Урок-игра "Путешествие в страну Математики"

Разделы: Математика


Цель игры: развить интерес у учащихся к изучению математики.

Правила: 2 команды по 6 человек. 5-10 болельщиков.

ХОД ИГРЫ

Учитель: Мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну «Математика».Обычно в путешествие берут компас, но в нашем путешествии нам помогут наши друзья: ручка и бумага.
Слово «математика» пришло к нам из древнегреческого языка. По-древнегречески «мантанейн» означает «учиться», «приобретать знания».
Математика помогает нам познавать и совершенствовать тот мир, в котором мы живем. Запуск на орбиту спутников, строительство автострад, даже оклейка стен обоями, все это и многое, многое другое было бы просто невозможно без математических расчетов. Математика поможет нам научиться мыслить яснее и последовательнее.
Решая различные загадки, головоломки, задачки, вы сможете проверить свои знания на смекалку. За правильный ответ можно заработать определенное количество баллов, в зависимости от задания. Побеждает та команда, у которой большее количество баллов.
Итак, в путь!

1. Разминка

За 1 правильный ответ – 1 балл.

1 команда:

  • Два числа, наибольший общий делитель которых равен 1, называются? (Взаимно простыми)
  • Сколько цифр вы знаете? (10)
  • Сколько получится, если полсотни разделить на половину? (100)
  • Результат деления? (Частное)
  • Сколько лет в 1 веке? (100)
  • Чему равно произведение всех цифр? (0)
  • Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
  • Когда произведение двух чисел равно их частному? (Делитель = 1)
  • Что больше 2 м или 201 см? (201 см)
  • Сколько секунд в 1 часе? (3600)
  • Назовите наименьшее простое число. (2)
  • На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  • Когда частное равняется делимому? (Делитель = 1)
  • Параллелепипед, у которого все грани квадраты? (Куб)
  • Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, ночь)

2 команда:

  • Два числа, произведение которых равно 1, называются? (Взаимно обратные)
  • Результат вычитания? (Разность)
  • Назовите наименьшее натуральное число? (1)
  • Лестница состоит из 15 ступенек. На какую надо встать, чтобы быть на середине лестницы? (8)
  • Когда частное равно нулю? (Делимое = 0)
  • Чему равен НОД двух чисел, если НОК этих чисел равно их произведению? (1)
  • Сколько нулей в записи миллиард? (9)
  • Что больше 2 дм или 23 см? (23 см)
  • Сколько различных цифр используется, чтобы написать число 100? (2)
  • В семье пятеро сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько детей в семье (6)
  • Сколько месяцев содержит 30 дней? (11)
  • Сумма каких трех натуральных чисел равна их произведению? (1 + 2 + 3 = 1 . 2 . 3)
  • Прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)
  • Существует ли простое число, являющееся четным? (Да, число 2)
  • Тройка лошадей проскакала до станции 30 км. Сколько км проскакала каждая лошадь? (30 км)

2. Кроссворд

За каждое правильное слово – 1 балл.

Кроссворд по теме: "Великие математики"

По горизонтали:

1. Греческий монах, ученый-математик, который в XIII веке ввел  названия "числитель" и "знаменатель".
2. Греческий математик, который придумал способ отыскания простых чисел.
3.  Немецкий математик, астроном и физик, который в 10-летнем возрасте в уме сосчитал сумму числе от 1 до 100.
4. Древнегреческий математик, написал 13 книг «Начал», которые не утратили своего значения и в настоящее время.

По вертикали:

1. Английский ученый-путешественник, который  в 1120 году в Европе ввел десятичную запись чисел.
2. Древнегреческий математик, физик, механик и инженер из Сиракуз, придумал способ описания громадных чисел.
3. Нидерландский математик и инженер, ввел в употребление десятичные дроби.
4. Французский математик, физик, который ввел систему координат.
5. Немецкий математик, который первый начал использовать слова "абсцисса", "ордината", "координаты".

Ответы:  Приложение 1.

Конкурс болельщиков: Найти лишнее слово и дать общее название оставшимся.

За правильный ответ – 1 балл.

Сотка, акр, штоф – единицы площади, объёма (100 м2, 4047 м2, 1/10 часть ведра)
Ярд, тонна, центнер – единицы массы, длины (91 см, 1000 кг, 100 кг)
Литр, баррель, фунт – единицы объема, массы (1 л, 159 л, 410 г)
Сажень, пуд, аршин – единицы длины, массы (213 см, 16 кг 400 г, 71 см) 

3. Покорение горы (эстафета)

За скорость 1 балл и за каждый правильный ответ 1 балл.

По одному человеку из каждой команды решают примеры. Каждый игрок команды выполняет действие на своей ступеньке. Тот, кто выигрывает, рисует на вершине флажок. (Приложение 2)

4. Отгадай слово

За скорость 1 балл и за каждую правильную букву 1 балл.

У участников команд находятся карточки с примерами. Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены верно, то с помощью «ключа» можно отгадать загадку.

66

10

20

а

б

д

и

н

о

р

ш

ь

к

Вопрос 1: В русском языке это слово появилось в VIII веке, оно происходить от глагола «разбивать», ломать на части.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

                                                                                                                                        (Дробь)

В первых учебниках дроби так и назывались «ломаные числа». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Она появилась лишь около  300 лет назад. Название числитель и знаменатель ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый – математик.

Вопрос 2: Эту единицу длины впервые ввели купцы. Её ещё называли локоть.

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

(Аршин. 1 аршин = 71 см)

Конкурс болельщиков: Вопросы про дроби.

За правильный ответ – 1 балл.

  • Кто из русских математиков назвал дроби ломаными числами? (Леонтий Филиппович Магницкий, автор первого русского учебника по математике)
  • Что означает поговорка «Попасть в дроби?» (Такая поговорка сохранилась у немцев. Это означает «попасть в трудное положение»)
  • Назовите дробь, у которой числитель меньше знаменателя и которая не изменяется, если её запись перевернуть «вверх ногами».
  • Какому русскому писателю принадлежит высказывание: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь»?  (Лев Толстой)

5. Ребусы

За правильный ответ – 2 балла.

Разгадать ребус и дать определение понятия. (Приложение 3)

6. Задачи

За скорость 1 балл и за правильное решение 5 баллов.

Нужно решить обе задачи и защитить задачу, которая написана под цифрой 1.
1. Отпили полчашки черного кофе и долили её молоком. Потом отпили  чашки и долили её молоком. Потом отпили   чашки и долили её молоком. Наконец, допили содержимое чашки до конца. Чего выпили больше: кофе или молока?  (. Значит, молока и кофе выпили поровну)
2. Скотовод завещал 3 своим сыновьям  Альфреду, Джону, Чарльзу разделить стадо овец следующим образом: Альфред получит на 20% больше Джона и на 25% больше Чарльза. Часть Джона 3600 овец. Сколько овец получил Чарльз? (3600 + 3600 . 0,2 = 4320 (овец) получил Альфред; 4320 : 125 . 100 = 3456 (овец) получил Чарльз)

Конкурс болельщиков: Решение задач-шуток.

За правильный ответ – 1 балл.

1. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? (Родился 29 февраля)

2. Два сына и два отца поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться? (Дед, отец, сын)

3. У одной мамы было пять детей. 3/5 этих детей – мальчики. Догадайтесь, кто остальные и сколько их? Сколько девочек должно родиться у мамы, чтобы у нее оказалось равное количество мальчиков и девочек? (Три мальчика и две девочки; должна родиться одна девочка)

4. Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай весом 3 т. 2/3 урожая приходится на корешки, а остальное – на вершки. Сколько тонн урожая достанется медведю, если известно, что ему по договору причитаются все вершки? (1000 кг = 1 т)

Игра «Гоп»

Команде, чей болельщик останется – 3 балла.

По 5 болельщиков. Ребята по очереди называют числа от 1 до 30. Если в записи числа присутствует цифра 3 или число кратно трем, то надо сказать гоп. Тот, кто ошибется, выбывает.

7. Софизм

За правильный ответ – 2 балла.

Софизм – слово греческого происхождения, в переводе означающее хитроумную выдумку или головоломку. Это внешне формально правильное, но по существу ложное умозаключение. Ваша задача, найти ошибку в рассуждениях.


4 : 4 = 5 : 5
4(1 : 1) = 5(1 : 1)
4 = 5
2 . 2 = 5

(Ошибка в вынесении общего множителя за скобки)

35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54
5(7 + 2 – 9) = 6(7 + 2 – 9)
5 = 6

(Нельзя делить на 0)

8. Решение домашних задач

За правильное решение 3 балла.