Переход современного школьного образования в режим развития сопровождается изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки успешности школьников. Другими словами, сегодня создаются благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия. Меняются цели и задачи обучения, и, соответственно, меняются образовательные стандарты, учебные планы, идет процесс дифференциация образовательного процесса по профилям и уровням обучения. Процесс обучения предполагает наличие результатов обучения. О соответствии целей и результатов можно говорить, когда имеются необходимые механизмы и инструменты измерения достижения этих целей и результатов, оценки степени близости достигнутого к планируемому. Сами же измерительные инструменты во многом зависят от характера критериев, применяемых оценочных шкал. Возникла необходимость создания такой универсальной многофакторной технологии оценки качества обучения, которая позволила бы контролировать и оценивать процесс обучения и его результаты на различных этапах учебно-воспитательного процесса. Школьная система бальных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, в ней фиксируя лишь результат учебного процесса. Но трудно представить, что содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, если способы и критерии оценки останутся прежними. Традиционные системы контроля и оценки знаний и умений учащихся "грешат" одним существенным недостатком. Все "нити" контроля и "рычаги" управления находятся в руках преподавателя. Это лишает учащегося инициативы,самостоятельности и состязательности в учебе. Школьная система бальных оценок(абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, в ней фиксируя лишь результат учебного процесса. Одно из главных требований к контролю - учет индивидуальных особенностей учащихся - просто игнорируется. Речь идет не о требованиях к качеству, объему знаний и уровню сформированности умений (они должны быть одинаковыми для всех учащихся), а об учете индивидуальных качеств учащихся (медлительности, застенчивости или, наоборот, самоуверенности и т. д.).Устранить эти недостатки помогло решение о введении рейтинговой системы оценки учебных достижений в технологии проблемно-модульного обучения математики в профильном 10 классе. Основная особенность нововведения заключается в передаче "нитей" оценки успешности от преподавателя к учащемуся. В рейтинговой системе учащийся сам распределяет свои баллы. В этой системе не существует "отличников", "ударников" и т. д., а есть первый, второй, десятый, сотый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.
Рейтинговая система выполняет следующие функции:
- стимулирует посещаемость занятий и регулярную самостоятельную работу учащихся по усвоению учебных программ;
- позволяет более достоверно оценить личностные особенности и способности, учащихся во всем их многообразии, усиливает мотивацию к учению по накоплению знаний, повышает состязательность в учебе;
- повышает уровень планирования и организации учебного процесса;
- позволяет применять модульный принцип преподавания дисциплин.
Рейтинговая система имеет ряд преимуществ:
- оказывает высокую организующую роль за счет возрастания положительной мотивации учащихся к учебному труду;
- формирует у обучающихся ответственность за результаты учебной деятельности;
- обеспечивает выработку у преподавателей различных дисциплин единых требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся;
- расширяет возможности межпредметных и профильных связей, что позволяет согласовать содержание обучения
Система предпрофильной и профильной подготовки учащихся требует совершенно других методов формирования и развития у них учебной мотивации, учитывающей личностные запросы учащихся по данному предмету или по определённой образовательной области.
Технология рейтинговой оценки, разработанная на теоретических основах модульного принципа обучения (элемента применения которой имеются в любой педагогической технологии) и рейтинговой системы контроля знаний, представлена звеньями гармонично сочетающихся между собой алгоритмов, функционально направленных на рейтинговую оценку учебной деятельности учебной успешности учащихся.
Выведенная итоговая рейтинговая оценка учебной деятельности покажет преподавателю и учащемуся действительную картину состояния процесса обучения, что позволит произвести коррекцию процесса обучения, прогнозировать результаты обучения, соотносить состояние учебной успешности вначале обучения и на выходе. Если оценочную деятельность учителя рассматривать с позиций личностно ориентированного обучения, то она заключается в сравнении результатов, умений каждого учащегося, с его же прошлыми результатами, в определении, таким образом, его интеллектуального развития. Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как одна из возможных, отвечающих поставленным задачам. Настоящая система позволяет получить:
- возможность определить уровень математической подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
- возможность получить объективную динамику математического образования ученика не только в течение учебного года, но и за все время обучения в школе;
- возможность корректировать свою работу, исходя из анализа этой динамики не только учителю, но и ученику, тем самым, ставя его в позицию субъекта учебного процесса;
- планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, соотнося возможности каждого ученика с образовательным стандартом математического образования;
- дифференцировать значимости оценок, полученных учеником за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, контрольная работа, текущая, тренинг, домашняя, творческая и др.);
- отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
- повысить объективность оценки знаний;
- возможность и перспективы развития системы ценностных отношений, нравственно-волевых качеств личности: чувства ответственности, мотивации, эмоций, стремления и достижения;
- влияние качества образования на социальное поведение школьников;
- мотивационное и эмоциональное регулирование отношения школьников к учению.
Рассмотрим основные принципы системы.
- Рейтинговая система реализуется на основе модульного построения учебного материала, определении образовательного стандарта по данной теме, а также уровней возможных достижений.
- Общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими.
- Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополнительные баллы: обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, расчетно-графических заданий, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач. Дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения учащихся при выполнении ими творческих заданий (написания рефератов, участия в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, а также активное участие в практических и семинарских занятиях.
- Итоговый рейтинг — это сумма промежуточных рейтингов учебных аттестаций. Дата проведения итогового рейтинга по теме должна быть известна в начале изучения данной темы.
- Предусмотрена шкала соответствия рейтинга итоговой оценке.
Для того чтобы осуществлять предложенную систему оценки учителю необходимо:
- определить основные темы (модули) изучаемого курса, выделить при этом все виды учебной работы;
- иметь наборы контрольных заданий по каждой теме;
- определить содержание индивидуальных заданий;
- определить содержание творческих заданий; составить вопросы к зачету, если проведение такого предполагается или сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по данной теме;
- сообщить правила соотнесения результатов учебной работы учащихся с их рейтингом;
- разработать методические указания для учащихся по изучению данной темы курса.
- разработать компьютерную интерпретацию результатов рейтинговой
Второй год в профильном классе преподаю математику. По соглашению с учащимися, родителями, введена рейтинговую оценка знаний. Изучили различные варианты рейтинг-карт. Остановились на следующем варианте. Результаты первого полугодия одного ученика выглядит так:
Ф.И._Пантелеев_Денис_ АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА
Контрольные работы
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
1п. |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
|
|
|
2п |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
|
Средний балл__3,68 - 1 полугодие, 3,33 – 2 полугодие.________
Самостоятельные работы.
|
1 |
2. |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1п. |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2п. |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
Средний балл____3,77 – 1 полугодие, 4,00 – 2 полугодие________________
Зачёты.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1п. |
4 |
4 |
5 |
3 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
|
2п. |
4 |
2 |
5 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
Средний балл_____3,78_- 1 полугодие, 3,5 – 2 полугодие._________
Теоретический контроль.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
1п |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2п |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
Средний балл_____47 -1 полугодие, 3,38 – 2полугодие_________________
Участие в олимпиадах______-_/ 2_____ баллов
Участие в НОУ_________4 / 0____________баллов
Рейтинговая оценка__187_баллов / 163,7 баллов.________
В таблицах выставляются соответствующие оценки, полученные по данным видам контроля. В итоге находится средний балл после каждого вида контроля. Рейтинговая оценка складывается из суммы всех средних баллов и баллов за участие в олимпиадах и Участие в НОУ, умноженное всё на десять. Рейтинг-карты заполняют сами учащиеся. В конце учебного года каждый ученик составляет сравнительную характеристику первого и второго полугодия своей работы в виде диаграмм:
Ученики составляют сравнительные диаграммы и для всего класса.Гибкость рейтинговой системы дает возможность иметь мощный механизм управления учебной деятельностью.
Литература
- Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. — 1998. — №3. — 40 с.
- Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-метод. материалы / Под ред. О.Е. Лисейчикова. — Мн.: НИО, 2002. — 400 с.
- Лаўрыненка А.У., Марковіч Л.Р. Рэйтынг-кантроль замест адзнакі //АіВ, 1993. ? №10. ? С. 72-75.
- Ткачев М.В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся по физике // Фізіка: праблемы выкладання. — 1998. — №3. — С. 13-16.
- Устинова Л.Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения // Школьные технологии. — 2002. — №2. — С. 25-30.