Введение
В современных образовательных учреждениях
большое внимание уделяется компьютерному
сопровождению профессиональной деятельности. В
учебном процессе используются обучающие и
тестирующие программы по различным дисциплинам
образовательного процесса.
Проведенные в колледжа статистические
исследования использования обучающих и
тестирующих программ по различным дисциплинам (в
рамках учебного процесса и компьютерных курсов)
показывают, что их применение позволило повысить
не только интерес к будущей специальности, но и
успеваемость по данной дисциплине. Большинство
студентов воспринимают лучше информацию
зрительно, тем более, если она качественно
оформлена. Эти программы дают возможность
каждому студенту независимо от уровня
подготовки активно участвовать в процессе
образования, индивидуализировать свой процесс
обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не
пассивным наблюдателем, а активно получать
знания и оценивать свои возможности. Студенты
начинают получать удовольствие от самого
процесса учения, независимо от внешних
мотивационных факторов. Этому способствует и то,
что при информационных технологиях обучения
компьютеру на время переданы отдельные функции
преподавателя. А компьютер может выступить в
роли терпеливого педагога-репетитора, который
способен показать ошибку и дать правильный
ответ, и повторять задание снова и снова, не
выражая ни раздражения, ни досады.
Время идёт, и программы быстро устаревают. И
учебный материал, и форма представления.
В настоящее время в нашем колледже идёт
разработка компьютерных программ – электронных
учебников по различным дисциплинам.
Компьютерные учебные программы создаются по тем
дисциплинам, которые являются профилирующими в
профессиональной подготовке и фактически кроме
нашего колледжа нигде в городе не используются.
Конечно, постановщиком программ в первую очередь
выступает преподаватель-предметник, чьи идеи
реализованы в компьютерном обучении, но
оформление и подача информации, как текстовой,
так и графической выполняется студентами.
Основные понятия
Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:
– это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
– должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
– учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
– это электронное издание, частично
илиполностью заменяющее или дополняющее учебник
и официально утвержденное в качестве данного
вида издания.
– это текст, представленный в электронной форме
и снабженный разветвленной системой связей,
позволяющей мгновенно переходить от одного его
фрагмента к другому в соответствии с некоторой
иерархией фрагментов.
Основные формы электронного учебника
Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.
Тест. Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области.
Энциклопедия. Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.
Задачник. Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Учащийся получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.
Креативная среда. Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу учащегося с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у учащегося. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу учащихся над проектом.
Авторская среда. Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу. То есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические пособия по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.
Невербальная среда. Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием "делай как я". Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.
Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла "автора". Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он "впишется" в учебный процесс ОУ.
Рекомендации по разработке электронного учебника
Основные этапы разработки электронного учебника
- Выбор источников
- Разработка оглавления и перечня понятий
- Переработка текстов в модули по разделам
- Реализация гипертекста в электронной форме
- Разработка компьютерной поддержки
- Отбор материала для мультимедийного воплощения
- Разработка звукового сопровождения
- Реализация звукового сопровождения
- Подготовка материала для визуализации
- Визуализация материала
А теперь подробнее:
1) при разработке ЭУ целесообразно подбирать в качестве источников / такие печатные и электронные издания, которые
- наиболее полно соответствуют стандартной программе,
- лаконичны и удобны для создания гипертекстов,
- содержат большое количество примеров и задач,
- имеются в удобных форматах (принцип собираемости).
2) производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом.
3) перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и добавляются те, которых нет в источниках; определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.
Таким образом, подготавливаются проект гипертекста для компьютерной реализации.
4) гипертекст реализуется в электронной форме. В результате создается примитивное электронное издание, которое уже может быть использовано в учебных целях.
5) разрабатывается компьютерная поддержка. Врабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ.
Теперь электронный учебник готов к дальнейшему совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.
6) изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений и отбираются тексты для замены мультимедийными материалами.
7) разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.
8) производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации.
На этом заканчивается разработка ЭУ и начинается его подготовка к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации ЭУ может предполагать некоторые коррекции его содержательной и мультимедийный компонент.
Программное сопровождение
В настоящее время среди основных требований при создании электронных учебников для образовательного процесса: научности, доступности, проблемности, большое внимание уделяется наглядности обучения: чувственному восприятию изучаемых объектов. Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.
В программах с мультимедийным представлением информации появляется возможность создания не только зрительных, но и слуховых ощущений. Электронные учебники существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичней. Появляется возможность наглядно-образной интерпретации существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но даже и научных закономерностей, теорий, понятий.
Электронные учебники в формате Word, PowerPoint
Нет нужды представлять документы в этих распространенных форматах. С их помощью можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.
Электронные учебники в формате Acrobat
Имеется прекрасно зарекомендовавший себя формат .PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных учебников в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Для создания же электронных учебников используется программа Acrobat с широкими возможностями, вполне доступная образовательным организациям. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате .PDF.
Электронные учебники в программе Flash MX
Многие электронные учебники, имеют основу – программу Flash MX, представляющую мощную систему для создания анимационных файлов для Web. Так как будущее за дистанционным образованием, то изучение и применение этой программы не случайно.
Электронный учебник в программе 3D Studio MAX
Широко распространенных программ
моделирования довольно много, однако одна из
лучших программ трехмерного моделирования и
искусства анимации для создания визуальных
эффектов программа – 3D Studio MAX.
3DMAX позволяет смоделировать многое путем
использования разнообразных базовых объектов.
После построения геометрических объектов и
должного их размещения к ним можно применять
“материалы”, накладывать на геометрию текстуры.
Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по
настоящему почувствовать себя создателем целого
фильма, выступать и в роли режиссера, оператора,
композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно,
этот процесс занимает много времени, но если
нравиться, то оно пролетает незаметно.
Объединение программ 3dmax и Flash MX позволяет
создать в обучающие программы, позволяющие
обеспечить внедрение новых технологий,
соответствующих мировым стандартам в области
информатизации.
Благодаря использованию трехмерного
моделирования 3dmax и удобному интерфейсу Flash новые
компьютерные программы стали наглядны, красочны
и интересны студентам.
В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядный, красочный и интересный для студентов электронный учебник.
Кому и зачем нужен электронный учебник?
Подводя итоги, можно ответить на важные вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник?
для самостоятельной работы учащихся
- облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
- допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
- освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
- предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы;
- выполняет роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.
на практических занятиях
- позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
- позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень;
- сложности контрольного мероприятия. позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации.
а так же
- позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
- позволяет оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
- позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
Заключение
Как показывает анализ, большинство студентов уже на ранних стадиях учебы прекрасно осознают необходимость применения компьютера в своей профессиональной деятельности. Эффект познания усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках информационных технологий обучения, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе.