Введение
Работая воспитателем несколько лет, наблюдая
за детьми, я пришла к выводу, что знакомя детей с
окружающим миром : со своей семьёй, с малой
родиной, со своей страной и даже давая
ознакомительные представления о строении мира,
мы порой обходим стороной, не обращая внимания на
самое близкое и на мой взгляд не менее важное, чем
всё окружающее, это познание себя, – строение
своего тела, значение и функции каждого органа,
отсюда, забота о своём здоровье, укрепление его,
личная гигиена, исключение вредных привычек, что
является основой здорового образа жизни.
Давая знания детям о строении своего тела, тем
самым мы помогаем ребёнку ответить на такие
жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и
«Каков я есть, что я из себя представляю?» Поняв
это, ребёнок не только сможет назвать своё имя,
фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена
и отчества родителей и другие заученные факты, но
и научиться различать недостатки и достоинства
(свои и других людей), объективно оценивать свои
возможности, на основе которых будет
формироваться его социальное поведение.
Опираясь на исследования З. Фрейда, можно
констатировать: интерес к своему физическому Я, к
своему телу отмечается у детей ещё на первом году
жизни. Он не исчезает на протяжении всей жизни
человека, изменяется лишь его направленность.
Однако до недавнего времени специальная работа
по ознакомлению с организмом проводилась лишь в
старших классах школы в курсе анатомии,
физиологии и гигиены. Следовательно, до
четырнадцатилетнего возраста удовлетворение
этого интереса проходило через приобретение
отрывочных или случайных сведений.
Человеческий организм представляет собой очень
сложный механизм взаимодействующих между собой
систем и органов. Традиционно принято главным
органом считать сердце. А может, важнее мозг или
лёгкие? Попробуйте представить себе жизнь
человека, лишенного возможности воспринимать
окружающее… Чтобы обеспечить человеку
полноценное восприятие окружающего, природа
наделила его специальной системой органов
чувств. Именно этой теме мне и хотелось бы
уделить внимание.
У человека пять основных органов чувств: глаза
как орган зрения, уши как орган слуха, нос как
орган обоняния, язык как орган вкуса и кожа (руки)
как орган осязания. Однако органы чувств тесно
взаимосвязаны между собой и представляют одну из
жизненно важных систем организма, в котором
наряду с четкими особенностями того или иного
вида чувствительности существует
компенсаторная деятельность этих органов,
направленная на частичное восполнение тех или
иных ощущений. К примеру, у слабовидящих или
слепых людей обостряются кожная (тактильная)
чувствительность и слух.
Резервы человеческого организма огромны, но не
бесконечны. Поэтому чрезвычайно важно соблюдать
правила поведения, способствующие сохранению и
укреплению здоровья, всех систем и органов
человеческого организма. Для этого необходимы:
а) элементарные знания и представления об
организме, сформированные не путем
механического запоминания, а через осознание
конкретного материала;
б) самостоятельная активная деятельность по
применению этих знаний.
Поэтому работа по формированию элементарных представлений об организме начиная с дошкольного возраста должна быть направлена на:
- осознанное ведение здорового образа жизни;
- уменьшение количества приобретенных заболеваний и травм;
- изменение внутренней позиции личности по отношению к себе и окружающим людям.
Конспект занятия «Наши помощники»
Задачи:
- Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
- Учить воспринимать объекты разными органами чувств.
- Воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Ребята, на прошлых занятиях мы с вами знакомились с предметами помощниками, которые были раньше и которые мы используем сейчас. Сейчас мы гладим электрическим утюгом, а скажите мне чем раньше гладили люди? (Дидактическая игра «Раньше и сейчас»).
Дети: Жаровым утюгом, а ещё раньше был такой инструмент рубель.
– Молодцы, помните. Сейчас мы мусор и пыль собираем пылесосом, а раньше чем?
Дети: Веником , метлой.
– Замечательно вы всё помните. Из этого
следует, что предметы помощники у человека были
не всегда одни и те же, с изменением жизни,
развитием общества и конкретно человека, он
придумывал и изобретал себе всё новых и более
удобных помощников.
Но, давайте с вами подумаем, всегда ли это было
так, и с чего всё началось (вывешивается
иллюстрация с изображением первобытных людей).
Ребята, посмотрите пожалуйста на этой картине
изображены самые первые люди, которые жили на
нашей земле, у не было ни пылесосов, ни стиральных
машин, ни электрических утюгов, и многого другого
, чем мы привыкли пользоваться в современной
жизни. И жили они не в квартирах со всеми
удобствами, а в пещере и грелись у костра, но
всё-таки какие-то помощники у них уже были. Как вы
думаете, что необходимо человеку, чтобы он выжил? (Ответы
детей)
– Правильно, чтобы выжить живому существу необходимы еда, одежда, жилище. У первобытных людей первым развивалось осязание (чувствование кожей); они чувствовали прикосновение и боль, например, если наступали на острый предмет или пытались дотронуться до горящей ветки, т.е. узнавать и изучать окружающий мир им помогали помощники руки или точнее сказать орган осязания – кожа . У нас с вами есть эти помощники? Они нам помогают сегодня?
Дети: Да, чтобы определить мягкая или жёсткая ткань мы её должны потрогать (или как говорят, пощупать руками и т.д.). Чтобы определить, теплый ли чай, мы трогаем чашку рукой.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Дети, не заглядывая в мешочек, опускают в него руку и пытаются определить, что в нём лежит. В мешочке лежат камешки, карандаши, кисточка, мягкая, резиновая и пластмассовая игрушки. Дети должны определить материал, из которого сделаны вещи.
– Молодцы ребята, делаем вывод, что у нас,, как и у первобытных людей, тоже руки или кожа остаются помощниками. (На доске выставляется карточка с изображением руки).
– У первобытных людей было много разных врагов. Даже ночью, устав до изнеможения, они не могли спать спокойно, опасаясь быть застигнутыми врасплох дикими животными. Тогда незаменимыми помощниками стали уши, т.е. начал развиваться и обострятся слух. Скажите пожалуйста, зачем человеку слух?
Дети: чтобы слушать людей, музыку, телевизор, если видишь, но не слышишь, то не поймёшь, о чём мультфильм, или кино и т.д.
– Для улавливания и различения звуков у человека (и многих животных) существует специальный орган – уши.
– Сколько у вас ушей?
Дети: Два, правое и левое ухо.
– В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно воспринимают окружающие звуки. Представим себе такую ситуацию: вы сидите в парке на скамейке и читаете интересную книгу, а на вас хочет напасть злая собака. Она с лаем бежит к вам.
– Какие помощники первыми сообщат вам об опасности?
Дети: Уши. Мы можем не видеть, так как смотрим в книгу, но услышим что где-то лает собака.
– Уши даже спящего человека различают достаточно тихие звуки: шорох листвы, шаги и т.п. Именно уши «сообщают» мозгу о том, что приближается опасность. Кстати, у древних людей уши были подвижными; они улавливали разные звуки, поворачиваясь, как локаторы, по направлению источника звука. У современного человека тоже есть такие мышцы за ушами, но теперь они очень слабые, т.к. у нас изменились условия жизни.
Подвижная игра «Ау»
Дети встают в круг , водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Все дети идут по кругу, держась за руки, и произносят слова: «Саша, ты сейчас в лесу мы кричим тебе: – ау!». Один из детей, на кого покажет воспитатель, тихим голосом произносит «Ау». Водящий должен по голосу определить, кто сказал «Ау» и где находится.
– Молодцы, ребята, хорошо играете, скажите пожалуйста, какие помощники помогали нам в этой игре?
Дети: Уши.
– Таким образом, уши в нашей современной жизни тоже являются помощниками человека. (Выставляется карточка с изображением уха).
– Всем нам знаком предмет-помощник, созданный человеком телефон. Скажите, могли бы люди пользоваться телефоном, если бы не было ушей, как органов слуха?
Дети: Нет. Человек просто не смог бы им пользоваться, или только бы писал СМС и ММС, если бы он умел читать и видеть, т.е. смотреть и рассматривать картинки.
Далее, если дети знакомы с сотовым телефоном, даже если не умеют читать, то от телефона можно перейти к другим помощникам – глазам, т.е. если бы у человека не было ушей, то он не смог бы разговаривать по телефону, но если у него есть помощники глаза – как орган зрения, тогда он может общаться по телефону с помощью картинок или букв, рассматривая их или читая. Если дети не знакомы с сотовым телефоном, тогда воспитатель говорит:
– Ребята, закройте пожалуйста глаза, я вам сейчас что-то покажу, все закрыли глаза? Вы видите, что я вам показываю? А почему вы не видите?
Дети: Мы не видим, потому что у нас закрыты глаза.
– Откройте глаза, и посмотрите. Теперь вы видите? (Ответы детей).
Открывают глаза и видят красивую картину с изображением улыбающихся детей.
– Как чудесно, что у нас есть такие помощники – глаза. Если бы их не было, мы бы не увидели и не смогли бы рассмотреть эту картину.
– Что вы чувствовали, когда закрыли глаза?
Дети: Было темно, хотелось открыть глаза, ничего не видно.
– А зачем человеку глаза? (Чтобы смотреть). Как бы мы жили, если у нас не было глаз?
Дети: Мы бы не смогли смотреть телевизор, читать книги, тяжело было бы идти по дороге, т.к. не видишь куда идёшь и т.д.
– Послушайте, я вам прочту стихотворение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза»
Древним людям глаза тоже очень помогали, с помощью глаз люди сначала различали только свет и темноту, но постепенно научились различать многообразие красок окружающего мира. Значит у нас, как и у древних людей, есть помощники, глаза – органы зрения, которые помогают нам всё видеть. (Выставляется картинка с изображением глаза).
– Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)
– Для чего первобытным людям нужен был нос?
Дети: для того, чтобы нюхать,
чувствовать запахи. Запах дыма, животного или
какой-то пищи. Значит нос им помогал определять
запахи. А у нас с вами есть нос? (Да)
– А для чего он нам?
Дети: Что бы чувствовать запахи, чтобы дышать.
Проводится опыт. Дети закрывают глаза, сидя на стульчиках, а воспитатель в это время чистит апельсин. Спрашивает детей: чувствуют ли они какой-нибудь запах? И какой? Чем пахнет?
Дети: Чувствую запах апельсина.
– Правильно, заметьте, вы не видели, что я делаю, и не слышно было ничего, руками вы тоже ничего не трогали, а сразу сказали, что пахнет апельсином. Кто вам в этом помог?
Дети: Нос.
– Нос – это орган обоняния, он помогает нам чувствовать запахи. (Выставляется четвёртая карточка с изображением носа).
Примечание: На занятии или в свободное время можно прочитать стихи Ю.Прокопович «зачем носик малышам», Э. Мошковская «Мой замечательный нос» (см. Приложение)
– Ребята, а вам хотелось бы узнать, какой апельсин – кислый или сладкий? (Да)
– А какой помощник нам в этом поможет?
Дети: Язык.
Воспитатель раздаёт всем по маленькому кусочку апельсина, дети пробуют. Какого вкуса апельсин?
Дети: Кисло-сладкий.
– И снова никто из вас не ошибся! Надо же как хорошо вам помогают ваши помощники. Язык помогает ощутить вкус пищи. Различают сладкий, кислый, солёный и горький вкус. Вкусовые ощущения и пристрастия у вех людей разные: одним нравится вкус банана, а другим – яблока. Некоторые любят кислое, а другие – солёное. (Выставляется картинка с изображением языка)
– Но не всё стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать грибы или незнакомые ягоды. (Ответы детей). Скажите, что ещё нельзя пробовать на вкус?
Дети: Нельзя без разрешения взрослых пробовать лекарства и незнакомые продукты.
– Молодцы! А теперь давайте посмотрим на наши
карточки. Сколько их? Перечислим всех наших
помощников: кожа рук – орган осязания, ухо –
орган слуха, глаза – орган зрения, нос – орган
обоняния и язык – орган вкуса. Вот мы с вами и
познакомились с нашими первыми помощниками – а
называются они органы чувств.
У первобытных людей не было ещё предметов
помощников, которые могли бы облегчить им труд,
но у них были замечательные помощники – органы
чувств, которые помогали им выжить и жить. Чтобы
наши помощники нам всегда помогали, мы должны
беречь их, и ухаживать за ними. Кто может сказать,
как нужно ухаживать за кожей? За ушами? За глазами
? за носом? За языком? (Ответы детей)
В заключение можно прочитать стихотворение С.Маршака. (См. Приложение)
Конспект занятия «Руки – наши помощники».
Цели:
- Познакомить детей с нашими помощниками – руками, как органом осязания и, как частью человеческого организма.
- Дать детям представление о значении кожи (рук) для человека.
- Воспитывать опрятность, желание содержать свое тело (руки) в чистоте.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Давайте вспомним какие у нас с вами есть помощники. (Вывешиваются иллюстрации с изображением глаза, уха, руки, носа и языка, с прошлого занятия)
Дети: Глаза – орган зрения, помогают нам смотреть, уши – орган слуха, помогают нам слушать, нос – орган обоняния, помогает нам чувствовать запахи, язык – орган вкуса, помогает нам различать пищу по вкусу, и руки, кожа – орган осязания – помогают нам на ощупь определить форму, качество, температуру предмета.
– Молодцы ребята! Сегодня мы с вами поговорим о наших помощниках – руках, как органах осязания. Рассмотрим наши руки. Вот эта часть (показываю) называется кистью. Как вы думаете почему? (Она напоминает кисть художника, с её помощью мы можем рисовать, писать, она похожа и на кисть винограда и ягоды – «пальцы»)
– А сколько пальцев у нас на руке?
Дети: На каждой руке по пять пальцев. Каждый палец имеет название: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец (называют и показывают).
– Пальчики у нас все разные, поэтому и названия все имеют разные. Что есть еще на наших пальчиках?
Дети: ногти.
– Правильно, какие они?
Дети: Широкие, длинные, гладкие, постоянно растут.
– Хорошо. А как мы ухаживаем за ними? Что нужно делать если они постоянно растут? (Подстригаем ногти и чистим под ними, чтобы там не поселились микробы).
– Ребята, где находятся наши руки, по отношению к туловищу?
Дети: Сбоку от туловища, растут от плеч.
– Молодцы! Давайте посмотрим строение руки на этой картине (показывается иллюстрация с изображением руки).
– Кто знает как называется эта часть руки? (Показ)
Дети: Локоть.
– Правильно, он находится на середине руки, в этом месте наша рука сгибается.
– Что вы можете сказать, из чего сделаны наши руки?
Дети: Внутри находится кость, мышцы, сосуды, по которым течёт кровь, сверху – кожа и волосы.
– Хорошо. Скажите пожалуйста, для чего нам нужна кость?
Дети: Чтобы наша рука держала форму, была сильной и твёрдой и т.д. Без костей наше тело напоминало бы мешок.
– Для чего нам нужны мышцы?
Дети: Мышцы двигают рукой, сгибают и разгибают её. С их помощью мы можем что-то поднимать и держать в руках, т.е. мышцы двигают нашими руками.
– Молодцы! Вы уже сказали, что наши руки покрыты кожей с волосками. А зачем нам кожа?
Дети: Кожа наш защитник, она защищает руки от грязи, микробов и даже от холода, когда нам холодно волоски на нашей коже встают.
– Ребята, а как мы должны заботится о наших руках?
Дети: Мыть руки, подстригать ногти, в холодную погоду одевать варежки. Чтобы наши руки были сильными и ловкими, мы должны их тренировать, т.е. делать зарядку.
Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять.
Постучали, повертели и работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот рядом прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
А другой давненько спит,
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет,
Солнце красное взойдет,
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Просыпайся детвора
В детский сад идти пора.
– Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесный мешочек, а вам хотелось бы узнать, что в нём лежит?
Дети: Да.
– Какие помощники нам в этом помогут?
– Уши.
– Потрясём мешок (мешок звенит), непонятно что в нём, что-то гремит, а что сказать нельзя.
– Нос.
Воспитатель даёт детям понюхать мешок.
Дети: Резкого запаха нет, вроде бы ничем не пахнет.
– Глаза.
– Помочь не могут, т.к. мешок завязан, а через него ничего не видно.
– Язык.
– Не помогает, потому что из мешка ничего доставать нельзя, а мешок пробовать на вкус бесполезно. Остались помощники только руки. Воспитатель вызывает детей по одному, несколько человек, дети засовывают руку в мешок, и щупая рукой, пальцами, точнее – органами осязания, игрушки, находящиеся в мешке. Сначала должны сказать, что это такое а потом достать и показать всем. (В мешке находятся: машинка, мяч, кубик, игрушка – рыбка.)
– Молодцы, ребята! Все игрушки определили правильно. А кто может объяснить, как же нам помогли руки?
Дети: Трогали предметы, определяли – гладкие они или шероховатые, есть ли у них уголочки, и т.д.
– Правильно, ребята. Вот эта способность рук, а точнее кожи , узнавать предметы на ощупь называется осязание.
– Ребята, а в вашей жизни были такие случаи, когда вам другие помощники не могли помочь, а руки помогали?
Дети: В темноте найти выключатель, или какой-то предмет, застегнуть верхнюю пуговицу, когда рядом нет зеркала, определить: что находится в кармане и т.д.
– Вот оказывается руки какие помощники!
Чтение стихотворения детьми С.Михалкова «Пятерня»
Две руки у меня
И на каждой пятерня!
Выручаешь ты меня
С ней не надо расставаться
Пятерня всегда со мной
Если надо причесаться –
Причешусь я пятернёй!
Но, пожалуй, мой дружок,
Всё же лучше гребешок.Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо мне сморкаться –
Пятерня всегда со мной.
Но не лучше ли дружок,
Если всё-таки в платок.Пятерня, пятерня
Выручаешь ты меня!
Если надо будет драться –
Буду драться пятернёй –
С ней не надо расставаться –
Пятерня всегда со мной.Ну, а если милый друг,
И тебя ударят вдруг ,
Сколько пальцев на руке –
Столько их и в кулаке.Пятерня, пятерня
Для чего ж ты у меня?
Для того, чтобы не драться
А лопату в руки брать,
Чтобы в пальцы не сморкаться,
А здороваться, прощаться,
И с друзьями в мяч играть.
– В этом стихотворении мы видим, что рука нам может заменить некоторые предметы –помощники. Ребята, скажите пожалуйста, а какие ещё предметы можно заменить рукой?
Дети: Совок – мама из мешка накладывает муку, ребёнок копается в песке; чашку – из ключика пить воду; корзиночку – собрать ягоды в руку; ножницы – рвать бумагу. (Если дети затрудняются ответить, помочь им прийти к этим выводам)
– Оказывается руки у нас большие помощники и наверное многие вещи мы без них просто не смогли бы сделать. Поэтому мы должны заботиться о них: содержать в чистоте, в тепле и учить их делать ещё больше различных действий.
– Мы сегодня с вами говорили о том , как много наши руки умеют делать, а что бы вам хотелось, чтобы ваши руки научились делать? (Ответы детей)
– А вы знаете о том, что люди которые не слышат, разговаривают с помощью рук, то есть с помощью жестов. Они объясняют друг другу с помощью рук, что они хотели бы сказать – это называется сурдопереводом. Давайте и мы с вами поиграем в игру, в которой водящий по жестам наших рук и движениям должен будет определить, что мы хотим сказать. При этом мы не должны ничего говорить.
Подвижная игра «Дедушка Мазай»
Играющие говорят слова:
Дедушка Мазай, возьми нас на работу.
Мазай: А что вы умеете делать?
– Мы не скажем, а покажем.
А где были мы не скажем. (Показывают какое-то
действие, например колоть дрова, мыть посуду и
т.д.)
Игра проводится несколько раз по желанию детей.