь предлагают изучать эту тему? Давайте составим план, т. е. наметим вопросы, на которые нужно ответить при рассмотрении нового случая деления. Учитель записывает вопросы на доске. Для чего нам нужно рассматривать новый случай деления? Мы и так уже много знаем и умеем, может быть и не нужно это знать? |
Дети здороваются, садятся на места. Показывают свое настроение мимикой.
Дети поворачиваются друг к другу, улыбаются друг другу и говорят по очереди слова: «Я рад тебя видеть, мне приятно с тобой общаться». После того, как закончат приветствие, берутся за руки и, подняв их вверх, показывают учителю готовность работать.
Дети читают Нет. Мы уже умеем делить на однозначное число тремя способами: два способа устных и один способ письменный, деление столбиком. Мы уже умеем выполнять деление столбиком, когда в частном получают нуль в середине. Чтобы изучить новый случай деления, когда в частном получается нуль в конце. Для чего нужно это знать? В чем заключается суть этого случая? Чем он отличается от других случаев деления? Нет, нужно. Вдруг нам встретится такое деление, и мы не будем знать, как выполнить деление и решим неправильно.
|
Этапы урока и записи на доске |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников, их примерные ответы |
Актуализация знаний:
0:5= 72:4=18
|
На первый вопрос ответили. Ставит возле первого вопроса знак +. Какие знания нам понадобятся, чтобы выполнять деление столбиком? Давайте все это повторим. Возьмите таблицы «Стосчет» (см. Приложение № 2), работаем с таблицей № 3. Считаете в парах в течение двух минут, затем оцениваете друг друга. Ставит песочные часы. Возьмите магнитные досточки. Мы решим примеры, записанные на доске. Учитель показывает пример. Какие правила вспомнили, решая примеры первого столбика?
Какой прием использовали? В ходе объяснения подчеркивает числа, которые делили (здесь они подчеркнуты синим цветом), и дугой показывает, как поступали с нулем |
Дети в парах, по очереди говорят ответы и проверяют друг друга. По истечении времени оценивают ответы друг друга. (Можно использовать знаки +, -,⊥ , можно - отметки 3, 4, 5) .
Дети пишут на индивидуальных магнитных досточках ответы и показывают их учителю. Кто-нибудь вслух объясняет вычислительный прием.
|
Этапы урока и записи на доске |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников, их примерные ответы |
Изучение нового. 1) Постановка проблемного вопроса
2) Выведение нового случая деления, когда в частном получается нуль в конце |
При проверке ваших тетрадей я увидела, что некоторые дети допускают ошибки при делении столбиком. Я выписала их на доску. Проверьте, определите, что неправильно и объясните, на что нужно обратить внимание, чтобы не было таких ошибок. Кто хочет объяснить вслух?
Молодцы! Я думаю, что вы не будете допускать таких ошибок. А теперь оцените себя, если вы правильно объяснили друг другу, то ставьте себе знак +.
Рассмотрите пример. Сколько раз образовывали неполные делимые? Назовите их. Почему в частном получились три цифры? Откуда взялся нуль? Кто может объяснить? При этом объяснении учитель обращает внимание детей на примеры из устного счета 280:4, 560:4. Вот, посмотрите, мы сегодня уже решали такого вида примеры, только используя устные приемы вычисления. Какой вывод можно сделать? |
При делении пятисот шестидесяти на четыре нуль закрываем, остается пятьдесят шесть. 56 заменяем суммой удобных слагаемых 40 и 16. 40:4=10, 16:4=4, 10+4=14.Пишем в частное 14 и переносим туда же нуль.
Дети в парах друг другу проговаривают, в чем заключаются ошибки, показывают готовность отвечать, взявшись за руки и подняв их вверх.
Два. 6 и 8.
Дети обсуждают в парах. |
Этапы урока и записи на доске |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников, их примерные ответы |
I способ |
Кто может объяснить? При этом объяснении учитель обращает внимание детей на примеры из устного счета 280:4, 560:4. Вот, посмотрите, мы сегодня уже решали такого вида примеры, только используя устные приемы вычисления. Какой вывод можно сделать? На записи примеров 280:4 и 560:4 обращает внимание на стрелки, показывающие перенос нуля в частное. А можно было снести нуль и выполнить деление? Давайте попробуем это сделать. Пишет на доске и объясняет. (Выделено синим цветом) Сношу нуль, образую третье неполное делимое. Делю нуль на два, получится нуль. Пишу в частное нуль. Умножаю нуль на два, получается нуль. Вычитаю из нуля нуль. Можно так объяснить получение нуля в частном? В математике принято нуль не сносить, когда он стоит в конце делимого, и, если делимое до этого разделилось без остатка, нуль сразу переносят в частное, делая запись короче. Стирает записи, выделенные синим цветом.
Пишет на доске. Получился этот же ответ? Для чего нужно учиться решать примеры разными способами?
|
Когда восемь разделили на два без остатка, в делимом осталась еще одна цифра – нуль. Его мы переписываем в частное, так как мы это делали раньше при делении круглого числа. При делении круглого числа на однозначное число неразделившийся нуль переписываем в частное.
Да.
Дети объясняют. Да. Мы выполнили деление столбиком верно. Чтобы можно было проверять себя. Если число многозначное и очень большое, то разделить его устно будет трудно, тогда нужно будет делить столбиком, для этого мы и учимся делить столбиком. |
Этапы урока и записи на доске |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников, их примерные ответы |
3) Первичное закрепление. |
Вы понимаете, что нужно владеть разными способами и приемами деления, поэтому мы уделяем объяснению разных способов столько времени, чтобы вы хорошо владели ими. Выполните № 1 на странице 19. В парах объясните решение примера всеми тремя способами. Были затруднения при проговаривании? Что было непонятным? Если у детей возникли затруднения, то учитель проводит коррекционную работу А теперь выполните деление семисот двадцати на шесть всеми тремя способами. (№ 2 на стр. 19) и поверьте друг друга. № 3 (а,в) выполним у доски с комментированием.
При проговаривании алгоритма письменного деления дети могут обращаться к записи алгоритма письменного деления (см. Приложение 3) |
Дети проговаривают все три способа, описанные в учебнике. Дети, которые хорошо поняли и могут решать самостоятельно, «зажигают» зеленый цвет на |
Этапы урока и записи на доске |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников, их примерные ответы |
Самоконтроль.
Рефлексия |
А теперь проверьте себя, как вы научились выполнять деление столбиком, выполнив самостоятельно № 3(б) - I вариант, и №3 (г) - II вариант. Учитель оказывает индивидуальную помощь или просит быть консультантом тех, кто уже справился с заданием и готов оказать помощь другому. Самопроверка по решениям, приведенным на доске. Самооценка – «+», «», «-». Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
Удалось нам достичь этой цели? По плану, составленному в начале урока, проверяют, на все ли вопросы найдены ответы. В чем заключается суть данного случая деления? Чем отличается от других случаев деления? Например, от деления, когда в частном получается нуль в середине? |
Двое детей решают эти примеры с обратной стороны доски. Остальные решают самостоятельно и в случае затруднения могут попросить помощь, просигналив красным цветом «светофора».
Рассмотреть новый случай деления, когда в частном получается нуль в конце.
Когда делим круглое число, неразделившийся нуль переписываем в конец частного. Алгоритм деления такой же, запись такая же, только при делении, когда в частном получается нуль в середине, он там получается, когда образуем неполное делимое и сносим две цифры подряд. А при делении, когда в частном получается нули в конце, мы их просто переписываем, если они в конце деления не разделились. |
Этапы урока и записи на доске |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников, их примерные ответы |
Домашнее задание.
Задание на развитие логического мышления (если останется время) Другие задания (вместе с решениями) приведены в Приложении 3 |
Для закрепления дома решите № 4 на стр. 20. Каждый определит для себя, сколько ему нужно решить примеров, чтобы чувствовать себя уверенно на самостоятельной работе, которая будет на следующем уроке.
В этом уроке нам предлагают три номера с задачами на повторение. № 7 – с буквенными значениями; № 8 – задача на движение; в № 9 даны два выражения, по которым нужно придумать задачу и решить ее. Поставьте около каждой задачи знак вопроса, дома подумаете и решите ту из них, которая вам больше нравится. А сейчас я предлагаю вам выполнить задания на сообразительность. № 10 на стр. 21 выполняем в парах.
Выполняют проверку. Учитель предлагает оценить себя, показав знаки «+», «⊥ », «-». |
Дети отмечают в учебнике-тетради задачи знаками «?» и
Находят лишние числа и объясняют друг другу по какому признаку они исключили то или иное число.
|
Опрос-итог
|
Что было главным на уроке? Что было интересного? Как вы оцениваете свою работу? Поставьте себе оценку на полях в учебнике, посмотрите на свои «+», «⊥», «-». Спросите себя, как я работал? Все ли понял? Чему научился? Оцените себя. Кто хочет вслух прокомментировать свою отметку? Учитель благодарит детей за работу и прощается с ними. |
Дети отвечают.
|
Литература:
- В. Н. Русанов «Математические олимпиады младших школьников» - М.: Просвещение, 1990 г.
- 365 задач на смекалку // составитель Г. Голубкова - М.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2005 г.