Цели урока:
- Дать представление о зимующих и перелётных птицах, кочующих, осёдлых.
- Познакомить с мероприятиями по охране птиц.
- Воспитывать бережное отношение к птицам.
Задачи урока: закрепить и расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; формировать представления о научном поиске, методах работы учёных.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы.
Оборудование:
- Таблицы с названиями групп птиц (зимующие, перелётные, кочующие, осёдлые)
- Картинки с изображением птиц:
- а) зимующие (дятел, ворона, сорока, сова, воробей; птицы на кормушке)
- б) перелётные (журавль, соловей, скворец, ласточка, жаворонок, зяблик)
- Аудио запись с «разговором птиц»
- Простой карандаш.
- Учебник «Мир вокруг нас» Плешаков.
- Рабочая тетрадь к учебнику
- Фишки
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Ну-ка, детки, встанем дружно,
Поработать всем нам нужно.
Вы друг другу улыбнитесь,
И тихонечко садитесь.
II. Целеполагание и мотивация
– Ребята, а какой недавно был праздник? Шумный
такой, весёлый. С хороводами и песнями. (Новый
год)
– Ребятам из четвёртого класса Дед Мороз принёс
вот такие подарки. Посмотрите. Что он вам
напоминает?
– А для чего нужен такой подарок? Он даже
стихотворение написал для ребят. Вот послушайте:
Трудно птичкам зимовать.
Бедным птичкам холодно.
Бедным птичкам голодно.
Бедных птичек накорми.
Белый хлебушек кроши
Ночью может быть метель.
Клюйте, птички, поскорей
Надо птичкам помогать,
Трудно птичкам зимовать.
– Сегодня на уроке мы с вами уточним, какие
птички могут прилететь на нашу кормушку, а какие
не прилетят и по какой причине. Тема нашего урока:
«Где зимуют птицы». Ребята, а кто из вас знает, где
зимуют наши пернатые друзья? А какие птицы
называются перелётными, кочующими, осёдлыми?
– Сегодня мы с вами всё это узнаем.
III. Актуализация
– Кто может назвать главный отличительный
признак всех птиц? (Тело покрыто перьями)
– И хотя птиц меньше, чем насекомых, но всё-таки
их очень много (примерно 9000 видов) Есть птицы
очень большие, величиной до двух метров, а есть
крошечные – не больше бабочки, весом несколько
граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а
есть такие, которые не умеют летать.
Птицы живут в разных местах—в лесах, горах, на
берегах морей. Одни птицы питаются рыбой, другие
насекомыми. Есть хищники, которые поедают не
только птиц, но и зверей, а есть такие, которые
едят растительную пищу.
Итак, сегодня мы поговорим о диких птицах –
животных, которых мы часто называем «пернатые
друзья»
IV. Первичное усвоение материала
– Сейчас я загадаю несколько загадок про птиц. А вы постарайтесь не только их отгадать, но и догадаться, что у этих птиц общее.
- Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел) - Днём слепая – ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. - Окраской сероватая, повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая, известная персона,
Да это же … - Непоседа птица эта,
Одного с берёзой цвета.
Вещунья, белобока
Да это же … - Чик-чирик!
За зёрнышком прыг!
Клюй, не робей.
Это … - Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт.
Голосистая певичка –
Желтогрудая … (синичка).
(Изображения птиц постепенно вывешиваются).
– Итак, ребята, кто догадался, что для этих птиц
общее? (Они никуда от нас не улетают)
– Птицы, которые не улетают от нас осенью, а
остаются зимовать называются – зимующие.
Птицы – зимующие (на доске)
– Чтобы легче прокормиться, птицы объединяются
в стаи. Часто синицы, поползни прилетают из леса к
жилью людей в город, деревню. Но всё же они зимуют
в родном краю, там, где жили летом. Таких птиц
называют осёдлыми, т.к. они осели на одном месте.
А есть ещё птицы, которые прилетают к нам зимой. А
кто-нибудь знает, какие птицы прилетают к нам? Это
снегири и свиристели. Эти птицы питаются ягодами,
почками, семенами. Прилетают они к нам тогда,
когда в их родных северных местах закончился
корм. Чем меньше корма, тем раньше они прилетают.
В этом году я их видела в декабре, а иногда они
появляются лишь в конце февраля.
Итак, такие птицы в тёплые края не улетают, а
только постепенно перелетают, т.е. кочуют с места
на место в поисках пищи. Такие птицы называются
кочующими.
Зимующие – осёдлые – кочующие.
V. Осознание и осмысление учебной информации
Работа с тетрадью.
–– Отметьте тех птиц, которых вы узнали, и если
вы будете давать корм, то они прилетят на вашу
кормушку. Давайте на доске выберем и посадим на
кормушку этих птиц. А вот как сделать кормушку
для птиц? (Ответы) Вы вместе с родителями
посмотрите вот на этом стенде. Здесь рассказано
как из подручного материала, буквально за
несколько минут организовать столовую для наших
пернатых друзей.
А что мы можем туда положить?
Синицы и поползни очень любят семена
подсолнечника (только перед тем как положить их
нужно слегка раздробить). Другие птицы любят
склёвывать зерновые отходы, хлебные крошки
(только белого хлеба, чёрный им вреден), сушёные
ягоды, семена репейника и др. трав.
VI. Физминутка
Мы кормушку мастерили,
В неё зёрнышки крошили.
Птички прыгали, порхали.
И «Спасибо» нам сказали.
VII. Первичное усвоение материала
– Вы слышите, ребята, как красиво поют
птицы в летнем лесу? (Запись.)
– Мы привыкли к частым переменам года, к их смене,
и не задумываемся, что большая часть людей на
земле никогда не видели зимы, не знает, что такое
мороз и снег. Но, оказывается, об этом не знают не
только люди, но и некоторые хорошо нам знакомые
птицы. А, впрочем, посмотрите сами:
Ласточка: Здравствуй, скворушка!
Скворец: А что ты такая печальная,
ласточка?
Ласточка: Ах, голубчик, голова у меня
разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом
свисте, какой-то чижик-пыжик чирикал, что после
тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то
серенький пухлячишка болтал, что бывает зима и
какой-то трещащий, нет, трескучий мороз. А, может
быть, это правда?
Скворец: Болтовня! Болтовня! Я столько
лет живу на свете, бывал на севере и юге, но зимы
не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни
дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно
лето.
– Ребята, скажите , какие птицы к вам приходили. Правы ли птички? А почему? А кто думает иначе? А как мы их называем? (Таблица «Перелётные»). Давайте на доске найдём перелётных птиц.
VIII. Осознание и осмысление учебной информации
– Откроёте, пожалуйста, учебник на странице 76 и
простым карандашом отметьте птиц, которых вы
видели. Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму
в тёплые края. А раньше люди не знали этого. Они
замечали, что осенью птицы куда-то исчезают,
потом опять появляются, но весной. Учёные точно
определили, где именно зимуют разные птицы:
жаворонки – в Африке, скворцы – во Франции или в
Италии, Для этого они надевали птицам на лапки
маленькие кольца. На каждом кольце номер и адрес,
где птицу окольцевали. Когда учёные орнитологи
других стран встречают такую птицу, они сообщают
об этом по указанному на кольце адресу. Те узнают
о миграции птиц, о местах их зимовки. Сейчас
учёные используют новейшие приборы, при помощи
которых информация о передвижении птиц, об их
местонахождении поступает на компьютер через
спутниковые системы. Также учёные задумывались о
том, как птицы находят дорогу домой, как
ориентируются. Они ставили опыты: перевозили
птиц в самолёте и отпускали – птицы возвращались
к месту своего рождения и летели зимовать туда,
где зимовали всегда их родители. Эту загадку
природа, возможно, когда-нибудь нам откроет.
Задание: определите название птиц, а потом
перелётным птицам нарисуйте колечко на одну
лапку.
IX. Обобщение
– Какие группы птиц вы запомнили?
– Сейчас я назову несколько птиц, а вам надо
определить, какая птица в этой группе лишняя.
Воробей, синица, скворец, ворона;
ласточка, сорока, зяблик, соловей.
X. Домашнее задание: рассказать родителям, что нового узнали о птицах. Не забывать подкармливать птичек.
XI. Итог урока, рефлексия
– Кому понравилось на уроке, возьмите на память из кормушки птичку, определите её название, дома раскрасьте и скажите, чем вы можете помочь этой птичке.