Разработка урока по информатике и ИКТ "Текстовый процессор Word 2008", 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Тема: Текстовый процессор Microsoft Word 2003

Цели урока:

  • дать понятие текстового файла и текстового документа, назначении текстовых редакторов, среде текстового редактора.
  • формировать  практические  умения  работы с текстовым редактором: набирать текст, выполнять основные операции над текстом, сохранять текст на диске, загру­жать его с диска, выводить на печать.
  • формировать ИКТ-компетентность, информационную культуру учащихся

Форма организации урока: лекция, диалог (обсуждение), работа в командах.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока

I. Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

.“Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения!”
Рапортичка (определение отсутствующих)
Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.  

II.  Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе.

С помощью компьютера можно создавать текстовые доку­менты и хранить их на носителях внешней памяти в виде файлов.
Преимущества файлового хранения текстов: экономия бу­маги; компактное размещение; возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных до­кументов; возможность быстрого копирования на другие маг­нитные носители; возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.
Для хранения текста на диске очень часто используется специальный формат файла, который называется текстовым файлом.

Текстовый файл — простейший способ организации данных в компьютере. Он состоит только из кодов таблицы символьной кодировки.
Текстовый документ, хранящийся в таком файле, разбит на строки. Каждая строка заканчивается специальными управляющими кодами «Возврат каретки» (код ASCII — 13) и «Новая строка» (код ASCII — 10). Эти коды управляют разделением текста на строки при выводе его на экран или на печать. Сами они при выводе не отражаются. Весь тексто­вый файл заканчивается специальным кодом «Конец фай­ла» (код ASCII — 26).
Часто в именах текстовых файлов употребляют расшире­ние .txt — текст. Например: diktant.txt.
Текстовый файл — простейшая форма хранения тексто­вой информации. Его содержимое может выводиться на пе­чать или на экран только в единообразном шрифте. Но с помощью компьютера возможно создание текстовых доку­ментов, в которых используются разнообразные шрифты, нестандартные символы (например, математические зна­ки), рисуются таблицы, схемы. Организация таких файлов более сложная, чем текстовых. Они используются для печа­ти книг, журналов, рекламы и другой полиграфической продукции.

Текстовые редакторы

Для работы с разнообразными по содержанию и форме текстовыми документами существуют прикладные програм­мы, которые называются текстовыми редакторами.

Текстовый редактор (ТР) — это прикладная программа, позволяющая создавать текстовые документы, редактировать их, просматривать содержимое документа на экране, распечатывать.
По отношению к развитым ТР с широкими возможностями по форматированию текста, включению графики, проверке правописания часто применяется название «текстовый процессор».
Существует множество разнообразных текстовых редакторов — от простейших учебных до мощных издательских систем, с помощью которых делают книги, газеты, журналы. На уроках в основной  школе вы учились работать с текстовым редактором.
Мы начали изучение текстовый редактор, а точнее текстового процессор Word, входящего в состав пакета Microsoft Office 2003. Давайте вспомним, что мы уже умеем выполнять с его помощью?
Вам предлагается вспомнить  изученное самостоятельно с помощью электронного учебника. Я буду помогать только в случае крайней необходимости. Если хотите, то объединитесь в группы, но не больше трёх человек в группе. Кто желает работать индивидуально – пожалуйста.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Работа самостоятельная и групповая с электронным учебником. Смотри Приложение1.

Пауза для отдыха...

1. Сядьте поудобнее, свободно откинувшись на спинку стула. В течение одной-двух минут просто подышите медленно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится. Посчитайте до трех (пяти), когда делаете вдох, и до пяти (семи), когда выдыхаете. Затрата большего времени на выдох создает мягкий успокаивающий эффект. Представьте, что, когда вы наслаждаетесь этим глубоким, неторопливым дыханием, все неприятности, раздражение, беспокойство постепенно улетучиваются.
Вам хочется потянуться? Не сдерживайте это естественное желание. Потянитесь с наслаждением, отведя согнутые руки в стороны, стараясь соединить лопатки.
Положив на затылок ладони, сначала наклоните голову вперед, помогая этому движению, затем — назад, оказывая ладонями сопротивление. Соедините пальцы в замок и вытяните руки максимально вперед, вывернув кисти.

2. Теперь займемся глазами, особенно, если большую часть своего рабочего времени вы проводите за компьютером, за чтением или письмом. Во-первых, не забывайте почаще давать глазам возможность отдохнуть. Переведите взгляд вдаль, посмотрите в окно, на зелень деревьев, на небо, «выйдите» на мгновение под холодный дождик или в снежную вьюгу.
Нет такой возможности? Очень жаль. Перед вами целый день белая стена и экран монитора, нет ничего, что бы отвлекало и радовало глаз. Возьмите на себя смелость нарушить тоскливое однообразие черно-белой графики. Украсьте свое рабочее место комнатным растением. Очень эффектно смотрятся цветочные композиции или миниатюрные японские деревья бонсай. Повесьте перед собой красочный календарь, пейзаж и т. п., современная полиграфия позволяет достичь глубины и естественности изображения.
Чаще, как можно чаще моргайте глазами, эта элементарная мера позволит глазам отдохнуть без «отрыва от производства». Крепко зажмурьте глаза на 3—5 секунд. Откройте. Повторите несколько раз.
Потом снова закройте глаза и выполняйте круговые движения глазными яблоками вправо и влево.

IV. Этап первичной проверки понимания изученного.

Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Кто ответит  первым , получает балл. В конце занятия будут подведены итоги и выставлены отметки за набранное количество баллов.
Фронтальная работа.

( Задаю вопросы по теме)

  • Что такое текстовый файл?                                         
  • Для чего предназначены текстовые редакторы (ТР)?
  • Изучите все элементы среды используемого вами текстового ре­дактора. Какая информация содержится в строке состояния? Какие команды входят в меню, как они отдаются?
  • Перечислите основные режимы работы текстового редактора.
  • Какие основные типы шрифтов используются в текстовом ре­дакторе?
  • Что понимается под форматированием текста?
  • Что такое фрагмент текста? Какие действия с ним можно вы­полнять?
  • Какие возможности предоставляет многооконный редактор?
  • Как осуществляется в текстовом редакторе поиск и замена?

Что такое орфографический контроль? На каком устройстве хранится орфографический словарь?
Какие файловые операции можно выполнять, работая в тексто­вом редакторе?
Как распечатать текст на бумаге? Какие технические и про­граммные средства для этого необходимы?
10. Как воспользоваться режимом помощи?

Командная работа

Я буду задавать задания , а вы показывать на компьютере как выполнить нужное действие и комментировать ответ. Группа , ответившая первой , получает балл.

  • Свойства документа
  • Редактирование документа
  • Вставка объектов в документ
  • Печать документа
  • Сохранение и открытие документа  в определенном формате.
  • Параметры страницы
  • Форматирование абзацев
  • Выравнивание абзацев.
  • Отступ первой строки (красная строка).
  • Отступы и интервалы.
  • Списки
  • Таблицы
  • Шрифт
  • Размер шрифта.
  • Начертание и вид символов.
  • Цвет символов.

V. Этап закрепления новых знаний и новых способов действий.

Выполнение работы по группам, с последующей проверкой.

Задания для практической работы.

  • В текстовом документе произвести замену всех букв «а» на бук­ву «о».
  • В текстовый документ сначала вставить готовый рисунок из файла, а затем рисунок, созданный в приложении Paint.

Создать текстовый документ в редакторе Word и сохранить его в таком формате, чтобы его можно было прочитать в стандартном приложении WordPad, в стандартном приложении Блок­нот.

  • Создать текстовый документ, состоящий из страниц различного формата.
  • Набрать и отформатировать текст по образцу:

Абзац с выравниванием по
ширине, отступ слева 6см,
шрифт Times New Roman,
размер 12 пт, нормальный.

Абзац с выравниванием по центру, шрифт Arial, размер 14 пт, полужирный.

Абзац с выравниванием по левому краю, отступ первой строки, шрифт Courier, размер 10 пт, курсив.

  • Представить иерархическую модель «Компьютеры» с помощью многоуровневого списка.
  • Создать документ, содержащий десять строк, записанных раз­личными шрифтами.

Пауза для отдыха...

Чаще, как можно чаще моргайте глазами, эта элементарная мера позволит глазам отдохнуть без «отрыва от производства». Крепко зажмурьте глаза на 3—5 секунд. Откройте. Повторите несколько раз.
Потом снова закройте глаза и выполняйте круговые движения глазными яблоками вправо и влево.
Следующее упражнение улучшит кровоснабжение в глазах и расслабит уставшие глазные мышцы. Сидите спокойно, откинувшись на спинку стула (желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света). Закройте глаза и расслабьте веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми пальцами. Почувствуйте, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах. Лицо и тело тоже расслаблены, это даст дополнительный отдых. Посидите так одну-две минуты, потом мягко надавите на закрытые глаза подушечками пальцев в течение десяти секунд два-три раза.

VI. Этап обобщения и систематизации знаний

Выполнение теста

Тест состоит из 12 заданий с выбором одного правильного варианта ответа из четырех предложенных. Время выполнения — 10 минут. Номер правильного варианта ответа необходимо проставить под номером вопроса в тестовом бланке. Исправления исключаются.

Смотри Приложение2

Вариант/Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

3

3

2

2

3

3

3

3

3

4

4

1

2

3

3

2

2

1

1

3

2

1

4

2

2

 

Ф.И. Класс

 

Вариант/Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка теста и комментарии основных ошибок.

VII. Подведение итогов.

Подвести итог работы групп. Поставить оценки наиболее активным учащимся.

VIII. Информация о домашнем задании.

Уровень знания:  П.9.1-9.3

Уровень понимания:

Опишите последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы скопировать информацию из одного документа в другой.

  • Оля набрала следующий текст:

В лесу родилась елочка, В лесу она росла.

a) Затем она выполнила следующие действия:

  • выделила слово «елочка»;
  • скопировала его в буфер обмена;
  • выделила слово «росла»;
  • скопировала его в буфер обмена;
  • перевела курсор в конец второй строки;

б) выбрала пункт меню [Правка-Вставить].
Что будет отображено на экране после выполнения этих действий?

  • Петя открыл файл RABBIT, в котором содержится следующий текст:

Раз, два, три, четыре, пять.

a) Петя добавил к этому тексту строку: Вышел зайчик погулять.

Затем он выбрал команду [Сохранить как...] и ввел с клавиатуры имя файла MYRABBIT. Какие тек­сты будут хранится в файлах RABBIT и MY_RABBIT?

  • Сколько букв и какого алфавита содержит зашифрованный десятичными кодами текст: 128 32 139 32 148 32 128 32 130 32 136 32 146? Какой объем памяти занимает данный текст?

Решите данную задачу, не заглядывая в таблицу кодировки.

Какие из этих файлов относятся к текстовым, а какие — нет? Поясните свой ответ.

  •  Выберите из предложенного списка минимальный набор функций, которые должен выполнять любой текстовый редактор:
  • сохранение и загрузка файлов;
  •  работа с графикой;
  •  форматирование текста;
  • редактирование текста;
  •  работа с математическими формулами;
  •  печать текста;           
  •  проверка правописания;
  • создание таблиц
  • Сколько слов (с точки зрения ТР) содержится в следующем тексте, содержащем ряд ошибок:

Белыйснег пушистый ввоздухе; кружится
И наземлю тихо... падает, ложится.

  • После ввода слова текстовый редактор выделил его как ошибочное. Какие действия нужно выполнить, чтобы данное слово ошибочным не считалось (пере­числите все возможные варианты ответа)?
  • Какие действия можно выполнить с фрагментом данных?
  • Какие из перечисленных ниже действий выполня­ются в режиме форматирования:
  • сохранение файла;
  • центрирование заголовка;
  • орфографическая проверка;
  • выравнивание абзаца по ширине;
  •  поиск слова в тексте;
  • установка границы «красной строки» абзаца?

IX. Рефлексия

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ – 1. работал. 2. допускал ошибки
„Мы“ – 1. мне помогли одноклассники 2. учитель 3. я одноклассникам
„Дело“ – 1. понял материал 2. узнал больше, чем знал