Урок-исследование "В царстве грибов" из курса "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: В царстве грибов*. (1 урок)

*В связи с проведением исследования материал темы разделён на 2 урока.

Проблемы исследований:

  1. Кому нужен мухомор?(1 уровень сложности)
  2. Есть ли в Саратовской области редкие и исчезающие виды грибов?   (2 уровень сложности)    
  3. Какие бывают грибы?(3 уровень сложности)

Цель:
Сформировать у учащихся представление о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи:

  • Познакомить учащихся со строением грибов.
  • Расширить и систематизировать знания о грибах.
  • Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе и своему здоровью.

Оборудование:

1).демонстрационный материал (для учителя) – компьютер, мультимедийное оборудование, экран, презентация Microsoft PowerPoint, значки, соответствующие методам проведения исследований, карточки:   

Кому нужен мухомор?
Есть ли в Саратовской области редкие и исчезающие виды грибов?       
Какие бывают грибы?

2).индивидуальный материал – рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса “Мир вокруг нас” А.А. Плешаков 1 часть, цветные карандаши
3).раздаточный материал -  карточки с тестовым заданием
4) На столе материал для проведения исследований -Энциклопедия «Я познаю мир», журналы «Юный натуралист», книги из серии «Зелёный дом»: «Зелёные страницы», «Великан на поляне», атлас- определитель « От земли до неба»,пакетик с сухими дрожжами, мука, сахар, флакон с лекарством пенициллиновой группы, емкость для практической работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Дети выполняют тест (см. приложение №1)
После  выполнения теста:

1.взаимопроверка
2. Один ученик работает на интерактивной доске (исправляет ошибки, специально    сделанные на слайде учителем) (см. приложение № 2)

Слайд №2

III. Целеполагание и мотивация

- О каких царствах живой природы мы с вами уже говорили на уроках? (Ответ детей)
- Сегодня и на следующем уроке мы с вами отправимся в заочное путешествие в другое царство. В какое? Узнаете, отгадав загадки:

В лесу под берёзкой крошка, только шляпка да ножка.

Слайд № 3

Он в лесу стоял,  никто его не брал,
В красивой шляпке модной
Для еды нам не пригодный.

Слайд № 4

- Я думаю, что все догадались. Тема нашего урока

Слайд №5

- Вспомните, почему грибы выделены в отдельное царство живой природы?
- Ребята, а зачем нам нужно знакомиться с этим царством?

(Предположения детей)

- Искать ответы на эти вопросы вы будете во время нашего путешествия. На часть вопросов мы найдём ответы на этом уроке, часть – на следующем.  Я тоже хочу поставить перед вами задачу. В конце урока ответьте на мои вопросы:  (вывешиваются на доске)

Нужен ли мне был этот урок? Если да, то почему?

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Назовите грибы, которые вы знаете. Все названные вами грибы имеют одинаковое строение.

Слайд №6

Посмотрите на эту схему. Какие части есть у этих организмов?

Дети называют, при правильном ответе – вход названий.  Если дети грибницу назвали корнем, название не появляется. Если всё названо правильно детям предлагается проверить по учебнику.

Ребята, почему не появилось название этой части? Откройте учебники на стр.118-119. Найдите название частей этих организмов и ответьте на вопросы:

  • Сколько видов грибов известно?
  • Как грибы и деревья связаны друг с другом?
  • Какое значение для леса имеют грибы?

V. Первичная проверка понимания.

  • После прочтения текста учебника дети отвечают на вопросы.
  • Выполнение задания №1 в «Рабочей тетради» стр.54
  • Выполнение задания №2  в «Рабочей тетради» стр.55.

VI. Подведение к проблеме и формулирование проблемы исследования.

Назовите грибы, которые вы видите в этом задании. Почему они занесены в Красную книгу?  (ответы детей)

Ребята, среди этих грибов я вижу мухомор. Почему же этот ядовитый гриб охраняется? А он же не нужный, может и пусть исчезает? (ответы детей)
Давайте вынесем вопрос «Кому нужен мухомор?» на доску исследований.

К доске прикрепляется карточка: Кому нужен мухомор?

Как вы думаете, а в нашей области есть редкие и исчезающие виды грибов? Вам интересно узнать ответ на этот вопрос? А куда можно обратиться за информацией по этому вопросу? (Красная книга Саратовской области)

Давайте вынесем вопрос « Есть ли в Саратовской области редкие и исчезающие виды грибов?» на доску исследований.

К доске прикрепляется карточка:
Есть ли в Саратовской области редкие и исчезающие виды грибов?

А сейчас давайте прогуляемся по лесу.

Физминутка «Грибники»

Разбежались по полянке
Мухоморы и поганки,
чтобы сбить тебя с пути
и от белых отвести.
Только ты не поддавайся
И пониже наклоняйся.
Раз поганки тут растут,
Значит, белый тоже тут.
Там где солнышко пригрело.
Задержаться можно смело.
Значит, тут семья маслят
Или рыжики стоят.
А лисички и волнушки,
Те подальше от опушки
Водят яркий хоровод
Кто увидит, тот возьмёт.
Нам и лето, нам и осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что прячет лес.
Это чудо из чудес.

- Посмотрите на картинку. Слайд №7

 Видите, на стволе дерева что-то растёт. Кто знает, что это такое?  (Если не знают, учитель говорит сам). Сравните этот гриб и схему строения. Какой вывод вы сделали? Грибы, которые вы хорошо знаете и  со схемой строения которых мы с вами познакомились, называются шляпочными. И вы уже поняли, что бывают и другие грибы. Вам интересно об этом узнать. Давайте вынесем вопрос «Какие бывают грибы?» на доску исследований.

К доске прикрепляется карточка:
Какие бывают грибы?

Посмотрите на доску исследований. Вы видите, что нами сформулированы 3 проблемы. Выбери самую интересную для  тебя проблему и займи место за столом с карточкой нужного цвета.

VII. Составление плана исследования.

- Как вы будете проводить исследование?
- Как и где вы будете искать необходимую информацию?
Каждая группа выбирает методы работы.

С доски исследований снимают соответствующие значки. Использование метода исследований в этом классе организовано на основе учебника- тетради для младших школьников А.И.Савенкова «Я – исследователь». На отдельном столе лежат: Энциклопедия «Я познаю мир», журналы «Юный натуралист», книги из серии «Зелёный дом»: «Зелёные страницы», «Великан на поляне», атлас- определитель « От земли до неба».  Для группы выбравшей поиск информации в компьютере, установлены «Детская энциклопедия КМ» и «Большая энциклопедия КМ», энциклопедия «Хочу всё знать», картинки в папке «Мои рисунки».  Для группы «зелёных» пакетик с сухими дрожжами, мука, сахар, флакон с лекарством пенициллиновой группы ,ёмкость для практической работы.  Для группы «синих» нет материалов. Дети отправляются в школьную библиотеку за «Красной книгой Саратовской области». ( Учитель заранее предупреждает об этом библиотекаря.)

VIII. Проведение исследования.

  • Работа с источниками информации
  • Подбор или изготовление иллюстраций
  • Группа «зелёных» проводит практическую работу с дрожжами. Может понадобиться помощь учителя.
  • Анализ информации - выбор самого интересного и подтверждающего ответ детей. Напомните, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. Это можно сделать с помощью иллюстраций, рисунков, схем, чертежей, макетов, презентаций.

IX. Подведение итогов исследований.

  • Групповая защита перед сверстниками сообщения. Дети делят сообщение на части, им так легче выступать.

Представлен  только доклад «зелёных» и презентация к нему, выполненная учениками. (см . приложение №3,   №4)

  • Обсуждение  итоги завершённой работы. Необходимо дать возможность желающим задать вопросы по сообщению, а «исследователю» ответить на них.

X. Домашнее задание.

- На следующем уроке мы продолжим наше путешествие по царству грибов, поговорим о съедобных и несъедобных грибах. Каждый из вас сможет стать нашим проводником по этому царству. По желанию  подготовьте сообщение об одном из грибов. Организуйте своё исследование так, чтобы тема не совпала с темой одноклассника. Если не хотите делать сообщение, прочитайте текст учебника и подготовьте ответы на вопросы к нему.

XI. Рефлексия.

- А теперь ответьте на вопросы, которые я задала в начале урока: Нужен ли мне был этот урок? Если да, то почему?