Цели: образовательные (познавательные):
- Уметь выводить газовые законы.
- Уметь воспроизводить газовые законы.
- Уметь понимать газовые законы.
- Уметь доказывать газовые законы.
- Уметь демонстрировать газовые законы.
- Уметь строить графики изопроцессов и читать их.
- Уметь применять газовые законы.
- Уметь приводить примеры 3-х газовых законов.
- Уметь отвечать на вопросы по теме газовых
законов.
Развивающие:
- Развитие логического мышления (анализ,
синтез, обобщение, абстрагирование, выделение
главного, установление зависимости, причинно -
следственные связи).
- Развитие речи, памяти, чувства времени,
сенсорной сферы (развитие чувств).
Воспитательные:
- Воспитание коммуникабельности (умения общаться), трудолюбия, внимания, активности.
1. Орг. момент (1 мин.): раздаточный материал и демонстрационное оборудование.
2. Проверка домашней работы: (5 мин.)
- наличие,
- уровень усвоения,
- индивидуальные трудности.
На прошлом уроке вы изучили уравнение: рV=m/М*RТ. Давайте повторим и проверим уровень усвоения материала предыдущего урока:
1) Скажите, как оно называется и почему?
2) Каковы границы применимости, т.е. условия, при
которых уравнение выполняется?
3) Прочитайте уравнение состояния идеального
газа, т.е. уравнение Менделеева - Клапейрона.
4) Дома вам нужно было вывести, написать формулы
нахождения всех величин. Пожалуйста, желающие к
доске.
Р= ,
V= ,
Т= ,
m= ,
М= .
Формулы пишут 5 учеников на доске.
Или самостоятельная работа по вариантам (таблица на экране или распечатанная на бумаге).
№ варианта | m, кг | М, кг/моль | р, Па | V,м3 | Т, К |
I | ? | 3,2 10-2 | 1,5 106 | 0,83 | 300 |
II | 2,4 | 4 10 -2 | ? | 0,4 | 200 |
I | 0,3 | 2,8 10-2 | 8,3 105 | ? | 280 |
II | 0,16 | 4 10-3 | 6 104 | 0,83 | ? |
3. Подготовка к восприятию и усвоению нового материала, мотивация, обоснование (целеполагание), задачи (3 мин.):
Уравнение состояния идеального газа связывает 3 макроскопических параметра (р, V, Т), а уравнение зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра называют газовым законом. Как вы считаете, сколько их и какие это могут быть уравнения-законы? (Зачем нужны газовые законы?)
Историческая справка: Исторически было, наоборот: из газовых законов получено уравнение состояния идеального газа, то есть уравнение Менделеева - Клапейрона.
И между I и II газовым законом прошло 100 лет!
Задания:
- Исследовать эти зависимости:
p~ \/ при Т=const,
V~T при p=const,
p~Т при V=const.
Для этого у вас есть хороший помощник – компьютер.
Сделать выводы, т. е. получить газовые законы.
- Или предложить проверить газовые законы.
- Или предложить опровергнуть газовые законы.
- Или pV / Т =const (уравнение Клапейрона) – это
универсальная постоянная, а есть ли другие
константы?
4. Компьютерный эксперимент – моделирование (15 минут).
Программа “Открытая физика 2,6” или “Физика в картинках”. Результаты экспериментов ученики заносят в таблицу, на каждый закон своя таблица и каждый закон на трех компьютерах. Выводы-итоги исследования доводят до сведения класса, например:
“Я исследовал.... и убедился, что....., для этого я.... (как получил)”.
5. Введение понятий:
Изопроцессы (изотермический, изобарный, изохорный). Газовые законы (Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля) и их графическое изображение. Историческая справка из их биографий. Работаем по демонстрационным таблицам и по учебнику.
6. Натуральный эксперимент над реальным газом:
демонстрация закона Бойля-Мариотта, закона Шарля или одного из них.
7. Закрепление:
а) Записать и прочитать газовые законы (1-й
уровень - репродуктивный)
б) Умение называть изопроцессы (графики на
экране - 2-й уровень).
Например:
1)
2)
3)
Ответы:
1) Изобарное нагревание (расширение)
(Дополнительная информация: tg а = V/Т)
2) Изохорное охлаждение (уменьшение давления)
3) Изотермическое сжатие (увеличение давления)
в) Построить графики в других осях (линейные) (3-й уровень):
Раздаточный материал – карточки. Например: изохорное нагревание (увеличение давления)
Для физико-математических классов построить графики в других осях (циклические).
г) Можно расчетные задачи.
8. Домашнее задание (1 мин):
§ 71, упр. 13 (1-5 задачи)
9. Выводы по уроку:
Что понравилось, а что нет? Какие "+" и "-"? Цель достигнута?
10. Отметки за урок.
Что будем оценивать?
а) знания?
б) работу на уроке?
в) идеи - умение мыслить?!
Обратная связь:
1) Визуальная (по глазам, по реакции, по
участию в работе, по идеям, т.е. по умению мыслить,
экраны мониторов).
2) письменное (таблицы, карточки).
Таблица 1 (при T=const) на 3 компьютерах.
p | V | pV | |
T1 | |||
T2 | |||
T3 | |||
Таблица 2 (при p=const) на 3 компьютерах.
V | T | V/T | |
P1 | |||
P2 | |||
P3 | |||
Таблица 3 (при V=const) на 3 компьютерах.
p | T | p/T | |
V1 | |||
V 2 | |||
V 3 | |||