Цель:
Обучающие:
- сформировать представление о числе шесть, как о последующем для числа 5;
- познакомить с правильным написанием цифры 6;
- помочь учащимся усвоить состав числа 6;
- закреплять умение складывать и вычитать при помощи числового отрезка, находить взаимосвязь между частью и целым.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать;
- развивать умение доказывать, решать проблемы.
Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, сопереживания.
Оборудование: Незнайка, числовые карточки, листья, геометрический материал (прямоугольники маленькие и большие), рис. замка, образец цифры 6, буквы К, Л, П изображение Лены , Кати и Пети, карточки “состав числа 6”, карточки -задания для работы в группах, учебник “Моя математика” 1 класс, 1 ч. Т.Е. Демидова, рабочая тетрадь к учебнику “Моя математика” 1 класс, Т.Е. Демидова.
Ход урока
- Орг. Момент.
Учащиеся разбиты на 3 группы.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
- – Наш друг Незнайка узнал что его друзья попали в беду. Их заточил в замок
- Работа по числовому ряду.
- “Открытие” нового и формулирование темы и цели урока.
Волшебник Число
- Незнайка решил освободить друзей, но Волшебник устроил серьезное испытание
для него.
- Незнайка понял, что сам не справиться и просит нас о помощи. Поможем Незнайке?
На доске не по порядку стоят числовые карточки.
Числовых карточек 5.
- Нам предстоит пройти сложный путь. Волшебник заколдовал дорогу.
- Поможем Незнайке расколдовать ее.
- Из чего состоит дорога? Что вы заметили? (Числовые карточки расположены не по порядку.)
- Помогите Незнайке восстановить числовой ряд.
Один ученик восстанавливает числовой ряд.
- Назовите последующее число, числу 3.
- Назовите предыдущее число, числу 2.
- Какое число стоит между числами 4 и 5.
- Назовите наименьшее и наибольшее числа.
- – Волшебник решил спрятать дорогу от глаз Незнайки. И нагнал сильный ветер.
- - Ой, посмотрите ветром надуло много листьев.
- – Найдите числовую карточку 6, и установите ее в ряду чисел.
- Знакомство с цифрой 6.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше и выше.
На доске вырезанные листья.
- Чтобы Незнайке убрать всю листу, надо ему положить на парту 5 больших прямоугольников.
- Сколько прямоугольников мы положили?
- А теперь положите еще 1 прямоугольник.
- Сколько прямоугольников стало?
- Составьте и запишите числовое выражение.
1 человек на доске, остальные в тетради с.32 №1.
5 + 1 = 6
- Определите тему урока. Чему мы должны научиться на уроке?
(Тема нашего урока число и цифра 6. Мы должны определить место числа и цифры 6 в натуральном ряду чисел, узнать состав этого числа, научиться писать.)
Один ученик выходит к доске и устанавливает в числовом ряду числовую карточку 6.
- За каким числом следует число 6?
- На сколько единиц число 6 больше 5?
Физминутка.
Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять тихонечко присядь.
- Пока мы отдыхали, Незнайка подошел к замку Волшебника.
- Чтобы войти в замок, надо открыть ворота.
- Для этого надо ответить на ряд вопросов и выполнить очередное задание Волшебника.
- С каким числом мы познакомились?
- Как его записать?
- На что похожа цифра шесть?
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
- Чтобы открыть этот замок, надо научиться писать цифру шесть.
Работа в тетради с. 32 № 2.
- Рассмотрите первый ряд, какую закономерность вы увидели? (При письме каждый раз количество шестерок увеличивается на один.)
- Обведите по контуру и продолжите ряд, соблюдая закономерность.
- Рассмотрите второй ряд, какая закономерность в этом ряду? (Первая цифра 6, а вторая цифра увеличивается на один.)
- Обведите по контуру и продолжите ряд, соблюдая закономерность.
- Первичное закрепление.
- - Вот врата замка открылись. Незнайка увидел перед собой новую дорогу.
- Из чего состоит дорога? (Из числовых отрезков).
- Чтоб пройти этот путь надо подумать, какие можно составить выражение по числовым отрезкам.
Дети составляют выражения и записывают их в тетрадь.
Тетрадь с. 32 №3.
- Мы находимся в точке 5, двигаемся вправо на 1 шаг, оказываемся в точке 6.
5+1=6
- Мы находимся в точке 6, двигаемся влево на 1 шаг, оказываемся в точке 5.
6 – 1 =5
Физминутка.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
5.Тренировочное упражнение.
- Дорога привела Незнайку к заколдованным друзьям.
- Волшебник заколдовал друзей Незнайки, давайте угадаем, кто у Волшебника в плену.
На доске буквы К Л П.
- Чтоб их расколдовать, нам надо выполнить исследовательское задание в группах.
- Вспомните правила работы в группах. (Уважай своего товарища. Умей выслушать каждого. Не согласен – предлагай.)
- У каждой исследовательской группы на парте лежит задание от Волшебника Числа. Прочитайте его.
Рассмотрите рисунок Кати (Лены, Пети). Составьте к нему все возможные равенства, используя знаки “+” и “-”. Рабочая тетрадь с.33№5.
- Что у вас должно получиться в результате? (Составлены и записаны в столбик под буквой К. (Л., П.) 4 равенства.)
- На выполнение этого задания вам Волшебник Число даёт вам 5 минуты. Я желаю вам удачи при выполнении этого задания.
Учащиеся выполняют задания, учитель наблюдает за ходом работы.
- Итак, группы готовы. Руководители исследовательских группы предоставьте получившиеся результаты. Участники других групп записывают результаты.
Руководители групп вывешивают составленные равенства.
1гр. 1+5=6 2гр.
5+1=6
6 -1=5
6 –5=1
2+4=6
4+2=6
6 -2=4
6 -4 =2
6 –3=3
3гр. 3+3=6
- Почему у 3 гр. получилось только 2 равенства? (Так как для составления равенств использовали одинаковые части.)
- Молодцы! Вы помогли Незнайке, найти и спасти его друзей.
На доске появляются изображения Кати, Пети, Лены.
6.Итог.
- Итак, выполняя задания Волшебника мы познакомились с новым числом.
- Как называется это число?
- Какой цифрой обозначается число 6?
- Что вы можете сказать о составе числа 6?
- Незнайка благодарит вас за помощь.
- И я вас тоже.