Интегрированный урок по окружающему миру и ИЗО. Тема "Лесные опасности"

Разделы: Начальная школа


Тема. Лесные опасности.

Цели:

- учить отличать съедобные и ядовитые грибы; научить детей правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые;
- сформулировать правила безопасного поведения в лесу; развивать мелкую моторику руки;
- воспитывать бережное отношение к природе; прививать чувство прекрасного.

Оборудование:

- таблицы с изображением грибов, луга с цветами и насекомыми;
- гербарий;
- энциклопедии;
- рефераты учащихся;
- видеофильм «Пчелиные истории»;
- аудиокассета «Звуки леса»;
-заготовки бабочек для рисования, гуашь, кисти, баночки, клеенки;
- выставка книг.

Ход урока.

l. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

ll. Введение в тему.

Проблемная ситуация: на предыдущих уроках мы говорили о том, какие же правила безопасности нужно соблюдать на улице и дома. Прослушайте стихотворение и определите тему сегодняшнего урока (выразительное чтение стихотворения учащимся).

Вкусный суп.

Ведьма суп сварить решила.
Змей сушеных покрошила,
Развела большой костер
И поставила котел.
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор-
Отыскала мухомор.
Для приправы- бузины,
Для отравы- белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины…
Супчик вышел- то, что надо6
Целых 20 литров яда!

- Хотелось бы вам попробовать этого супчика? Почему? О чем говорится в стихотворении?

Нацеливание:
- Сегодня мы поговорим об опасностях, которые могут подстерегать нас в лесу, научимся отличать съедобные и ядовитые грибы и ягоды, узнаем как защитить себя от укуса жалящего насекомого, продолжим упражняться в рисовании методом отпечатка.

lll. Изучение нового материала.

1. Съедобные и ядовитые грибы.

- Давайте представим, что сейчас лето. Мы с вами отправляемся на прогулку в лес (звучит аудиозапись). С весны до поздней осени в лесу появляются грибы.
-Давайте рассмотрим таблицу с изображением грибов.
_Какие грибы вы узнали?
Рассказ учителя. Грибы - это тоже растения. Усиленно они начинают расти со второй половины лета, т.к. к этому времени хорошо прогрелась почва и в ней достаточно влаги. Замечено, что некоторые грибы растут около определенных деревьев. Белые - вблизи берез, елей, дубов. Подосиновики - могут расти рядом с осиной, сосной, подосиновики – под березой.
Шляпка и ножка – лишь часть этого грибного растения. Другая же часть его находится в верхнем слое почвы, лесной подстилке. Она состоит из тонких ветвящихся нитей, называемых грибницей, на которых развивается гриб. Лучше всего грибы не срезать и тем более не вырывать, а осторожно выкручивать, чтобы не повредить грибницу, т.к. на ней вновь вырастут грибы. Грибы используют в пищу: их жарят, солят, маринуют. Чтобы не иссякал источник пищевых грибов, не нарушалась взаимосвязь в жизни леса, надо бережно и разумно относится к грибам, даже к тем, которые не употребляются в пищу. Ядовитые грибы тоже приносят пользу: их грибница снабжает влагой и азотом корни деревьев и кустарников. Для лосей, оленей и др. животных мухоморы служат лекарством. Сшибать и растаптывать ядовитые грибы не эстетично и не разумно. Ведь разбивая и разбрасывая кусочки шляпки ядовитого гриба по лесу, люди невольно содействуют его расселению.
Подробнее о ядовитых грибах нам расскажет ( Ф.И. учащегося) – реферат по теме.
Вывод: - и так, гуляя по лесу, какие грибы вы положите в свою корзинку? А какие грибы мы оставили в лесу? Наша прогулка продолжается.

2. Ядовитые грибы.
- Надо помнить, что ядовитыми бывают не только грибы, но и ягоды.

Реферат о ядовитых растениях леса подготовила (Ф. И. учащегося). Учащиеся рассматривают иллюстрации и гербарий ядовитых растений.

Вывод:

а). Находясь в лесу, не срывай и не бери в рот незнакомые растения: травы, ягоды и грибы.
б). Всегда спрашивай у взрослых, съедобны ли грибы, которые ты собрал. Старайся запомнить, какие грибы съедобны, а какие нет.

3. Физминутка для глаз.

4. Жалящие насекомые.

- Вспомните медвежонка Вини - пуха из сказки Алана Милна (показ иллюстраций)
-Для чего ему понадобился синий воздушный шарик? Почему пчелы так  подозрительно смотрели на Вини - пуха? Какой опасности он подвергался?
- А каких насекомых боитесь вы? Почему? Почему насекомые нападают на людей? Почему они называются жалящими?

Рассматривание насекомых ( пчелы, осы, шершня и шмеля ) на плакате и на иллюстрациях учебника с. 33.
- Работа по учебнику с. 33.
Чтение учащимися текста.

Вывод: Правила безопасного поведения, если рядом летают жалящие насекомые:

  1. Не приближайся, особенно в жаркие дни к пчелиным ульям. Ввлизи них не делайте резких движений.
  2. Не разоряй осиные гнезда.
  3. Если жалящее насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним, открой пошире окно и подожди, пока насекомое улетит.
  4. Осы частенько забираются в мед, варенье, ползают по фруктам, будьте осторожны, когда едите или пьете, чтобы оса не ужалила вас в язык или губу.

- Что же делать, если вас все - таки укусило насекомое?
При укусе насекомого надо в первую очередь удалить жало. Ранку надо промыть слабым раствором марганцовки, перекисью водорода или водой с мылом. От боли и зуда может помочь размельченный лист подорожника и что - нибудь холодное. Если укус пришелся в губу или веко, надо немедленно обратиться к врачу.

5. Показ отрывка из видеофильма «Пчелиные истории».

- Запомните, как называются представители пчелиной семьи.

6. Выступление ведущего инженера из лесного хозяйства Князькина Алексея Игнатьевича на тему: «Правила поведения в лесу».

lV. Закрепление пройденного материала.

Тестирование по изученной теме.

- Давайте проверим, как вы запомнили новый материал.

Задания:

1). Подчеркните в строчке только ядовитые грибы: белый, сатанинский гриб, мухомор, подосиновик, бледная поганка, опята.
2). Укажите строчку, в которой указаны только жалящие насекомые:
а) комар, муха, гусеница;
б) пчела, оса, шмель, шершень.
3). Подчеркните в строчке только ядовитые растения: ландыш, колокольчик, волчье лыко, шиповник, вороний глаз, клевер, белена, дурман.

Фронтальная проверка: 1 ученик зачитывает правильные ответы, другие проверяют.

V. Подвижная физминутка .

Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре улетела.

Vl. Творческая работа ( рисование бабочки).

- Насекомые – мелкие животные. Их много гибнет в руках и сачках школьников. Особенно это касается бабочек, которые находятся под угрозой полного исчезновения.
- Посмотрите на этих бабочек, изображенных на иллюстрациях. У многих хорошо развита предупреждающая и покровительственная окраска. Яркая, издали бросающаяся в глаза предупреждающая окраска, свойственна бабочкам, в крови которых содержатся ядовитые и жгучие вещества. Например, летающая днем медведица Гера или Орнитоптера и топазовая и др. насекомоядные птицы быстро запоминают, что этих ярких бабочек трогать нельзя. В природе бабочек осталось очень мало. Пусть они найдут в каждом из вас своего защитника.

Практическая работа:

- А сейчас давайте попробуем выполнить эту красоту своими руками.
Возьмите заготовки бабочек из бумаги, мы попробуем оживить их. А сделаем мы это с помощью ярких красок.
- Ребята, все бабочки симметричны, рисунок одного крыла повторяет рисунок другого. А чтобы это сделать, нужно выполнить гуашью рисунок одного крыла и сделать отпечаток на другом.
- Возьмем желтую гуашь и прорисуем кистью пятно на правом верхнем крыле. Следующая гуашь – красная, ее пятно ляжет на правом нижнем крыле. Середину закрашиваем синей гуашью.
- После того, как половина бабочки окрашена, нужно сделать отпечаток на другую симметричную сторону.
- После этого черной гуашью прорисовываем тело бабочки.
После завершения работы учащиеся поднимают и показывают бабочки друг другу. С каждого ряда выходят по 1 ученику и прикрепляют по 3-4 бабочки на плакат с лугом, прикрепленный к доске ( Выставка работ учащихся)

Vll. Итог урока. Оценивание.

- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Обратить внимание учащихся на выставку книг по теме урока, которые можно взять в школьной библиотеке.

Vlll. Домашнее задание.

Чтение и пересказ текста на с.32 – 33
Знать все изученные правила.

Дифференцированное задание:

1 уровень – нарисовать методом отпечатка пчелу;
2 уровень - нарисовать методом отпечатка мухомор;
3 уровень - нарисовать методом отпечатка ландыш.