Цель игры: развить интерес у учащихся к изучению математики.
Правила: 2 команды по 6 человек. 5-10 болельщиков.
ХОД ИГРЫ
Учитель: Мы совершим с вами
увлекательное путешествие в страну
«Математика».Обычно в путешествие берут компас,
но в нашем путешествии нам помогут наши друзья:
ручка и бумага.
Слово «математика» пришло к нам из
древнегреческого языка. По-древнегречески
«мантанейн» означает «учиться», «приобретать
знания».
Математика помогает нам познавать и
совершенствовать тот мир, в котором мы живем.
Запуск на орбиту спутников, строительство
автострад, даже оклейка стен обоями, все это и
многое, многое другое было бы просто невозможно
без математических расчетов. Математика поможет
нам научиться мыслить яснее и последовательнее.
Решая различные загадки, головоломки, задачки, вы
сможете проверить свои знания на смекалку. За
правильный ответ можно заработать определенное
количество баллов, в зависимости от задания.
Побеждает та команда, у которой большее
количество баллов.
Итак, в путь!
1. Разминка
За 1 правильный ответ – 1 балл.
1 команда:
- Два числа, наибольший общий делитель которых равен 1, называются? (Взаимно простыми)
- Сколько цифр вы знаете? (10)
- Сколько получится, если полсотни разделить на половину? (100)
- Результат деления? (Частное)
- Сколько лет в 1 веке? (100)
- Чему равно произведение всех цифр? (0)
- Сколько нулей в записи числа миллион? (6)
- Когда произведение двух чисел равно их частному? (Делитель = 1)
- Что больше 2 м или 201 см? (201 см)
- Сколько секунд в 1 часе? (3600)
- Назовите наименьшее простое число. (2)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
- Когда частное равняется делимому? (Делитель = 1)
- Параллелепипед, у которого все грани квадраты? (Куб)
- Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, ночь)
2 команда:
- Два числа, произведение которых равно 1, называются? (Взаимно обратные)
- Результат вычитания? (Разность)
- Назовите наименьшее натуральное число? (1)
- Лестница состоит из 15 ступенек. На какую надо встать, чтобы быть на середине лестницы? (8)
- Когда частное равно нулю? (Делимое = 0)
- Чему равен НОД двух чисел, если НОК этих чисел равно их произведению? (1)
- Сколько нулей в записи миллиард? (9)
- Что больше 2 дм или 23 см? (23 см)
- Сколько различных цифр используется, чтобы написать число 100? (2)
- В семье пятеро сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько детей в семье (6)
- Сколько месяцев содержит 30 дней? (11)
- Сумма каких трех натуральных чисел равна их произведению? (1 + 2 + 3 = 1 . 2 . 3)
- Прямоугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)
- Существует ли простое число, являющееся четным? (Да, число 2)
- Тройка лошадей проскакала до станции 30 км. Сколько км проскакала каждая лошадь? (30 км)
2. Кроссворд
За каждое правильное слово – 1 балл.
Кроссворд по теме: "Великие математики"
По горизонтали:
1. Греческий монах, ученый-математик,
который в XIII веке ввел названия
"числитель" и "знаменатель".
2. Греческий математик, который придумал
способ отыскания простых чисел.
3. Немецкий математик, астроном и
физик, который в 10-летнем возрасте в уме сосчитал
сумму числе от 1 до 100.
4. Древнегреческий математик, написал 13
книг «Начал», которые не утратили своего
значения и в настоящее время.
По вертикали:
1. Английский ученый-путешественник,
который в 1120 году в Европе ввел десятичную
запись чисел.
2. Древнегреческий математик, физик,
механик и инженер из Сиракуз, придумал способ
описания громадных чисел.
3. Нидерландский математик и инженер,
ввел в употребление десятичные дроби.
4. Французский математик, физик, который
ввел систему координат.
5. Немецкий математик, который первый
начал использовать слова "абсцисса",
"ордината", "координаты".
Ответы: Приложение 1.
Конкурс болельщиков: Найти лишнее слово и дать общее название оставшимся.
За правильный ответ – 1 балл.
Сотка, акр, штоф – единицы площади, объёма
(100 м2, 4047 м2, 1/10 часть ведра)
Ярд, тонна, центнер – единицы массы, длины
(91 см, 1000 кг, 100 кг)
Литр, баррель, фунт – единицы объема, массы
(1 л, 159 л, 410 г)
Сажень, пуд, аршин – единицы длины, массы
(213 см, 16 кг 400 г, 71 см)
3. Покорение горы (эстафета)
За скорость 1 балл и за каждый правильный ответ 1 балл.
По одному человеку из каждой команды решают примеры. Каждый игрок команды выполняет действие на своей ступеньке. Тот, кто выигрывает, рисует на вершине флажок. (Приложение 2)
4. Отгадай слово
За скорость 1 балл и за каждую правильную букву 1 балл.
У участников команд находятся карточки с примерами. Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены верно, то с помощью «ключа» можно отгадать загадку.
66 |
|
|
|
10 |
|
20 |
|
|
|
а |
б |
д |
и |
н |
о |
р |
ш |
ь |
к |
Вопрос 1: В русском языке это слово появилось в VIII веке, оно происходить от глагола «разбивать», ломать на части.
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
(Дробь)
В первых учебниках дроби так и назывались «ломаные числа». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Она появилась лишь около 300 лет назад. Название числитель и знаменатель ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый – математик.
Вопрос 2: Эту единицу длины впервые ввели купцы. Её ещё называли локоть.
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
|
|
|
|
|
(Аршин. 1 аршин = 71 см)
Конкурс болельщиков: Вопросы про дроби.
За правильный ответ – 1 балл.
- Кто из русских математиков назвал дроби ломаными числами? (Леонтий Филиппович Магницкий, автор первого русского учебника по математике)
- Что означает поговорка «Попасть в дроби?» (Такая поговорка сохранилась у немцев. Это означает «попасть в трудное положение»)
- Назовите дробь, у которой числитель меньше знаменателя и которая не изменяется, если её запись перевернуть «вверх ногами».
- Какому русскому писателю принадлежит высказывание: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь»? (Лев Толстой)
5. Ребусы
За правильный ответ – 2 балла.
Разгадать ребус и дать определение понятия. (Приложение 3)
6. Задачи
За скорость 1 балл и за правильное решение 5 баллов.
Нужно решить обе задачи и защитить задачу,
которая написана под цифрой 1.
1. Отпили полчашки черного кофе и долили
её молоком. Потом отпили чашки и долили её молоком. Потом
отпили чашки
и долили её молоком. Наконец, допили содержимое
чашки до конца. Чего выпили больше: кофе или
молока? (. Значит,
молока и кофе выпили поровну)
2. Скотовод завещал 3 своим сыновьям
Альфреду, Джону, Чарльзу разделить стадо овец
следующим образом: Альфред получит на 20% больше
Джона и на 25% больше Чарльза. Часть Джона 3600 овец.
Сколько овец получил Чарльз? (3600 + 3600 .
0,2 = 4320 (овец) получил Альфред; 4320 : 125 .
100 = 3456 (овец) получил Чарльз)
Конкурс болельщиков: Решение задач-шуток.
За правильный ответ – 1 балл.
1. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? (Родился 29 февраля)
2. Два сына и два отца поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться? (Дед, отец, сын)
3. У одной мамы было пять детей. 3/5 этих детей – мальчики. Догадайтесь, кто остальные и сколько их? Сколько девочек должно родиться у мамы, чтобы у нее оказалось равное количество мальчиков и девочек? (Три мальчика и две девочки; должна родиться одна девочка)
4. Бригада, состоящая из мужика и медведя, собрала урожай весом 3 т. 2/3 урожая приходится на корешки, а остальное – на вершки. Сколько тонн урожая достанется медведю, если известно, что ему по договору причитаются все вершки? (1000 кг = 1 т)
Игра «Гоп»
Команде, чей болельщик останется – 3 балла.
По 5 болельщиков. Ребята по очереди называют числа от 1 до 30. Если в записи числа присутствует цифра 3 или число кратно трем, то надо сказать гоп. Тот, кто ошибется, выбывает.
7. Софизм
За правильный ответ – 2 балла.
Софизм – слово греческого происхождения, в переводе означающее хитроумную выдумку или головоломку. Это внешне формально правильное, но по существу ложное умозаключение. Ваша задача, найти ошибку в рассуждениях.
(Ошибка в вынесении общего множителя за скобки) |
35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54 (Нельзя делить на 0) |
8. Решение домашних задач
За правильное решение 3 балла.