Урок математики в 3-м классе по теме "Вычислительный приём деления двузначных чисел на однозначные"

Разделы: Начальная школа


Тема: вычислительный приём деления двузначных чисел  на однозначные.

Цели:

  1. Ознакомить с приёмом деления двузначных чисел на однозначные, в основе которого лежит свойство деления суммы на число, используя технологию проблемного обучения.
    [ 1 ]
  2. Упражнять в решении задач.
  3. Совершенствовать технику счета.
  4. Способствовать воспитанию активной и творческой личности, любви к природе, аккуратности.
  5. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию активной речи, формированию умения передавать мысль словами, учебных умений (работа с книгой, самопроверка).

Оборудование:

учителя: картина «Математический полюс», «сугробы» с числовыми  выражениями, снеговик, снежинки и  карточки с примерами.

учащихся: учебник  М.И.Моро и др. «Математика» Москва «Просвещение» 2003, карточки для индивидуальной работы, счетный материал, звездочки для самооценки.

Ход урока

1. Организация учащихся

- Создадим хорошее дружелюбное настроение.
- Улыбнитесь друг другу, садитесь.
- Ребята, я сегодня вам предлагаю отправиться в экспедицию к математическому полюсу. Мы должны исследовать одну важную тему. Когда ученые что-либо исследуют или делают открытие, они проверяют все, что связано с предметом их изучения. И  мы, прежде чем узнать, что же это за тема, должны ее рассмотреть и сами открыть новое.

2. устный счет

Несколько заданий нам приготовил снеговик, но он пришел к нам до нашей экспедиции и от тепла успел растаять. Давайте поможем ему приобрести первоначальный вид
- Итак, чтобы «скатать» первый ком, нужно узнать, чему равен Х

- Как будем рассуждать? (Надо сделать обратные операции).
- С какого числа начнем? (Со ста).
И т.д.

100-28/9+35=43

- Чему же равен Х? (ответ 43)

Учитель прикрепляет 1 ком снеговика.

- Снеговик дает каждому из вас индивидуальное задание: карточку реши, самопроверку проведи.

2 человека решают задание у доски, остальные работают по индивидуальным карточкам.

- Оцените себя, наклейте соответствующую по цвету звездочку на листок.

Учитель прикрепляет 2 ком снеговика.

- Ну что же? Это еще не все. В следующем задании наш снеговик задает вам задачу на смекалку.
- Незнайка посадил 50 семян гороха. Из каждого десятка не взошло 2 семени. Сколько всего семян не взошло?

Учитель прикрепляет 3 ком снеговика (голову).

- Посмотрите, не хватает головного убора. Вот он. Какой он формы? (Прямоугольной).
- Снеговик просит узнать, чему равен периметр его шляпы, если известно, что длина 17 см, ширина 13 см. (17+13*2=60 см)

Учитель прикрепляет шляпу.

- Ребята, а вам не кажется, что чего-то не хватает у нашего снеговика? (Носа).
- Из чего его делают? (Из моркови).
- Где же она? Чуть не потеряли! Смотрите-ка, и тут есть задание.

Один ученик читает.

- Из каких геометрических фигур я состою?
- Что такое окружность?

3. подготовка к изучению нового

- Наша экспедиция продолжается. Пока мы помогали снеговику, метелица делала свое дело, намела на нашем пути сугробы, снежные да глубокие. Их нам надо преодолеть, вспомнить, как мы делили сумму на число.

На доске рисунки двух сугробов с числовыми выражениями:
(4+16)/2 (решают первым способом)
(50+15)/5 (решают вторым способом, учитель спрашивает, сколько всего разделили, как делили?)
- Молодцы, справились с сугробами

4. Работа над новым материалом

Побуждение к осознанию противоречия.

- Но метелица не унимается, не хочет пускать нас к математическому полюсу. Пошёл снег. На снежинках числовые выражения, значения которых вам надо найти.

56:8                   60:2                      42:3
4*9                    21*4                     64:4

Дети находят значения выражений на первой и второй снежинках, а выражения на третьей снежинке вызывает у них затруднение.

- Ребята, вы можете выполнить задание? (Нет, мы ещё таких примеров не решали.)
- Каких примеров не решали? Почему здесь возникло затруднение?  (Это внетабличное деление.)
- Значит, какие примеры мы будем сегодня решать? (На внетабличное деление двузначных чисел на однозначные.)

Здесь мы подошли к учебной проблеме, совпадающей с темой.

- Наша экспедиция подошла к своей цели. Сформулируйте тему урока.

Побуждение к выдвижению гипотезы.

- Итак, попробуем решить данный пример. Какие будут предложения, гипотезы? Как справиться с этой проблемой?  (Если всё число не делится на данное, то надо разложить его на сумму.)
- На какую сумму?

Приходим к выводу, что на сумму удобных слагаемых.

- Какие слагаемые будут удобны?

Дети решают примеры, находящиеся на третьей снежинке только что открытым ими способом.

- А теперь продолжим нашу исследовательскую работу дальше. Составим программу наших действий на примере учебника. (Страница 13.) Закончи решение и объясни его.
- Мы уже приближаемся к математическому полюсу, становится холоднее. Давай те погреемся, «поиграем в снежки».

5. Физминутка

- Я называю число 72, тем самым « кидаю» один снежок, а вы «кидаете» в меня два, то есть представляете  число 72 в виде суммы удобных слагаемых, чтобы легко его было разделить на 4, на3,на 6.

ДРУЖНО МЫ В СНЕЖКИ ИГРАЕМ!
Я ЧИСЛО ВАМ, ВЫ МНЕ - ДВА.
ОХ, ЗАБАВНАЯ ИГРА!

- Экспедиция продолжается. Выполним № 2 с объяснением.

6. Работа над пройденным материалом

Решение задачи № 3.

- Наша экспедиция подходит к концу, мы почти у цели, но по какой тропинке нам идти дальше? Дорогу к математическому  полюсу мы узнаем, решив № 6. Ребята 1 варианта узнают длину красной ломаной, а ребята 2 варианта – длину синей. Какую тропинку выберем?

7. Подведение итогов

- Скоро уже дойдём до математического полюса.
- Какую тему мы сегодня исследовали?
- Сформулируйте вопросы по этой  теме. ( Как разделить двузначное число на однозначное? Какие слагаемые должны быть в сумме? Какое свойство надо применить при делении? )
- Вот и математический полюс. Ой! Посмотрите, здесь числовые выражения, значения которых вам надо найти. Решите самостоятельно. Выполните самопроверку. Наклейте звёздочку.
- Дома вы продолжите свои исследования самостоятельно, закрепите приобретённые знания и выполните № 5.
- Итак, мы достигли математического полюса. На северном полюсе есть северное сияние, давайте,  и мы на математическом полюсе зажжём своё сияние. Наклейте свои оценочные карточки на доску. Какой цвет преобладает? Молодцы! Урок окончен.

Список литературы

  1. .Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения  //   Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации. Выпуск 3. М, Баланс, 1999