Цели урока:
- Приобщить детей к сокровищам народной мудрости, к правилам и моральным нормам "неписаных" законов народной жизни;
- Помочь детям увидеть в детском фольклоре нерасторжимую связь пользы и красоты;
- Развивать навыки и умения составления частушек, небольших стихотворных строчек;
- Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Эпиграф:
Из тёмной плоти древнего кургана
Лепили хаты моего села.
Не потому ль судьба меня так рано
С великой тайной прошлого свела?Я опускался в глубь земли могильной,
И открывала свитки мне она
Былых народов... Не в тиши чернильной
Прочёл я роковые письмена...
Ю. Шилов.
Оборудование: плакаты с высказываниями, кассета с записью музыки П.И.Чайковского ("Времена года", "Масленица"), карточки с заданиями "Я начну, а ты продолжи...", самодельные книжки "Масленица". Группа ребят в русских народных костюмах.
В начале урока класс делится на несколько групп. В каждой группе по 5-6 учеников. Каждая группа по ходу урока оформляет книжку "Масленица".
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Из далёких языческих времён пришла к нам русская масленица. У древних славян это был многодневный весенний праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Народ любил его и величал ласковыми словами: "честная масленица", "весёлая касаточка", "перепёлочка", "переберуха", "ясочка". А название "Масленица" возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты ещё можно употребить - вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей. Даже поговорка была: "Без блина не маслена, без пирога не именинник". У украинцев и белорусов вместо блинов варили вареники с сыром, пекли гречневые блины – гречаники.
Масленица – самый весёлый, шумный народный праздник. Конечно, сейчас трудно соблюдать все обычаи и обряды, ведь масленичная неделя у нас - обычная неделя. Но узнать о ней будет интересно многим. Ведь Масленица - это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу, пробудить добрые чувства в людях. На это направлены и все праздничные традиции (Приложение 3,4,5).
- Давайте, ребята, мы сегодня поговорим о Масленице, вспомнить обряды, сопровождавшие Масленицу.
Это была игра, праздник, которому соответствовала своя одежда.
Начинаем проводы зимы-
И согласно праздничной программе
До ворот проводим зиму мы,
А весна уже не за горами.
С. Белорусец.
Смена забав и веселья в течение недели имела определённую последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы.
2. Понедельник назывался встречей. В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай, длиннее лён. А ещё для того, чтобы лучше росли растения, нужно кататься на качелях – чем выше, тем лучше. В старину москвичи Масленицу справляли у Красных ворот. И здесь сам царь Пётр Великий открывал Масленицу и катался на качелях с офицерами. Песни, которые поют в этот день, отличает жизнерадостный, мажорный тон:
(ребята в русских костюмах поют масленичные песни)
Распространены были и "величальные" песни в честь Масленицы. (Приложение 1)
3. Вторник – заигрыш. С этого дня начинались разного рода развлечения: катание на санях, народные гуляния, представления. В больших деревянных балаганах (помещениях для народных театральных зрелищ с клоунами и комическими сценами) утром давали представления во главе с Петрушкой и масленичным дедом. На улицах попадались большие группы ряженых, маскированных, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу на тройках.
- Ребята, давайте мы тоже с вами поиграем, только в не подвижную игру, а в словесную игру "Я начну, а ты продолжи".
(идёт командная работа)
1.
На лужайке сидел рыболов,
Терпеливо копал червяков...
2.
Мухи часто вам врут
И несут сплошной абсурд...
3.
Однажды я из школы
С портфелем возвращался...
4.
Вот моя кроватка,
Спать в ней очень сладко...
5.
Иней лёг на ветки ели,
Иглы за ночь побелели...
6.
Жил на свете муравей
Без ресниц и без бровей...
7.
Жил у лужи крокодил,
Он кого-то сторожил...
8.
Вот уже четыре дня
Жар и кашель у меня...
9.
Я хотел устроить бал
И гостей к себе позвал...
10.
Телефон опять звонит,
От него в ушах звенит...
11.
На сиреневом листочке
Пчёлка нюхает цветочки...
12.
В реке большая драка -
Поссорились два рака...
- Начнём проверять, как мы справились с этим заданием. Кто начинает первым?
(ребята в русских костюмах считают)
Мы собрались поиграть
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь ты.
4. Ребята читают свои работы. Учитель подводит итоги.
5. Слово учителя. Среда – лакомка. Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Появлялись повсюду шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитки (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.
Ребята, давайте поговорим о блинах.
"...Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красив и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолом. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", – писал о блинах русский писатель А. И. Куприн.
Но испечь хорошие блины - дело непростое. А знаем ли мы рецепты приготовления блинов? У кого лучше получится?
(ребята в праздничных костюмах поют)
Нашим дружным коллективом
В эти дни желаем мы вам -
Чтобы блин не вышел комом,
Чтоб не вышел комом блин,
Блин под номер один!
Чтоб на славу вышел он
И все прочие - вдогон...
Сергей Белорусец
6. Слово учителя.
- Ребята, я хочу напомнить, что можно приготовить блины постные, блины крестьянские, блины боярские, блинчики "Неженка", блинчики с вареньем, пошехонские блинчатые трубочки и т. д.
7. Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. "Нарядные рукавицы наденем, выйдем на улицу, - на кулачки и позабавимся",- рассказывал кузнец Кондратий, один из героев романа А.Н. Толстого "Пётр Первый".
Были в кулачных боях и свои строгие правила. Нельзя, было, например, закладывать в кулак тяжёлое, бить лежачего, вдвоём нападать на одного, бить ниже пояса или по затылку. За нарушение этих правил грозило наказание. Биться можно было "стенка на стенку" (коллективные бои) или "сам на сам" (один на один).
- Ребята, а мы теперь попробуем сочинять частушки. Частушки - это короткие, преимущественно четырёхстрочные песенки самого разнообразного содержания. Частушки, как правило, носят экспромтный характер.
В частушках, как и во всех песнях, возникших во второй половине 19 века - начале 20 века, совершенно обязательна рифма. Однако парные рифмы употребляются крайне редко.
а. Я сидела у окошка,
б. Вижу, миленький прошёл,
а. На руках больша тальянка,
б. На беседушку пошёл.
В подавляющем большинстве встречается, если можно так определить неполная, перекрёстная рифма, когда рифмуются чётные, вторая и четвёртая, строки.
Ой, девчоночки – красавицы,
Разрешите начинать.
Разрешите для начала
Всем вам "здравствуйте" сказать
- Итак, начнём.
(ребята поют).
Ой, уж, где вы, добры молодцы и красны девицы
Вы потешьте нас всех здесь сегодня.
Выходите-ка во широкий круг
Кто побьёт кого, того царь наградит,
А кто будет побит, того бог простит.
- Кто начнёт первым?
Шла кукушка мимо сети,
ей попались злые дети;
раз, два, три -
это, верно, ты,
раз, два, три, четыре, пять -
одного нужно убрать.
Приезжайте в школу к нам,
Встретим вас частушками.
Чаю с клюквою поставим
И накормим плюшками.
(Ребята в группах сочиняют частушки и исполняют их)
8. Пятница масленичной недели была известна как тёщины вечера. Хотя и существует поговорка "Не к тёще на блины едешь" (о чём-либо сложном, непростом, что ждёт впереди). Не только тёщи зятей, но и зятья угощали в этот день тёщ!
-А я угощу вас сейчас "головоломками". Это игра так и называется. Она развивает способность глубоко и полно анализировать текст, не упускать из виду тончайшие смысловые нюансы, чувствовать внутреннюю логику фраз, стихотворную форму. Восстанавливая текст, вы, ребята, похожи будете на реставраторов: если художник, работая, стремится выразить свою индивидуальность, сказать своё слово, то задача реставратора - почувствовать замысел другого, глубоко понять его и восстановить как можно точнее.
Задача играющих – как можно быстрее восстановить текст стихотворения, сложив слова в нужном порядке. Побеждает тот, который быстрее всех и правильно восстановит стихотворение.
(каждая группа восстанавливает свой текст)
Примерные тексты (Приложение 2)
9. Суббота – золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных. Ходят в гости ко всем другим родственникам, опять угощение - бесчисленные блины.
А мы, ребята, давайте будем угощать друг друга чем-то иным. Мы часто не слышим себя и не замечаем, как бедна бывает наша речь. Почему так трудно иногда подыскивается единственно нужное и точное слово, настроение, состояние души? Почему порой недостаёт слов, чтобы рассказать о каком-то событии или прочитанной книге? А ведь как много можно выразить в слове.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души, –
словно к нам обращается В.Солоухин. Об осторожности в выборе слов, о его доброй и злой силе очень хорошо сказал и поэт М. Матусовский:
Вы к словам проявляйте терпенье
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются ранения,
Как от мелких, но острых осколков.
- А теперь попробуем сочинить небольшие стихотворения на разные темы.
(каждая группа получает определённую тему)
Предлагаются следующие темы: "Листик", "Узоры на стёклах", "Первая любовь", "Золотой листопад", " Снежинки на ладони", "Полевые васильки", "Ландыши", "Первый на снег", "Капельки росы", "Подснежник", "Листопад", "Зимние Узоры", "Звездопад".
10. Воскресенье – это проводы, целовник, прощёный день, которым завершается масленичный цикл. В книге М. Забылина "Русский народ" рассказывается, как ещё в начале 17 века иностранец Маржерен наблюдал следующую картину: если в течение года русские чем-либо оскорбили друг друга, то, встретившись в прощёное воскресение, они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: "Прости меня, пожалуй!" Второй же отвечал: "Бог тебя простит!" Поют песни и пляшут, провожая широкую Масленицу, которая длилась 7 дней, за 8 недель до Пасхи.
В начале Сырной недели чучело с космической торжественностью встречают, а в последний день с шумом и смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.
Дома, в семье, тоже стоить отметить этот древний праздник, ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год в "горькой беде". Русская пословица гласит:
1) Хоть с себя что заложить, а Масленицу
проводить.
2) 1 марта - день Евдокии.
3) На Евдошку снега немножко.
4) Какой на Евдокию день - таким будет целое лето.
5) Пришла Евдокея - мужику затея: плуг чинить,
борону точить.
(ребята в русских костюмах поют)
Масленица мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй, овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
Весна - красна,
Наша ладушка пришла!
11. Итог урока. Каждая группа сдаёт полученные книжицы.
12. Выведение оценок с мотивировкой.
Словарная работа.
Касатка – ласковое обращение кому-нибудь.
Идол – статуя, предмет, которому поклоняются как
божеству.
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
Тёща – мать жены.
Оглобли – в упряжке длинные жерди, укреплённые
на передней оси поводка и соединяющихся с дугой.
Золовка – сестра мужа.
Кривотолки – сплетни, неправильные рассуждения.