Электронные учебники или мультимедийные обучающие пособия в последнее время становятся составной частью учебного процесса. Графический интерфейс электронных учебников позволяет в полной мере пользоваться возможностями мультимедиа-технологий, которой присущи следующие характерные черты: интеграция в одном программном продукте многообразных видов информации (текст, таблицы, иллюстрации, анимации, речь, музыка, интерактивные модели, фрагменты видеофильмов). Кроме того, электронный учебник в той или иной степени отражает структуру обычного учебника: разделение на главы и параграфы, порядок изложения теоретического материала и проверочных заданий. Гипертекстовая структура электронных учебников позволяет изучать материал исходя из уровня подготовки учащегося, а так же его личных интересов. Но различные организации, выпускающие подобные пособия, придерживаются собственным принципам организации интерфейса, подбора учебного материала и его комплектования, способа контроля знаний.
Электронная форма учебника делает его более “мобильным” благодаря использованию логических ссылок внутри учебного материала. При этом учащийся может легко найти ответ по интересующей его теме в процессе обучения, вернуться к теории в случае возникающих затруднений при решении какой-либо задачи, сделать закладку в нужном разделе.
Проблема использования электронных учебников заключается в том, что нет единых методических разработок для преподавателя по работе с ним. Не ясно место и роль преподавателя в обучении, построенном на основе работы с электронным учебником, степень его участия на подобных занятиях и характер его работы.
В процессе преподавания информатики электронные учебники применяются и при проведении теоретических и практических занятий и при сдаче экзамена.
В процессе преподавания информатики нами используются различные электронные учебники. Особой популярностью пользуется практикум по экономической информатике под редакцией профессора Шуремова Е.Л. (Приложение 1). Прежде чем приступить к выполнению практического задания по информатике, студенты должны самостоятельно, опираясь на материал учебника, изучить все разделы текстового редактора Microsoft Word и табличного процессора Microsoft Excel, только после чего будет выполнена практическая работа по информатике.
Мы предлагаем решение этой проблемы в организации проектной деятельности студентов. На наш взгляд при использовании студентами электронного учебника Шуремова Е.Л. их деятельность превращается в проектную. Студенты изучают то, чем пользуются. Например, текстовый редактор Microsoft Word, табличный процессор Microsoft Excel. Основные направления данной методики таковы: сначала изучаем то, чем пользуемся, потом учим и используем. Тем самым создаются условия для студентов, в которых они теперь будут работать сами.
Основными направлениями применения электронного учебника, по нашему мнению, являются:
- обучение студентов работе в текстовом редакторе и табличном процессоре, применяемое в профессиональной деятельности;
- повышение профессионального уровня студентов, изучающих электронный учебник;
- формирование у студентов навыка выполнения компиляционной, монографической работы, в частности в области информатики;
- углубленное изучение теоретического материала в узкой области, соответствующей полученной или избранной темы;
В методике преподавания электронный
учебник является принципиально новым
типом учебного материала. Его назначение
заключается в предоставлении больших
возможностей обучаемому по объему знаний,
выработке навыков и организации
индивидуального процесса обучения, что
позволяет проверить уровень освоения учебного
материала.
Мы осуществляем поставленные цели следующим
образом: на уроках информатики студенты получают
задание для практической части работы, четкий
инструктаж преподавателя по ее выполнению и
самостоятельно выполняют работу, опираясь на
разделы электронного учебника. (Практикум
Шуремова Е.Л.) Преподавателю лишь отводится роль
консультанта в сложных неясных вопросах
студентов. Когда работа выполнена, ребята
приступают к её защите.
Электронные учебники не только способствуют
обучению учащихся, что само по себе значимо, но и
открывают перед учащимися возможности
использования информационных технологий.
Использование электронных учебников показывает,
что уровень знаний у учащихся повышается,
возрастает интерес к изучаемому предмету.
Происходит это в частности, благодаря тому, что в
процессе работы с ним студент может моделировать
различные процессы, посредствам интерактивных
моделей, наглядно отображать динамику процессов
на графиках. Интерес к предмету стимулирует и
сама форма подачи учебного материала.